Книжный каталог

Золото Византии

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Книги

Описание

В 330 году древний город Византий, переименованный в честь императора Константина в Константинополь, становится столицей Римской империи. Этот новый, второй Рим, принявший христианство, на протяжении одиннадцати веков стойко противостоял нашествиям варваров, а затем арабов. В 1204 году город был взят штурмом крестоносцами, а в 1453-м пал под ударами турок. Константинополь - город богатый, многоязыкий и многолюдный, сердце Византийской империи, был не только центром наук и искусств, но и главным перекрестком торговых путей. Он был свидетелем бунтов и мятежей, порожденных богословскими спорами, он стал на многие годы центром духовной жизни человечества. В сжатой и увлекательной форме автор этой книги излагает историю Византии, наследницы древнегреческой культуры и прародительницы православия.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Золото Византии Золото Византии 522 р. bookvoed.ru В магазин >>
Святые императоры Византии Святые императоры Византии 783 р. labirint.ru В магазин >>
Светское искусство Византии Светское искусство Византии 630 р. bookvoed.ru В магазин >>
Гроза Византии Гроза Византии 522 р. bookvoed.ru В магазин >>
Византия - орел и лев Византия - орел и лев 738 р. bookvoed.ru В магазин >>
История Византии. Хрестоматия. Часть 2. Исторические документы и исследования (DVD) История Византии. Хрестоматия. Часть 2. Исторические документы и исследования (DVD) 484 р. labirint.ru В магазин >>
Шоу И. Аудиокн. Шоу. Вечер в Византии Шоу И. Аудиокн. Шоу. Вечер в Византии 207 р. book24.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Золото средневековых государств

Золото Византии

Очерк о золоте

Михаил Маркович Максимов

ЗОЛОТО СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОСУДАРСТВ

В древнем и античном мире запасы добытого золота концентрировались в государственных и храмовых сокровищницах, у вождей и царей. Затем они переходили к государству-завоевателю, например, от Лидии к Персии, от Персии к Македонии, от греческих государств к римским. При распаде Римской империи золото было разграблено и исчезло вместе с исчезновением варваров. Часть золота закопана в виде кладов завоевателями «первых поколений», и некоторые из этих кладов, дошли до наших дней.

Во вновь образовавшихся средневековых государствах в хозяйственном обиходе золотых монет не оказалось, и феодальные правители Европы начали накопление золотого запаса почти с нуля. К. Маркс, ссылаясь на один из источников, отмечает: „«Из золотых монет до эпохи крестовых походов известны лишь византийские солиды, италийские тари и арабские маура-ботини» (впоследствии — мараведи).

Византия. Известно, что в 395 г . Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Восточная позднее стала называться Византийской. На протяжении тысячелетней истории она неоднократно и значительно меняла границы своей территории, в отдельных районах которой велась добыча золота.

Золотые монеты Византии очень разнообразны и интересны по оформлению. Это видно на примере солида Феодосия I (рис. 16). Однако установить их связь с каким-либо месторождением золота, как правило, не представляется возможным.

Частично золото добывалось и по соседству — из фракийских месторождений. Г. Агрикола писал: «Во Фракии предгорье также называется Хризоцерас, где расположен город Византия» (напомним, что по-гречески золото — «хризо»).

В Европе близ северо-западной границы империи разрабатывались месторождения Баната и Сербии, золото которых также поступало в Византию. Ц. Ф. Герман [9] сообщает о месторождениях Баната: «. в Фабиане у Дагнаски посреди медных руд находят самородное золото гнездами».

В современной СФРЮ крупнейшим по запасам полиметаллических руд является район Капаоник. Добыча руд здесь была начата еще римлянами. В летописях этот район упоминается с 1303 г .; наивысший для средневековья уровень добычи отмечается в XV в. В отдельных месторождениях содержание золота в рудах составило 20 г/т, серебра 250 г/т, свинца 2,5 % и цинка 0,5 % [28]. В Сербии известно месторождение Майдан-Пек. Рудные скопления представляют собой штоки и неправильные линзы. Руда состоит из пирита, содержащего кроме меди и серебра от 0,7 до 7,5 г/т золота. С 1720 г . здесь ведутся подземные работы, а в средние века, т. е. в период расцвета Византии, разработка производилась открытыми работами [18]. Тогда, вероятно, разрабатывалась железная шляпа. Разработка месторождения Бор на территории современной СФРЮ была начата еще римлянами. После отработки железной шляпы месторождение было заброшено и вновь стало эксплуатироваться лишь в XIX в. Среднее содержание меди здесь 1,67 %, золота 4 г/т, серебра 10 г/т

