Книжный каталог

Служба на КТОФ

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Трагикомическая повесть, основанная на реальных событиях, рассказывающая о службе на Краснознаменном Тихоокеанском флоте, на стыке эпох окончания развитого социализма и начала дикого капитализма. Главный герой призывается в 1988 году в армию и попадает в мир сурового реализма. Пройдя за три года «все круги ада» он, в конце концов, благополучно возвращается домой. - «Остров Русский – место, где текут реки крови и протягиваются по палубе шнурками от «прогаров». Место, где садизм возведен в норму жизни, а плац выложен выбитыми зубами «Слонов» (это те, кто еще не принял присягу). Над Русским островом царит вечная мгла, постоянно бушуют тайфуны и снежные бураны. Окна в казарме моются 32-килограммовыми гирями, с маленькой намыленной тряпочкой на донышке. И кранты тому, по чьей вине треснет стекло. С этой же гирей на ногах, он будет утоплен в бухте, полной акул, пираний и прочих зубастых гадов. И вообще, – сначала был Русский остров, и только потом на его базе сделали ад, но с более мягкими условиями проживания. Таковы были легенды об этом проклятом месте.

Характеристики

  • Вес
    501
  • Ширина упаковки
    1
  • Высота упаковки
    1
  • Глубина упаковки
    1
  • Количество страниц
    124
  • Год выпуска
    2012
  • Автор на обложке
    Дмитрий Суворов
  • ISBN
    9783847380405
  • Язык издания
    Русский
  • Издательство
    YAM Young Authors’ Masterpieces Publishing

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Гриценко В. Специальная дрессировка собак. Защитно-караульная служба. Розыскная служба. Караульная служба. Поисково-спасательная служба Гриценко В. Специальная дрессировка собак. Защитно-караульная служба. Розыскная служба. Караульная служба. Поисково-спасательная служба 168 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Космическая служба заказов. Как заставить жизнь работать на вас Каролин Бойз (Каролин Бойз. Космическая служба заказов. Как заставить жизнь работать на вас) Космическая служба заказов. Как заставить жизнь работать на вас Каролин Бойз (Каролин Бойз. Космическая служба заказов. Как заставить жизнь работать на вас) 199 р. ramayoga.ru В магазин >>
Аварийная служба Автопанорама Аварийная служба желтый 1200094 Аварийная служба Автопанорама Аварийная служба желтый 1200094 300 р. just.ru В магазин >>
Аварийная служба Автопанорама Аварийная служба желтый 1200094 Аварийная служба Автопанорама Аварийная служба желтый 1200094 310 р. 123.ru В магазин >>
Футболка классическая Printio Ветеринарная служба Футболка классическая Printio Ветеринарная служба 798 р. printio.ru В магазин >>
Холст 40x55 Printio Служба Холст 40x55 Printio Служба 1950 р. printio.ru В магазин >>
Игровой набор YAKO Пожарная служба (разноцветный) Игровой набор YAKO Пожарная служба (разноцветный) 150 р. svyaznoy.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

БПК Способный

Начало

Итак, заложен корабль был 10 марта 1969 г. на заводе им. 61 коммунара (г. Николаев), заводской номер С-1713. Сдан флоту в 1971 г. Интересный факт - серийный большой противолодочный корабль проекта 61 тогда стоил для государства 17,4 млн. рублей.

После завершения строительства корабль (бортовой № 522) был включен 27 октября 1971 года в состав КТОФ. 15 февраля 1972 г. (командир - кап. 3 ранга Г. Кудрявцев) корабль вышел из Севастополя и начал переход к месту постоянного базирования во Владивосток вокруг мыса Доброй Надежды. По пути - несколько месяцев БС в Индийском океане. По завершении перехода "Способный" прибыл в бухту Абрек п . Тихоокеанский и 26 августа 1972 года вошел в состав 175 бригады ракетных кораблей КТОФ.

КТОФ, служба корабля в 70-е годы.

