Книжный каталог

Медицина как прикладная философия

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Книга предназначена для западного медицинского сообщества, людей, интересующихся йогой, цигун, медитацией, боевыми искусствами, и широкому кругу читателей, увлекающихся Восточной философией.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Лапина О., Лапин С. Медицина как прикладная философия Лапина О., Лапин С. Медицина как прикладная философия 124 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Леках В. Прикладная медицина - постановка и решение задач. Технологический подход Леках В. Прикладная медицина - постановка и решение задач. Технологический подход 680 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Литвак М. Религия и прикладная философия. Врозь или вместе. Размышления верующего атеиста Литвак М. Религия и прикладная философия. Врозь или вместе. Размышления верующего атеиста 154 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Полищук Д.Ф. Прикладная философия интеграционной механики Полищук Д.Ф. Прикладная философия интеграционной механики 785 р. bookvoed.ru В магазин >>
Литвак М. Религия и прикладная философия. Врозь или вместе. Размышления верующего атеиста Литвак М. Религия и прикладная философия. Врозь или вместе. Размышления верующего атеиста 206 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Литвак М. Религия и прикладная философия. Врозь или вместе. Размышления верующего атеиста. Издание второе Литвак М. Религия и прикладная философия. Врозь или вместе. Размышления верующего атеиста. Издание второе 190 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Прикладная метафизика Прикладная метафизика 985 р. labirint.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Философия и медицина: взаимосвязь

Философия и медицина: взаимосвязь

Философия и медицина - науки, тесно связанные между собой предметом изучения, человеком. Цель философских исследований – духовное начало, мысли, предшествующие поступкам. Медицина – более точная наука, которая призвана практически исцелить человеческие недуги. Тем не менее, практикующие врачи всегда интересуются мнением философов о влиянии духовного начала на здоровье. Философы, в свою очередь, изучая душу, стремятся выявить первоистоки заболеваний.

Медицинская философия как наука

Тесная взаимосвязь философии и медицины нашла себя в отдельном разделе научных трудов медицинской философии. Это отдельная наука, которая изучает законы онтологии, этики и эпистемологии в области медицины, познавательную сторону медицины, ее роль в развитии общества и социальной сферы. Философия медицины обобщает в систему понятия о роли человеческой деятельности, о месте медицины в общественной жизни, как отдельной личности, так и целых народов.

Одним из основных вопросов изучения этой науки являются моральные и этические отношения врача и больного, целесообразность тех или иных действий в свете исторических и религиозных мировоззрений разных культур.

Философия и медицина – что общего

Методы воздействия на личность у этих двух наук предельно разные. Несравнимо мысленное течение философского разума и точные, быстрые решения врача. Яркий тому пример – практика хирурга. На обдумывание своих действий ему приходится порой тратить секунды, промедление может стоить человеческой жизни – высшего мерила Вселенной. Точная, определенная и быстрая практика – это медицина. Наука философия пользуется мыслительными методами, осознание некоторых вещей приходит к человеку годами. Объединяет эти гуманитарные науки не только направленность на человека, как объект изучения.

И философия, и медицина ставят сходные задачи, ориентируются на одинаковые цели, используют единые методологии. В конечном итоге обе эти науки объединенными усилиями призваны решить одну и ту же задачу – обеспечить выживание на Земле человеческого рода и укрепить его приспособленность к внешним факторам. Действия медиков и философов в этом отношении различные. Медицина призвана укрепить телесное здоровье, философия – лечит душу и укрепляет моральные позиции.

Теория или практика

Философия и медицина, что важнее для жизни? Какой из этих факторов первостепенный в решении вопроса укрепления человеческих позиций в мире, особенно в наш век стремительного развития прогресса и новейших технологий? Зачем философия роботам, которые уже сейчас могут заменить человека во многих сферах, а искусственные органы работают в человеческом теле, как родные?

И все-таки все чаще ученые-медики оборачиваются к древним истокам, когда мыслительное лечение было неразрывно связано с лечением практическим. Влияние изменения самосознания на физическое состояние, изменение течения заболевания под действием измененных взглядов и жизненных принципов становятся темами в исследовательских медицинских трудах.