Источник:

www.bibliotekar.ru

Сокровища Великих Цивилизаций: Византия

LiveInternetLiveInternet
  • *** Праздники (255)
  • новый год (121)
  • свадьба (39)
  • церковные (24)
  • 10% (0)
  • *** SPA (330)
  • волосы (48)
  • комплексы упражнений (41)
  • макияж (37)
  • ноги (15)
  • ногти, маникюр (65)
  • парфюм и запахи (21)
  • производственная гимнастика (34)
  • руки (2)
  • упражнения для лица (8)
  • уход за собой (54)
  • *** АУДИО КНИГИ (660)
  • детектив (229)
  • исторические (62)
  • детское (74)
  • классика (27)
  • мемуары (58)
  • поиск книг (27)
  • романы (102)
  • смешное (29)
  • фантастика (79)
  • ***советы ЮРИСТА и БИЗНЕС (97)
  • *** ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ (1784)
  • япония (319)
  • общественные учреждения -больницы и т.д. (135)
  • Нижний Новгород - Горький (75)
  • польша (30)
  • веб-камеры (24)
  • мир глазами россиян / иностранцев (340)
  • музеи (124)
  • необычные шоу-представления (43)
  • 3D - панорамы (212)
  • полезно знать! (100)
  • санатории и отдых (21)
  • флеш-моб (22)
  • цейтраферная съемка, time lapse (81)
  • экскурсии (331)
  • *** ВСЁ ДЛЯ БЛОГА (487)
  • календари (7)
  • забавные флешки (57)
  • инфо по настройкам дневника (36)
  • информеры (15)
  • карта Гугл (4)
  • кнопки и формулы (38)
  • переводчик (9)
  • разделители (33)
  • рамки (73)
  • схемы и аватарки (107)
  • таблица (8)
  • текст (20)
  • фоны (12)
  • часики (23)
  • *** ДЛЯ ДЕТЕЙ (649)
  • стихи, песенки, загадки (103)
  • школа (53)
  • игры - флешки (39)
  • калейдоскоп (3)
  • логопед (4)
  • опыты и развивающие игры (85)
  • пазлы (3)
  • поделки своими руками (171)
  • рисование и разукрашки (72)
  • сайты детские (22)
  • советы психолога (91)
  • *** ДОМ (799)
  • 3D-программы (5)
  • балконы, лоджии (12)
  • ванная (31)
  • гостиная (3)
  • детская (5)
  • идеи при ремонте и ошибки (58)
  • красивые и необычные дома (261)
  • кухня (58)
  • прихожая (3)
  • ремонт - переделка (44)
  • спальня (22)
  • дом и участок у дома (83)
  • хозяйство (210)
  • *** ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ (239)
  • кошки (128)
  • океанариумы (13)
  • черепахи (6)
  • *** ИСТОРИЯ (1397)
  • Солдаты России (119)
  • азия (96)
  • африка (35)
  • америка (92)
  • европа (404)
  • реконструкция истории (103)
  • россия (536)
  • *** КАРТИНКИ - ФОТО (1017)
  • картинки gif (92)
  • фото для услады (31)
  • красивые места (180)
  • красивые фото (70)
  • старые фото и видео (215)
  • художники (371)
  • *** КИНОЗАЛ (1578)
  • детектив (147)
  • детское (58)
  • документальные фильмы (227)
  • комедии (213)
  • мелодрамы BBC и другие костюмные (175)
  • музыкальные (46)
  • мульты (119)
  • о жизни и любви (139)
  • по актерам (102)
  • по реальным событиям (41)
  • поиск фильмоф-ф (18)
  • приключения (23)
  • танцы (73)
  • театр (171)
  • телепрограмма (4)
  • фантастика (64)
  • цирк (7)
  • *** КНИГИ (307)
  • библиотеки онлайн (27)
  • *** КОМПЬЮТЕР (146)
  • планшет (34)
  • *** ЛИЧНОЕ (80)
  • *** МЕДИЦИНА (640)