БПК "Способный" базировался в заливе Стрелок, на пирсе №3, вместе с КРУ "Адмирал Сенявин", БПК "Одаренный", РКР "Варяг".

Боевая служба «Способного» (в/ч 26823) протекала у берегов Японии, в Тихом и Индийском океанах. Корабль больше 2-х месяцев у стенки не стоял, участвовал в учениях, стрельбах, обеспечивал испытания атомных ракетоносцев, многие другие задачи.

С 1972 по 1975 гг. участвовал в 3-х БС, каждая по полгода. Ходил к островам Гуам, на Сокотру, в Йемен (порт Аден). С ноября 1972 по май 1975 г. командир корабля -кап. 3 ранга Колесников А.А.

В ноябре 1972 - бортовой №561 .

10 июля 1973 г. переписали бортовой номер на №109 и на следующий день 11 июля корабль вышел в поход в Филипинское море к острову Гуам, для участия в противолодочной операции в Филипинском море. Шли через Сангарский (Цугару) пролив. До выхода в Тихий океан тянули на буксире дизельную подводную лодку. Там же попутно проводились испытания буксируемой ГАС (возможно, этот факт и стал причиной того что в последствии при модернизации Способному изуродовали корму). Вернулись в базу 30 августа 1973г.

2 ноября 1973 г. БПК "Способный" (бортовой № 109) вышел на БС в Индийский океан.

17 - 27 декабря 1973 года - официальный визит в Порт-Луи (остров Маврикий), в составе отряда кораблей с КРУ «Адмирал Сенявин» и ПЛ пр. 641, под флагом 1 зам. командующего ТОФ контр-адмирала Маслова В.П.

7 января- 14 января 1974 г. - заход в порт Аден с раб очим визитом .

9 февраля - 15 февраля 1974 г. БПК "Способный" в составе отряда боевых кораблей во главе с КРУ «Адмирал Сенявин» заходил с рабочим визитом в Бомбей (Индия).

7 марта 1974 г . корабль вернулс я в базу. В конце апреля 1975 г . бортовой номер сменился на №544 .

По насыщенности событиями, службу в те годы моряки вспоминают как один беспрырывный выход в море. У стенки практически корабль не бывал - только за топливом, даже продовольствие часто принимали в море.

С 25 по 30 августа 1976 г. - официальный визит в порт Ванкувер (Канада), в составе отряда кораблей (БПК "Гневный", танкер "Илим"), под флагом командира 10 ОПЭСК контр-адмирала Варганова В.Ф. Вот что интересного пишут об этом визите американцы :

"17 августа 1976 Канадский Флот обнаружил затонувшую советскую ракету около Ванкувера , Crescent Beach, но не смог ее поднять. Премьер-министр Трюдо, не сотрудничая тогда с Правительством Соединенных Штатов, вызвал советского посла Николая Макарова в Оттаве и официально потребовал, чтобы Советский Союз сам прибыл и забрал ракету.

И они это сделали. 25 августа Ванкувер посетили три советских судна - два эсминца, Способный и Гневный, и танкер Илим. Контр-адмирал Владимир Варганов прибыл на борту одного из судов, используя этот визит «доброй воли» как прикрытие. На следующий день канадские водолазы убедились, что ракета отсутствует."

В начале 1977 г. корабль встал в Дальзавод, 26 августа того же года участвовал в контрольном противолодочном учении во взаимодействии с авиацией и ПЛО.

1979 г. - БПК «Способный» вместе с другими кораблями эскадры КТОФ: КРУ «Адмирал Сенявин», РКР «Адмирал Фокин», БПК «Василий Чапаев» и «Строгий» оказывает помощь Вьетнаму во время вооруженного конфликта с КНР.

У стенки в Порт-Лу и, 1973 г.

КТОФ, служба корабля в 80-е годы.

1982 г. - БПК "Способный" вошел в состав 201 бригады противолодочных кораблей КТОФ, базировался на 33 причале, в центре г. Владивостока.

В 1982 г. корабль (бортовой № 544) дважды выходил в Японское море осуществляя слежение за американскими кораблями.