Влияние на здоровье экологии, питания, физической активности занимает не большую составную, чем психологическое состояние человека. Иными словами: философия жизни отдельной личности находит отражение в ее медицинских показателях. Любой врач должен быть первоначально психологом. Нельзя полностью вылечить тело, не оказав положительное влияние на душу.

Философия народной медицины

Каждый человек приходит в этот мир, не имея никакого багажа, в прямом смысле голым и босым. Но, в то же время, каждый имеет свое особенное богатство, свой мир, свой талант, свои индивидуальные, не сходные ни с чем способности, которыми его наградил Космос. Под влиянием внешних обстоятельств: устоев общества, религии, семейных традиций формируется индивидуальная философия человека. Медицина народная рассматривает каждую личность, как отдельный, неповторимый экземпляр, а не просто стандартный набор органов и частей скелета. По этой причине лечение целителей (речь идет о настоящих целителях, а не шарлатанах) будет разным для одних и тех же симптомов. Часто народный лекарь старается изменить именно сознание больного. Философия древней медицины, объединение духовного и плотского нашли свое отражение в изысканиях Гиппократа, Авиценны, Аристотеля, Бебеля.

Восточная медицина

Полным знанием о мире, человеке и его гармонии не владеет ни одна современная культура, но все-таки, восточная философия и медицина наиболее тесно связаны между собой. В то время, тогда Европа пошла по пути чистой науки в медицинской сфере, восточные лекари объединили в своих лекарских и фармацевтических направлениях медицинское, мистическое и философское. Результатом стало то, что врачи этого региона, кроме серьезных современных знаний, опираются на природную интуицию и древние традиции.

Привычные методы восточных врачевателей: иглоукалывания, направленные массажи, причудливые сочетания трав и минералов в настоях, основываются на том, что дух и тело являют одно единое. Болезнь отдельного органа не рассматривают без духовных причин, вызвавших недомогание.

Медицинская этика

Роль философии в медицине для европейских медиков определяется чаще всего на уровне теоретическом. Лекции по философии воспринимаются, как важное, но не первостепенное дополнение к основным знаниям. Тем, не менее, один аспект врачебной практики связан с философией медицины наиболее тесно – это вопрос медицинской этики. Степень доверия к своему доктору определяет сроки выздоровления. С этим не спорят даже самые закоренелые скептики. Право врача решать, когда прекращать лечение, этическая сторона эвтаназии, врачебная тайна – эти вопросы обсуждают и медики и философы. Главная цель их работы сводится к одной древней заповеди: «Не навреди!»

Источник:

fb.ru

ФИЛОСОФИЯ МЕДИЦИНЫ

ФИЛОСОФИЯ МЕДИЦИНЫ.

1. Взаимосвязь философии и медицины.

2. Союз философии и медицины в истории культуры.

3. Основные проблемы философии медицины.

1. Взаимосвязь философии и медицины.

Медицина – система научных знаний и практической деятельности, целью которых является сохранение и укрепление здоровья, предупреждение и лечение болезней, продление жизни человека. Для достижения этих целей медицина выполняет следующие задачи:

-изучает строение и процессы жизнедеятельности организма человека в норме и патологии;

-выявляет положительное и отрицательное влияние факторов природной и социальной среды на состояние здоровья людей;

-исследует причины, механизмы возникновения и развития, признаки болезней;

-определяет возможность использования различных физических, химических, биологических факторов и технических средств для предупреждения, обнаружения и лечения заболеваний.

Философия медицины – это раздел философского знания, который изучает методологические и мировоззренческие аспекты феномена медицины, выявляет сущность медицинской деятельности, определяет ее место в культуре.