  • мир глазами пенсионера / инвалида (38)
  • дети (37)
  • диабет (50)
  • зрение (5)
  • музыка и другие способы - релакс (105)
  • курение и алкоголь (12)
  • лекарства и народные средства (32)
  • новости медицины (39)
  • позвоночник (54)
  • помоги себе сам (165)
  • похудей ка! (103)
  • *** МИР МУЖЧИНЫ и политика (608)
  • *** МУЗЫКА (588)
  • 80 - 90 -е (50)
  • 30 - 50 -е (34)
  • 60 - 70 -е (11)
  • fm - радио и поиск музыки (16)
  • караоке (13)
  • концерты (31)
  • опера (57)
  • романсы и народные песни (127)
  • 2000-е (96)
  • *** ПСИХОЛОГИЯ (687)
  • =круговорт добра в природе= (148)
  • дэир (14)
  • мужчина и женщина (256)
  • НЛП (19)
  • симорон (67)
  • техники (112)
  • эниология (18)
  • это полезно знать ! (59)
  • *** РЕЛИГИЯ (180)
  • святые (36)
  • статьи и фильмы о вере (79)
  • церкви и монастыри (51)
  • *** РЕЦЕПТЫ (1458)
  • выпечка - печенье, булочки, пряники (90)
  • овощные блюда (76)
  • рыба и морепродукты (46)
  • напитки алкогольные (95)
  • без выпечки (30)
  • напитки безалкогольные (51)
  • выпечка - формовка и тесто (75)
  • выпечка - не сладкая (125)
  • выпечка - сладкая (153)
  • духовка - гриль (23)
  • десерты и конфеты (108)
  • желе, заливное, холодец (14)
  • заготовки на зиму (63)
  • кухни народов мира (98)
  • макароны, лапша, крупа (16)
  • микроволновка (48)
  • мультиварка (31)
  • мясо, птица (75)
  • на сковороде и фритюр (40)
  • пароварка (1)
  • пельмени, вареники, манты (24)
  • пряности (12)
  • сайты, книги и журналы по кулинарии (18)
  • салаты и закуски (77)
  • спец.меню (69)
  • супы (17)
  • сыр, творог, молочное (32)
  • выпечка - торты (66)
  • фрукты (21)
  • хлебопечка (43)
  • *** РУКОДЕЛИЕ (978)
  • кукольные домики (99)
  • витражи (12)
  • вязание (285)
  • декупаж (15)
  • ковровая игла (13)
  • мыло (17)
  • рисование (55)
  • рукодельный уголок (129)
  • сайты и книги по рукоделию (11)
  • серьги и другие украшения (37)
  • тапочки (58)
  • тильды и другие куклы (14)
  • фотографируем сами (32)
  • вышивка (167)
  • *** САДОВОДСТВО (262)
  • дачные идеи (17)
  • парки и сады (67)
  • сайты, книги и журналы по садоводству (5)
  • технологии выращивания (73)
  • цветы в саду (37)
  • *** СТИХИ (216)
  • *** ТЕСТЫ И ГАДАНИЯ (159)
  • *** УЧИМ ЯЗЫКИ (61)
  • учим английский (35)
  • *** ЦВЕТЫ (348)
  • ботанические сады и оранжереи (21)
  • вертикальный сад (23)
  • вредители (6)
  • каталог растений (118)
  • книги и сайты о цветах (18)
  • орхидеи (78)
  • уход за цветами (40)
  • цитрусы (28)
  • *** ШИТЬЕ (520)
  • выкройки - детям (78)
  • выкройки - женщинам (148)
  • выкройки - мужчинам (13)
  • найди свой стиль. (93)
  • подушки (9)
  • сумки (9)
  • Таблицы соответствий размеров (6)
  • технологии шитья (74)
  • цветовой круг: (16)
  • шитье для дома (51)
  • шторы (34)
  • *** ЭТО ИНТЕРЕСНО (129)
  • *** ЮМОР (686)
  • анекдоты (116)
  • забавные картинки! (197)
  • смешное видео (117)
  • смешные истории (236)

Какой увидели художники женщину в окне . Ах, эта женщина в окне. Опять её жалеют звёзды. Ме.