В 1982 г., с 9 по 13 июня - официальный визит в п. Коломбо (Шри Ланка) в составе ОБК 8-й ОПЭСК ВМФ (СКР "Грозящий" и танкер "Печенга") под командованием зам.командира 8-й ОПЭСК ВМФ контр-адмирала Семенова Г.И. (Хронология взята из разных источников, возможны расхождения)

С 17 декабря 1982 г. по 23 июня 1983 г. - БС в Индийском океане, корабль с бортовым № 544 . Осуществлены заходы на базу в п. Камрань (СРВ), в п. Коломбо (о. Цейлон - Шри Ланка), п. Аден (НДРЙ - Южный Йемен).

Во время визита в порт Аден доставили туда несколько моряков-связистов, которые потом там служили 3 года при нашей военной миссии. Интересно, что в 1985 г. БПК "Способный" вез этих моряков обратно из Адена, уже на дембель.

В марте 1983 г. корабль участвовал в операции по эвакуации приводнившегося в Индийском океане апп арата " БОР-4 ", прототипа космического корабля "Буран" (официальное название "Космос-1445"). Аппарат 16.03.1983 г. приводнился в Индийском океане в 556 км южнее Кокосовых островов после одновиткового полета по орбите, эвакуация происходила под наблюдением австралийских разведывательных самолетов.

В 1983 г. БПК "Способный", (как и другой БПК 61 пр. КТОФ "Одаренный") выходил к месту падения сбитого южнокорейского Боинга «рейс 007».

С 26 марта по 23 апреля 1984 г. - короткая БС во Вьетнаме, выполнение задачи по обеспечению буксировки аварийной АПЛ в п. Камрань, потом возвращение во Владивосток.

С 23 октября 1984 г. по 1 июля 1985 г. - БС в Индийском океане. Корабль (бортовой № 505) нанес 3 визита в порт Аден (Йемен) , нес боевое дежурство у о. Сокотра, Абд-Эль-Кури, Пирим (НДРЙ), выполнял задачи в Баб-эль-Мандебском проливе и на о-вах Дахлак, Нотра (Эфиопия). Итоговая оценка выполнения задач - "хорошо".

В 1985 г. корабль справил свой 15-летний юбилей. Во время нахождением корабля на ремонте в Дальзаводе, по инициативе командования корабля, был выпущен памятный значок , который вручили всем морякам "Способного".

1985 г. - После выхода из завода корабль выходил в Японское море на слежение за авианосцем RANGER (бортовой №61), каждую ночь развивая максимальный ход, в погоне за пытающимся уйти от преследования противником.

Всего на КТОФ с начала 80-х годах находилось четыре "61-х проекта": БПК «Одаренный», «Строгий» и «Способный», и на консервации БПК «Стерегущий». Корабли этого типа эксплуатировались с повышенной нагрузкой. К середине 80-х годов «Способному» потребовался капитальный ремонт. В 1986 г. было принято решение отправить его на Севморзавод в Севастополь на средний ремонт с модернизацией, а «по дороге» выполнить задачи БС, как впоследствии оказалось, последней.

БС 1986 - 1987 гг. началась утром 2 декабря 1986 г., когда под марш "Прощание славянки" корабль (бортовой № 505) покинул 33 причал порта Владивосток, встал на рейд бухты Патрокл. Дали ход в 16:58.

С 10 декабря 1986 г. по 1 февраля 1987 г. вошел в состав 17-ой оперативной эскадры с базированием в порту Камрань (Вьетнам) .

4 февраля 1987 г. прошел Сингапурский пролив.

15 февраля 1987 г. в Аравийское море встал на рейд о.Сокотра , где вошел в состав 8-й (Индийской) оперативной эскадры ВМФ СССР.

С марта по май 1987 г. включительно обеспечивал прохождение караванов советских судов в Персидском заливе.

3 - 5 июня 1987 – деловой визит в п. Джибути , почетный караул при встрече советского консула, покупки в местных лавках и магазинах.

21 (22) июня 1987 – прибыл в Севастополь .

Владивосток, 33 причал

Севастополь, памятник погибшим кораблям

Севастопо ль, Севморзавод, 80 - 90-е годы.

16 июля 1987 года корабль (бортовой № 578) был временно передан в состав Краснознаменного Черноморского Флота.

30 июня (30 июля - по другим источникам) 1987 года корабль встал в Севастопольский Морской за вод им. С.Орджиникидзе для ремонта и модернизации по проекту 01090 с последующей передислокацией на Краснознаменный Северный Флот , и вошел в состав 63-й бригады ремонтирующихся, экспортных и модернизирующихся кораблей (БРЭМК).

Уже в период проведения работ было решено расширить их по сравнению с базовым проектом модернизации ( проект 01091 ), с размещением в экспериментальных целях в кормовой части корпуса новейшего неакустического комплекса обнаружения ПЛ четвертого поколения, с буксируемыми антеннами на разных уровнях воды. Проект перестройки предусматривал демонтаж кормовой артиллерийской установки и размещение гидроакустического комплекса в специальном помещении на месте кормовой ВПП с двумя бортовыми свесами (спонсонами) для спуска буксируемых антенн.

К моменту распада СССР р емонт и модернизация корабля были завершены более чем на 70%, но дальнейшее финансирование работ сразу же прекратилось.

На БПК претендовала независимая Украина. 3 июля 1992 года экипаж сокращенного состава не пожелал по завершению ремонта бросать насиженные места и принял украинскую присягу. Была попытка подъема на корабле украинского флага, то есть провозгласить явочным порядком корабль в составе ВМС Украины, но не имела успеха. Экипаж тут же сняли и перевезли на украинский фрегат "Гетман Сагайдачный". Наверняка, эти события в конечном итоге повлияли на судьбу корабля. «Спорный» корабль решили исключить из состава ВМФ РФ для демонтажа и реализации через ОФИ КЧФ.

29 октября 1992 года корабль официально перечислили в состав Черноморского флота из состава КТОФ. Датой официального списания корабля принято считать 6 января 1993 года (приказ № 192 ГК ВМФ РФ). Затем командование КЧФ решило передать «Способный» в собственность предприятию «Севморзавод имени С. Орджоникидзе» в счет уплаты долгов флота.

Заводские буксиры перевели обреченный корабль 28 апреля 1993 года от стенки Северного дока в Южную бухту, где и начался демонтаж вооружения и оборудования. К 20 ноября 1993 года разоружение корабля закончилось, и он перешел в собственность Севморзавода.

Затем последовала продажа «Способного» для разборки на металл частной индийской фирме и 2 апреля 1995 года буксиры увели БПК из Севастополя.

Севастополь, 2 апреля 1995 года

Вид на корму БПК

28 апреля 1993 года

В последний поход

Хотя во многих источниках сообщается, что корабль был уведен в Индию, имеющееся у меня последнее упоминание о нахождении БПК "Способный" на разделочной верфи в порту Алиага (Турция) - из журнала Warship International:

"Старый российский проект 61 (NATO класс "Kashin") ракетный фрегат "Способный" на разделочной верфи в Алиаге, Турция. Фотоснимок сделан 12 апреля 1995 ( Mr. Selim San via Dipl.-Ing. Harmut Ehlers, copyright). Этот корабль прибыл в Севастополь для капитального ремонта 30 июля 1987, но работы позже были остановлены незавершенными и корабль был исключен из списков 3 июля 1992. Корпус корабля официально был возвращен в состав Флота 29 октября 1992, однако 20 ноября 1992 был отдан судостроительному заводу "Севморзавод" в счет неуплаченных долгов Флота."

Пока доподлинно неизвестно, порезали корабль в Турции или отправили дальше на разделку в Индию. Флотские чиновники, продавшие боевой корабль, наверное, получили свои "откаты". Узнать бы их имена и заклеймить позором! Пусть в конце концов воздасться им по заслугам! Но корабль, как и десятки других, не вернуть, . но вот же ходит до сих пор "Сметливый", на 4 года старше "Способного"!