Популярный концерт Венского филармонического оркестра, который традиционно проходит в .

Когда запахнет хвоей с мандаринами Я вспоминаю прошлые года. Они казались раньше очень длинными.

Фильм "Движение вверх". Легендарный матч и художественный вымысел .

Работала Снегурочкой под Новый год. Однажды нас пригласили к ребенку, который не верит в Деда Мороза.

-Метки -Фотоальбом -неизвестно -Всегда под рукой

Large Visitor Globe

-Поиск по дневнику -Подписка по e-mail -Друзья -Постоянные читатели -Сообщества -Статистика Сокровища Великих Цивилизаций:Византия

Корни византийского искусства лежат в греко-римской античности. Но весь дух её художественной культуры совершенно иной, часто противоположный античному. Наивысшего расцвета Византия достигает в эпоху правления императора Юстиниана (527 - 565 гг.). Важнейшим центром художественной культуры в этот период становится Константинополь - столица государства.

Определяющую роль играет церковь и императорский двор. Византийский император - земной наместник Бога, поэтому ему надлежало воздавать почти божественные почести. Византийцы любили роскошь как элементу престижа, стремление к великолепию, пышности, широко использовали драгоценные материалы.

Огромную роль в формировании и развитии византийского искусства сыграло иконоборчество, косвенным результатом которого стало бурное развитие орнаментальной структуры декора. В византийском искусстве есть черты сходства с мусульманским. Это декоративизм, тяготение к линеарности. Господствующее ощущение покоя и величия в византийском искусстве обусловлено его естественной консервативность и статичностью.

Византийских ювелирных украшений сохранилось относительно немного, в основном это серьги, перстни, браслеты, ожерелья. В их декоре часто использовали драгоценные камни и жемчуг, эмали и чернь.

Россыпи цветных камней и золото, играющее объединительную роль, представляют своеобразный документ, свидетельствующий о необычайной роскоши этой культуры. В ювелирном искусстве использовалось даже больше камней и жемчуга, чем в Ранний Римский период.

Это видно уже на примере медальонов, где в орнаменте доминирует мотив сочетания двух крестов - прямого и диагонального, оттененный различиями в колорите камней; светлые и темные (жемчуг, рубины, изумруды).

На смену недавно еще такой популярной филиграни около 300 года приходит новая техника - резьба "в оброн", с изъятием фона. Гравированный орнамент из геометрически стилизованных мотивов виноградных лоз становится более рельефным и сочным, с множеством светотеневых и цветовых эффектов. Около 600 года начинают преобладать композиции с разбегающимися кругами, где мотив креста как бы растворяется в воздухе.

Среди культовых ювелирных изделий главную роль играют золотые овальные медальоны - энколпионы, служившие для хранения реликвий, для обозрения которых в корпусе делалось специальное "оконце". Такие реликварии с изображением Богоматери или Иисуса Христа носили епископы.

Наибольшую славу византийским златокузнецам и ювелирам принесли эмали. Отсюда они проникли в Европу. Как западную, так и восточную. К числу шедевров византийской эмали относится вотивная корона с изображением императора Василия I среди апостолов, датированная началом Х века и пластины книжных окладов из библиотеки Св. Марка в Венеции и Сиенской библиотеки. Высокое художественное достоинство этих произведений не вызывает сомнений.

Встречаются византийские эмали двух типов - либо как отдельные мотивы на золотом фоне, либо они покрывают всю поверхность изделия. Предпочтение отдавалось композиционным решениям с богатым золотым фоном. Византийцы высоко ценили этот металл, так как считали, что им покрыто небо.

Великолепным памятником работы византийских эмальеров представляется знаменитый Лимбургский реликварий Истинного Креста, выполненный между 950 - 965 годами. В девяти клеймах на лицевой стороне изображены: Христос на троне в центре, Мария и Иоанн с ангелами по сторонам от него, в верхнем и нижнем ярусе Апостолы.

Сочетание драгоценных цветных камней и ярких эмалей на золотом фоне, создает эффект парения в пространстве. Это произведение представляет очередную ступень эволюции божественного образа в течение первого тысячелетия; от аполлоноподобного юного Доброго Пастыря до Бога-Вседержителя, чья власть абсолютна, ибо не завоевана, а извечна.