Остается надеятся, что качественная корабельная сталь пошла не на ложки и кастрюли, а на новые корабли, что металл "Способного" и сейчас где-то режет океанскую волну!

"Способный в Алиаге

12 апреля 1995 г.

- из книг "Гончие океанов (История кораблей проекта 61), В.П.Заблоций, В.В.Костриченко", "Поющие фрегаты" серии "Морская коллекция", журналов "Техника-молодежи", «Судостроение», "Warship International" .

Выражаю благодарность всем, кто помогал, авторам книг и сайтов!

Источник:

sposobny.narod.ru

Служба на КТОФ

Служба на КТОФ

Если служба на лодках не рай, то где вообще лучше служить и на каком флоте. Этот вопрос не раз возникал в беседах

с сослуживцами. Я решил сравнить два главных флота страны, потому что сравнивать условия службы на Балтийском и Черноморском флотах с КСФ и ТОФ просто некорректно.

И вот результат. В ВМФ СССР было 4-е флота. Два - первой категории: Северный и Тихоокеанский, два второй: Балтийский

КСФ - море Лаптевых Северного ледовитого океана - Атлантический океан до м. Доброй Надежды.

ТОФ - от моря Лаптевых Северного ледовитого океана, Охотское, Японское моря, Тихий и, Индийский океаны до мыса Доброй Надежды.

КСФ - Северная Атлантика, Средиземное море.

ТОФ - Японское море, Охотское море, Северные районы Тихого и Индийского океанов.

3. Максимальное количество атомных подводных лодок

( серийных и экспериментальных), входивших в состав флотов

4. Удаленность штабов от ЦА ВМФ.

КСФ - 2 часа лёту на самолете или 2 дня по ж/д.

ТОФ - до 12 часов лёта на самолете или 8-14 суток по ж/д и на пароходе.

5. Особые условия несения боевой службы.

КСФ - освоение программы «Угроза из-под льда».

ТОФ - освоение районов, значительно удаленных от баз.

6. Удаленность основных соединений и объединений от штаба флота.

ТОФ - от 1 до 5 суток на пароходе.

7. Награждение значительной части экипажа лодок Правительственными наградами после несения БС или длительных походов в период с 1961 по 1970 г. г.

8. Присвоение званий Герои Советского Союза, Герои Социалистического труда и Герои России ( на 1.01.1999г. по данным В. Г. Лебедько):

За переходы с КСФ на ТОФ награждались командиры лодок КСФ, уже вошедших в состав ТОФ. Даже командир первой атомной лодки ТОФ «К-45» проекта 659 капитан 2 ранга В. Г. Белышев не был представлен к такой награде.

9. Назначение офицеров в ЦА и Учебные заведения ВМФ

10. Назначение на должность Командующего флотом и руководящие посты на флоте.

КСФ - как правило, из северян

11. Судостроительные заводы.

КСФ -завод в Красное Сормово (г. Н. Новгород), Балтийский завод (г. Ленинград), завод «Севмаш» в Северодвинске. Строили серийные и экспериментальные лодки.

ТОФ - завод им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск — на Амуре) Строил только серийные лодки.

12. Особенности природных условий.

КСФ - длительная полярная ночь и короткое полярное лето, вызывающие нарушение биологического ритма жизни человека, суровая с низкими температурами с сильными ветрами зима.

ТОФ - благоприятные условия жизнедеятельности в Приморье с редкими тайфунами. Камчатка, Курилы и Сахалин находятся в зоне активной вулканической деятельности, поэтому землетрясения и цунами, как правило, 1-2 раза в 3-5 лет. Частые циклоны и тайфуны с обильными осадками и сильным ветром.

1. КСФ имел в два раза больше атомных подводных лодок, хотя

зона ответственности ТОФ значительно больше.

2. Районы несения БС лодками КСФ находились ближе к местам базирования и на незначительном удалении от районов интенсивного судоходства.

3. Силы КСФ находились в Европейской части СССР, «под боком» у командования ВМФ, а силы ТОФ — в Азиатской части на значительном удалении от ЦА ВМФ, органов тылового обеспечения и даже от своего штаба.

4. КСФ лучше снабжался всеми видами довольствия и имел больше возможностей для судоремонта.

1. Основные командные должности в ВМФ занимали выходцы с КСФ, поэтому и все привилегии были у северян ( быстрое продвижение по службе, получение наград и званий и т. д.).

2. Сложившаяся практика получения адмиральских званий путем назначения офицеров-варягов из ЦА ВМФ на высокие должности в штабы и соединения ТОФ.

Ещё в 1963 г., когда я служил на Камчатке механиком на нашей лодке был капитан 3 ранга Роальд Ефимович Воронов, пользовавшийся в экипаже заслуженным авторитетом не только как профессиональный подводник, но и умудренный жизненным опытом человек. К нему офицеры обращались за советом, зная, что никогда отказа не будет. Роальд Ефимович составил таблицу из двух склеенных морских карт. По вертикали он разместил все места морской службы:

на ТОФ: Владивосток, Промысловка ( залив Стрелок), Ракушка (залив Владимира), Совгавань, Магадан, Камчатка ;

на КСФ: Североморск и др. места базирования;

на ДКБФ: Балтийск, Лиепая, Рига -Таллинн, Ленинград -Кронштадт;

на КЧФ: Севастополь - Балаклава, Черноморск, Поти, Одесса;

в ЦА Москва : ГШ и подразделения ВМФ.

По горизонтали разместил элементы, определяющие условия прохождения службы ( сроки прохождения документов на присвоение званий, штатные категории, частоту смены места службы и переезды, перспективы службы и учебы и др) и быта (наличие жилья, покупательная способность с учетом денежного оклада и доплат, возможность детям получить образование, а семьям — санаторно-курортного лечения, климатические условия обитания и др. показатели).

Анализ привел «неожиданному», на первый взгляд, выводу оптимальные условия службы в г. Москве в ГШ ВМФ – Московский флот.

В военно-морском флоте нет такого корабля, который бы не сдавал курсовых задач.

Главной задачей на флоте является задача № 1. После сдачи её экипажем корабль считается «в кампании». На надводных кораблях поднимают вымпел. Экипажу начинают платить дополнительное вознаграждение - «морские». Только после успешной сдачи задачи № 1, корабль может выходить в море для отработки элементов задачи № 2.

В начале 60-х годов в 19 бригаде подводных лодок, базировавшей в бухте Малый Улисс, шло негласное соревнование между командирами лодок за первое место в соединении.

Особенно заметна была борьба между капитаном 2 ранга Кодесом Александром Александровичем -командиром пл «С-290» и капитаном 3 ранга Катышевым Андреем Павловичем -командиром пл «С-293».

В начале января 1962 г. все подводные лодки 6 эскадры были собраны на рейдовый сбор, который проходил в незамерзающем заливе Владимира.

Через несколько дней после начала сборов к нам на лодку, стоящую у плавбазы, прибыл капитан 3 ранга А.П. Катышев. После ужина сообщил, что он завтра подтверждает задачу № 1 и получит оценку «Отлично». «Ну, что ж посмотрим»,- ответил Кодес.

На следующий день пл «С-293» отошла от плавбазы и встала на якорь в середине бухты. На плавбазу, где размещались штабы бригад и эскадры, в адрес начальника штаба 6эскпл капитана 1 ранга Попова Владимира Андреевича ( по прозвищу — Мишка Квакин), от Катышева был передан семафор: «Готов подтвердить задачу № 1. Командир».

Перед обедом от плавбазы отвалил катер с капитаном 1 ранга Поповым В. А., который лично отправился на прием задачи. Его встретил командир и предложил ознакомиться с корабельными документами, находящимися в его каюте.