Яркие краски эмалей, изысканные гравированные узоры на оборотной стороне, благородство рисунка выделяют Лимбургский реликварий среди других ювелирных произведений византийских мастеров. Это произведение ювелирного искусства выполнено в столичных императорских придворных мастерских.

Здесь же, по видимому, была сделана между 1042 и 1050 годами и украшенная перегородчатыми эмалями корона Константина IX Мономаха, подаренная им венгерскому королю Андрашу. Фигура императора изображена в свободной позе, согласно классическим законам контрапоста, между двумя сестрами-соправительницами Зоей и Феодорой. Замыкают композицию по сторонам фигуры танцовщиц, славящих императора.

Столь же восхитительным произведением искусства византийских ювелиров является знаменитый Золотой алтарь Пала д’Оро в Венеции, где Богоматерь стоит между императрицей Ириной и дожем Орделафо Фальеро, заменившим более раннее утраченное изображение императора.

В сравнении с золотыми, византийские изделия из серебра кажутся скромными. Но их художественные достоинства также высоки. Они поражают высоким мастерством исполнения чеканки и монументальностью стиля, в котором отчетливо просматривается влияние античной традиции. К шедеврам византийских серебряников относятся реликварий Св. Крови, представляющий модель собора Сан Марко, алебастровый дискос, ранее входивший в церковную утварь храма Св. Софии в Константинополе, чаша византийского императора Романа II.

И после падения Византии в 1453 году, когда турками был захвачена её столица Константинополь, влияние её культуры ещё долго сохранялось, преимущественно в странах Восточной Европы.

Золотые полукруглые серьги. Диаметр 1,4 см. 2-3 век. Афины, музей Византии, T 2763.

Золотые серьги с накладками в виде розеток и тремя подвесками из стержней с грануляцией и необработанными изумрудами. Размер 4,5 х 2 см. 2-3 век. Афины, музей Византии, T 2769.

Золотые серьги из Тигани. Нижняя часть украшена кольцами с филигранным крестом и разделены тремя гранулированными кистями винограда. Диаметр 4,8 см.

2-3 век. Афины, музей Византии.

Пара золотых браслетов возможно с Кипра.

6 век. Афины, музей Бенаки, 1835-1836.

Пара золотых серег. Ранний византийский период. Пирамиды полностью покрыты грануляцией. Серьги отличаются абсолютной симметрией и тонкой работой.

Афины, музей П. и А. Канеллополоуса, 135a

Золотая цепь из Кратиго. Центральная подвеска изображает геральдического павлина. 7 век. Афины, музей Византии.

В византийских украшениях сосуществуют золото и серебро, эмаль, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, неизменно гармонизируя с изысканной красотой и мастерством бесценных и дерзких работ, отражая благородство и изящество.

Экстравагантное сочетание цветов, богатства и разнообразия драгоценных материалов, которые составляют вместе с восточными корнями их характерные черты, украшает чистые формы с вдохновенной прозрачностью и восхваляет с выразительной долговечностью.

Бронзовый крест с выграверованным изображением Христа Вседержителя. С задней часть написано:: A.KOCTANTHNOC – возможно имя святого владельца креста.

10-11 век. Афины, музей Бенаки, 11412.

Комбинируя различную технику, византийские ювелиры сочетали благородные металлы, ограненные полудрагоценные камни – яшму, сардоникс, лазурит, агат и горный хрусталь – используя их с уникальным мастерством, а также эмаль, жемчуг и драгоценные камни и многоцветное стекло, создавая очаровательные работы, излучающие божественный свет. Их работы отличает страсть к роскоши и пышным красочным эффектам, хороший вкус, мудрость и благоразумие.

Энкольпия с Христом Вседержителем. Горный хрусталь, золото, драгоценные камни и перламутр. В центре энкольпии камея из горного хрусталя в изображением Вседержителя. Размеры 6,1 х 6 см. Афины, музей Бенаки, 2115.

В первые века Христианства рисунки и виды украшений поздней античности использовались и язычниками, и Христианами. Постепенно они получили развитие в новых формах и обогатились предметами, соответствующими Христианской вере. И в драгоценностях видное место заняли образы Христа, Девы Марии, ангелов и святых, а также креста.

Золотая перикарпия состоящая из двух полукруглых частей. Диаметр 7 см, высота 3 см.

Афины, музей П. и А. Канеллополоуса, 14.

Символические и аллегорические темы – бессмертный павлин, дерево жизни и многие другие получили свежее дыхание в точно отточенном смешении цветочных, животных и геометрических декораций, приняв значения свойственные Христианскому словарю.

Надписи, обращения и благословения чернением по золоту и серебру отмечают благочестивые упования владельцев. На свадебных украшениях Христос кажется венчающим и защищающим невесту и жениха, которые находятся рядом с ним справа и слева

. Золотая двухсторонняя подвеска с драгоценными камнями и эмалью. Размер 7,9 х 6,4 см. l7 век. Афины, музей Византии, T 464.

Диадемы, золотые украшения для волос, усеянные драгоценными камнями, цепи с прекрасными кулонами, монеты, пекторальные кресты, серьги, кольца, перикарпии, браслеты, пояса, застежки, пуговицы – это украшения, которые носили византийские женщины и мужчины.

Отличительные признаки благородства, социального статуса, официальности, тщеславия, вкуса и богатства, драгоценные украшения обрядов бракосочетания и дорогостоящие сувениры побеждают надменной властью заповеди Христианского смирения и простоты, рекомендуемой Отцами Церкви.

Пряжка из Малой Азии из позолоченного серебра, украшенного филигранью и грануляцией. В двойную розетку в центре вставлен большой зеленый искусственный камень из стеклянной пасты. Размер 9,5 х 7,7 см. 19 век.

Афины, музей Византии, T 1566.

Простые и скромные, или замысловатые и богатые, они отвечали концепции великолепия и правили в жизни византийцев, доставляя их счастливым владельцам тонкое эстетическое удовольствие.

Ремень из позолоченного серебра из отдельных пластин и цельная пряжка с цветочным орнаментом из филиграни, "камни" из цветного стекла и эмаль. Размер 77 х 11,5 см. 1836.

Афины, музей Византии, T 1402.

Количество драгоценностей, сохраненных в греческих и иностранных музеях, частных собраниях и ризницах церквей и монастырей чрезвычайно мало по сравнению с размерами и продолжительностью существования Византийской Империи.

Много изделий из частных сокровищ были спрятаны в земле во время опасностей и вторжений, они наряду с другим драгоценным имуществом прочно запечатывались в серебряных или позолоченными сосудах, в которых находят также монеты, точно указывающие дату захоронения.

Пряжка из малой Азии. Позолоыенное серебро с прямоугольными отверстиями. Украшена растительным мотивом на пластинах в центре и замке. Размер 31 х 11,5 см. l9 век. Афины, музей Византии, T 1548.

Византийские украшения время от времени находят при раскопках в Азии, Греции, Кипре, Италии, Сирии и Египте, Франции, Германии, Венгрии, Болгарии, Крыма и Грузии. Драгоценности попадали туда, как и в другие места, по торговым, дипломатическим и военным дорогам. В своем пути они всегда свидетельствовали о превосходстве и артистическом влиянии Византии в средневековом мире, за границы которого эти драгоценности иногда послались как императорские подарки иностранным правителям.

Крест нательный, 1080 - 1130 гг., Константинополь, золото и финифть

Византийские драгоценности существующие сегодня, большей частью относящиеся к седьмому веку, дают поверхностную и, конечно же, неполную картину этого процветавшего искусства, которое объединило обработку золота и серебра с глиптикой и другим выдающимся достижением Византии – эмалью, часто в работах превосходной симметрии и роскошной окраски, несравнимой техники и мастерства исполнения. Наиболее изящные приписываются мастерским из Константинополя.

Антихойская чаша,1 пол.6 в.,серебро

На протяжении тысячелетней истории она неоднократно и значительно меняла границы своей территории, в отдельных районах которой велась добыча золота.

Святой Димитрий. Византия, XII век. Золото, эмаль Золотые монеты Византии очень разнообразны и интересны по оформлению. Однако установить их связь с каким-либо месторождением золота, как правило, не представляется возможным.

Частично золото добывалось и по соседству — из фракийских месторождений. Г. Агрикола писал: «Во Фракии предгорье также называется Хризоцерас, где расположен город Византия» (напомним, что по-гречески золото — «хризо»).