Попов начал просматривать документы, задавать вопросы, на которые Андрей Павлович давал четкие ответы. А когда по кораблю была дана команда «Команде обедать», командир пригласил Попова к столу в офицерскую кают — кампанию. Обед прошел тихо, как всегда без шуток.

После обеда начштаба оставил в кают — кампании только командира, что-то сказал ему и, взяв журнал БП, сделал запись «оценка пл за задачу № 1-НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО». Катышев был удивлен. Ему предложили через несколько дней пересдать задачу.

Вечером, после ужина в кают — кампании нашей пл «С-290», Катышев рассказал А. А. Кодесу о том, как он сдавал задачу. Александр Александрович, улыбнулся и сказал, что сам он сдаст с первого раза не ниже, чем на «Хорошо». Командиры поспорили, на что — мы не знали.

На следующее утро все повторилось, но уже с нашей пл. Владимир Андреевич вошел во второй отсек, где ему предложили ознакомиться с корабельными документами, находящимися на столе в каюте командира.

Начштаба вошел в каюту. Командир оставил его одного.

На столе кроме журнала БП пл стояли: стакан, канистра со спиртом и графин воды. Через 10 минут В.А. Попов вышел из каюты и сказал, что все документы в порядке. В этот момент прозвучала команда, приглашающая на обед. Кодес пригласил его к столу в кают -кампанию. Стол был накрыт с учётом вкусов гостя. Перед ним поставили тарелку с картошкой «в мундире» и открытую банку Тихоокеанской отборной селедки. Это была слабость Владимира Андреевича.

После обеда Попов похвалил экипаж за порядок на корабле, боевую выучку и с оценкой «Хорошо» принял и засчитал нам сдачу задачи № 1.

Эту оценку экипаж заслужил. Наша лодка была на флоте «Отличной». Все огневые задачи мы сдавали только «на отлично». По итогам БП за 1961 г. экипаж набрал 420 баллов. Звание «отличный корабль» присваивалось уже за 280 баллов.

Через неделю мы вышли в море для сдачи задачи № 2- «Плавание подводной лодки в надводном и подводном положении. Отработка организации использования оружия». В этот раз с нами на борту находились офицеры штаба нашей бригады во главе с комбригом капитаном 1 ранга Поповым Владимиром Семеновичем -«Поповым младшим». Так все называли его.

Целый день экипаж подводной лодки демонстрировал свое мастерство и морскую выучку. Все элементы задачи были отработаны отлично, что и отметили флагманские специалисты.

На нашей лодке собрались офицеры, неплохо играющие в шахматы. И у комбрига была эта слабость — любовь к шахматам. Он сам играл хорошо и ценил шахматистов. По окончании приемки задачи на совещании офицеров Попов объявил, что оценка за задачу будет определена после ужина по результатам шахматного матча между экипажем пл и офицерами штаба. При этом, если экипаж выиграет – будет оценка 2 балла, если проиграет - 4. Мы сыграли вничью, со счетом: 4- 4. Так завершился еще один этап сдачи курсовых задач. Пришло время показать себя на практических торпедных стрельбах.

Через две недели рейдовый сбор окончился, и все лодки получили разрешение возвратиться в базу. На переходе морем каждой подводной лодке был «нарезан» район, через который должен пройти ОБК- отряд боевых кораблей во главе с крейсером. Его необходимо было обнаружить и атаковать.

Перед самым выходом в море, мы узнали, что к нам на пл прибывает командование флотом.

После ужина экипаж подводной лодки, закончив приготовление к бою и походу, ожидал «добро» на выход. В это время я находился на мостике — нёс службу вахтенного офицера. Вдруг на пирсе появилось несколько машин, и я увидел Командующего Флотом и его сопровождение.