Большую роль в изучении достижений византийских мастеров сыграли различные находки из кладов и археологических раскопок,например:

Врапский (или Аварский) клад

Найден в 1901 году у населенного пункта Врап, лежащего в 30 км. к юго-востоку от древнего Диррахия, в восточной части современной Албании. В музей Метрополитен поступил в 1917 году как дар Дж. Пирпонта Моргана

Обычно, говоря об этом кладе, указывают на его аварское происхождение (особенно, наряду с Перещепинским кладом хана Куврата, любят его в Болгарии; очень много ссылок на Врапский клад на болгарском языке в Сети). Действительно, в обработке золота и серебра аварские мастера многого достигли, а главное, сырья было очень много – золото и серебро в виде военной добычи, дани или платы за охрану границ поступало к аварам из Византии в огромном количестве.

Золотых дел мастера входили в элиту этого народа, кочевавшего по степям Евразии. Но нельзя однозначно полагать, что все вещи клада имеют аварское происхождение. Часть из них выдает руку провинциального византийского мастера, в любом случае, изготовляя ряд предметов, мастер стремился повторить эталонные византийские образцы.

Итак, клад состоит из комплекта золотых накладок на пояс, некоторые из которых явно не доработаны, а так же несколько сосудов из серебра, часть из которых полностью или частично позолочены: кувшин с греческой надписью: «Глас Господень над водами» (Пс. 28, 3); серебряное ведерко византийской работы VI века, два ковша, чаша и три потира.

Особый интерес представляет собой один из потиров. В то время, как два других покрыты простым чешуйчатым орнаментом, рассматриваемая нами чаша украшена четырьмя чеканными фигурами, являющимися персонификациями четырех крупных центров Византийского мира: Кипра, Рима, Александрии и Константинополя, причем каждая фигура подписана на греческом языке. Занятно, как в этот список попал Кипр. Наводит на мысли о происхождении либо потира, либо мастера, его создавшего. Клад датируется 600-700 годами.

Ведерко. Серебро, VI век. Врапский (или Аварский) клад, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

Потир. Серебро, позолота, VI век. Символическое изображение Кипра. Врапский (или Аварский) клад, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

Потир. Серебро, позолота, VI век. Символическое изображение Кипра, увеличенный фрагмент. Врапский (или Аварский) клад, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

Потир. Серебро, позолота, VI век. Символическое изображение Константинополя, увеличенный фрагмент. Врапский (или Аварский) клад, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

Сокровищница Капер Кораона

В начале ХХ века на антикварном рынке почти одновременно появились 4 клада из Сирии, состоявших из византийской серебряной церковной утвари VI-VII веков. Установлено, что часть предметов была найдена в 1910 году у сирийской деревни Курин, близ Стумы, места, известного в ранневизантийский период под греческим названием Капер Кораон (Kaper Koraon), это был небольшой городок, христиане которого были членами поместной Антиохийской Церкви. Все найденные здесь предметы, подобно Сионскому кладу, имели литургическое назначение, и составляли алтарные принадлежности храма св. Сергия в Капер Кораоне. Часть предметов (в основном, это чаши и дискосы) несет на себе надписи, прямо указывающие их принадлежность вышеупомянутому храму.

К этой группе предметов примыкают другие, найденные в то же время и тоже в Сирии. Есть основания предполагать, что все они некогда составляли единое целое, и поэтому за целой группой предметов сиро-константинопольского происхождения закрепилось общее название «Сокровищ Капер Кораона». Предметы (всего их около 55) рассеялись по известным музеям: Британскому, Dumbarton Oaks, галерея Уолтер в Балтиморе…

Рис. 1 Серебряный потир из Капер Кораона. VII век. Впервые предложен к продаже сэру Лоуренсу Аравийскому в Алеппо в 1913 г. Через год куплен в Иерусалиме Британским Музеем. Надпись: «Во исполнение обета Сергия и Иоанна». Дискос с той же надписью, по видимому, парный этому потиру, хранится ныне в галерее Уолтер (Балтимор, США)

Серебряный потир с изображением фигур апостолов и креста, начало VII века, найден под Стумой, в составе клада Капер Кораона. Надпись: «Обет Пелагия (сына?) Васиана. Сокровищница св. Сергия в селении Капер Кораон». Галерея Уолтер (Балтимор, США)