Командир подал команду «Смирно» и отрапортовал. Командующий Тихоокеанским Флотом Адмирал Фокин Виталий Алексеевич и начальник штаба Флота вице-адмирал Амелько Николай Николаевич легко поднялись на мостик и также легко спустились в ЦП. Но когда на мостик поднялся ЧВС - начальник ПУ Флота адмирал Захаров М. Н. я засомневался, что он сможет пройти ( из-за своей полноты) через верхний рубочный люк. Однако, мои опасения оказались напрасными. Одетый в летную меховую куртку и крепко затянутый ремнем, Адмирал Захаров легко проскочил через люк, спустился в ЦП. Так я узнал, что габариты ЧВС равные диаметру верхнего рубочного люка - «650 мм в свету».

Если появление командования флотом меня не очень смутило, (что можно взять с лейтенанта, который на пл всего 1.5 месяца), то появление флагманского штурмана ТОФ контр-адмирала Дмитриева Владимира Ивановича меня немного озадачило. Я уже один раз имел с ним серьезную беседу, когда сдавал гос. экзамены в ТОВВМУ.

Это был грамотный и требовательный офицер-штурман, легенда Тихоокеанского флота, который любил повторять: «Хоть академиев мы не кончали, но кое-что в навигаторских науках сведущи.».

Наконец, мы получили «добро на выход» от ОД Бригады и начали движение домой. На мостик поднялся Командующий Флотом и стал рядом с командиром. Меня удивило то, что поднявшийся следом за ним начальник штаба Флота, спросил у Фокина В. А. разрешение закурить. Фокин улыбнулся и сказал «Курить - здоровью вредить!». Н.Н. Амелько закурил и тихо прошептал «Мужчина не курящий, что попугай не говорящий!».

Через сутки плавания мы подошли к крейсеру. Командование флотом за исключением ф-1 контр-адмирала В. И. Дмитриева перешло на его борт, а мы проследовали в район для возможной атаки ОБК.

На следующий день мы заняли свой район и стали ожидать появления ОБК. К вечеру акустик обнаружил шумы винтов, и подводная лодка начала маневрировать для выхода в торпедную атаку. На нашей пл было два штурмана: командир БЧ-1 - старший лейтенант Комаров Борис Михайлович и я - командир рулевой группы.

Место по боевому расписанию мы имели одно, благо, что Боря был среднего роста и поджарый. Мы с трудом размещались на одном сидении перед штурманским столом. Наши обязанности были распределены. Он вел боевую прокладку, я следил за изменением пеленга на цели и работал на маневренном планшете. Вообще слаженность в действиях у всего экипажа была отличная.

Ф-1 флота Дмитриев В. И. расположился на комингсе люка 3-го отсека на расстоянии 1.5 метров от штурманов и постоянно спрашивал у штурмана, сколько осталось до кромки района. У Бориса, на планшете, где он вел боевую прокладку, были нанесены границы нашего района и, дополнительно, рамки с дистанцией до кромки 5 и 10 кабельтов. Поэтому ответ Комарова был мгновенный. Но после 5-го вопроса на эту тему, когда обстановка была накалена до предела - быстроходная цель резко маневрировала, лежа на галсе от 3 до 8 минут, он не выдержал и громко, так что в ЦП все это услышали, послал матом Дмитриева по известному адресу.

Услышав это, Владимир Иванович успокоился. Так он наглядно продемонстрировал, что штурмана во время атаки никому и никогда нельзя отвлекать от дела никакими вопросами.

Атака была успешной. Две торпеды прошли под крейсером, вызвав удивление и восхищение у Командующего и начальника штаба Флотом.

Получив разрешение на всплытие, мы в надводном положении проследовали в базу. Отчет подтвердил наши расчеты торпедной стрельбы.

За первые 1.5 месяца службы я много увидел и многому научился. Служба на подводных лодках — это то, чему я посвятил лучшую часть своей жизни и ни о чем не жалею.

Источник:

avtonomka.org

Служба на КТОФ в городе Новосибирск

В нашем каталоге вы сможете найти Служба на КТОФ по разумной стоимости, сравнить цены, а также найти похожие книги в категории Художественная литература. Ознакомиться с характеристиками, ценами и рецензиями товара. Доставка товара может производится в любой населённый пункт РФ, например: Новосибирск, Владивосток, Ижевск.