Серебряный потир с позолотой, дата по клеймам времен Юстиниана - 527-65 гг. Константинополь или Сирия, считается относящимся к сокровищам Капер Кораона. . Надпись: «Твоя от твоих Тебе приносяще». Коллекция Dumbarton Oaks

Серебряный дискос с позолотой, дата по клеймам времен Юстина II - 565-78 гг. Константинополь или Сирия, считается относящимся к сокровищам Капер Кораона. «Причащение апостолов», пожож на дискос из археологического музея Стамбула. Надпись: «В упокоение души Сергии, дочери Иоанн, и Феодосия, и во спасение Мегала и Нонны со чадами». Коллекция Dumbarton Oaks.

Серебряная рипида, дата по клеймам времен Юстина II - 527-65 гг. Константинополь или Сирия, считается относящимся к сокровищам Капер Кораона. В центре изображение многоочитого херувима. (см. видение Иезекииля). Коллекция Dumbarton Oaks, Округ Колумбия, США.

Так называемый «Антиохийский потир» с позолотой, 500-550 гг. Считается относящимся к сокровищам Капер Кораона или одной из Антиохийских церквей. Легенда связывает сосуд с так называемым Святым Граалем, чашей Тайной Вечери. Причина в том, что во внешнюю ажурную оболочку вложена простая серебряная чаша. Весьма вероятно, что это вообще не потир, а напрестольная стоячая лампа, популярная в VI – VII веках на востоке. Коллекция Metropolitan Museum, Нью-Йорк, США

еребряный оклад книги. Апостол Петр, 550-600 гг. Считается относящимся к сокровищам Капер Кораона или одной из Антиохийских церквей. Коллекция Metropolitan Museum, Нью-Йорк, США

Серебряный оклад книги. Апостол Павел, 550-600 гг. Считается относящимся к сокровищам Капер Кораона или одной из Антиохийских церквей. Коллекция Metropolitan Museum, Нью-Йорк, США

Серебряный оклад книги. Два Святых, VI в. Считается относящимся к сокровищам Капер Кораона или одной из Антиохийских церквей. Коллекция Metropolitan Museum, Нью-Йорк, США

Серебряный кувшин. «Поклонение волхвов», VI в. Близок по стилю к сокровищам Капер Кораона или одной из Антиохийских церквей, особенно к п.7. Коллекция Metropolitan Museum, Нью-Йорк, США

Серебряный процессионный крест. VI в. Считается относящимся к сокровищам Капер Кораона или одной из Антиохийских церквей. Коллекция Metropolitan Museum, Нью-Йорк, США

Серебряная ложица и край дискоса, начало VII века, найдены под Стумой, в составе клада Капер Кораона. Галерея Уолтер (Балтимор, США)

Перещепинский клад - византийских, древнеболгарских, персидских и аварских ценностей был обнаружен у деревни Малое Перещепино, в 13 км от Полтавы, в 1912 г. подпаском, который споткнулся о золотой сосуд и свалился в шахту с погребальным инвентарем[1][2] основателя Великой Болгарии — хана Кубрата. По этой находке получила название перещепинская культура.

В 1972 году лондонская фирма A. H. Baldwin & Sons выставила на продажу большую партию византийских неочищеных медных фоллисов; сама партия попала к Балдвину из Германии. Большинство из 12 994 монет были сильно стерты в процессе интенсивного обращения, и сами по себе не представляли большой ценности; однако внимание исследователей привлекли исламские контрмарки, которыми были отмечены примерно 17% массива монет (2204 экз.). Фоллис тип А3, контрмарка "Наджм" (№21 по Ловику)

Фоллис тип В, контрмарка "Атабек" (№1 по Ловику) Зенгидов, владетелей Мосула

Среди массива монет клада присутсвуют почти все типы византийских анонимных фоллисов 969-1092 годов, а так же ряд именных фоллисов, принадлежащих императорам вышеуказанного периода, от Василия II до Алексея I Комнина.

Источник:

www.liveinternet.ru

Золото Византии в городе Липецк

В данном интернет каталоге вы всегда сможете найти Золото Византии по доступной стоимости, сравнить цены, а также найти другие книги в группе товаров Книги. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Транспортировка производится в любой населённый пункт РФ, например: Липецк, Казань, Оренбург.