Ключевые категории философии медицины:

жизнь – способ существования органических систем, который предполагает обмен веществ, раздражимость, чувствительность, способность к росту, размножению и адаптации к условиям окружающей среды. Носителями многообразных форм жизни являются органические системы различной степени сложности и уровня организации. С философской точки зрения, жизнь – высшая форма движения материи;

смерть – естественное необратимое прекращение жизнедеятельности организма. С философской точки зрения, смерть – «существенный момент жизни» (Ф. Энгельс), ее необходимый результат;

здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его правильным функционированием и уравновешенностью с окружающей средой. Здоровье человека – сложный, многомерный феномен, который определяется комплексом биологических, социальных, психических и духовных факторов;

болезнь – состояние организма, характеризующееся понижением приспособляемости к внешней среде и, как следствие, нарушением нормальной жизнедеятельности. С философской точки зрения, здоровье и болезнь – это две формы существования человека, между которыми существует диалектическая взаимосвязь;

диагноз (греч. diagnosis) – определение характера и сущности болезни на основании всестороннего исследования больного; с философской точки зрения – специфическая форма познавательного процесса.

Философия медицины рассматривает понятия «жизнь» и «смерть», «здоровье» и «болезнь» как диалектически взаимосвязанные многоаспектные понятия, всестороннее осмысление которых приводит к формированию целостного взгляда на феномен человека. Любые представления о жизни и здоровье человека, с точки зрения философии медицины, определяются социокультурным контекстом, в котором они формируются.

В истории человеческой культуры философия и медицина развивались в тесной взаимосвязи как отрасли знания и духовной деятельности, непосредственно затрагивающие человека. Взаимосвязь философии и медицины проявляется в ряде аспектов.

1)Объектом и философского, и медицинского познания выступает человек. Подход философии и медицины к проблеме человека неодинаков: первая рассматривает объект познания теоретически, с позиций всеобщего, вторая носит прикладной, эмпирический характер. Дополняя друг друга, они дают целостное представление о человеческой жизни.

2)Взаимное влияние философии и медицины имеет место в поле мировоззрения. Мировоззренческое значение философии для медицины заключается в том, что господствующие философские системы в каждый исторический период определяют характер и направленность любой науки, в том числе медицины. В свою очередь, медицина позволяет философии сформировать научную картину мира. Медицинское знание носит конкретный характер, но эти знания дают научно обоснованные представления о природе человека и причинах изменений на биологическом и социальном уровнях. Таким образом, медицинское знание является естественнонаучным основанием для философского познания человека (*философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии – учения Сеченова, Павлова, Анохина, Бехтерева; *философская антропология в решении своей центральной проблемы о сущности человека основывается на естественнонаучном знании, т.к. вопрос о происхождении человека, его отличии от других живых существ можно решить только на основе данных биологических наук).

3)Философия как мировоззрение играет также большую роль в процессе формирования системы убеждений и ценностей любого человека, в том числе и врача – ученого или практика. Медик – это не только профессионал, но и человек с личным восприятием мира, гражданин своего Отечества. Изучение философии формирует прочную жизненную позицию, придает мышлению интегрированный характер. Многие из врачей прошлого и современности известны как общественные деятели, люди с активной гражданской и политической позицией.

4)Философия как наука, которая стремится выяснить общие тенденции, закономерности существования и развития мира, выполняет роль общей методологии по отношению к частным наукам, в том числе и к медицине. Медицина изучает конкретные явления, связанные с нормой и патологией человеческого организма, но при этом использует общие философские принципы, категории, законы. Развитие болезни и процесс выздоровления подчиняются общим законам развития: закон единства и борьбы противоположностей раскрывает причины возникновения болезней, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития патологии и выздоровления. Многие ключевые философские категории являются основными и в медицине: человек, жизнь и смерть, сознание; мера, норма и др. Познание болезни возможно только на основе применения таких философских категорий, как сущность – явление, причина – следствие. Нозология – наука о классификации болезней – основана на категориях единичное – особенное – общее.

5)Наиболее очевидной связь философии и медицины выглядит в тех случаях, когда обе они становятся полем деятельности одной и той же личности. Речь идет о врачах-философах – людях, которые оставили заметный след в истории и медицины, и философии. Такие ученые были во все исторические эпохи. Начиная со времен античности многим врачам был свойствен философский взгляд на мир. Они не только были профессионалами в своем деле, но и пытались объяснить такие философские проблемы, как закономерности в развитии организма, связь организма с окружающей средой, проблему причинности, взаимоотношений между врачом и пациентом и т.д. И если появление таких личностей на ранних этапах истории можно объяснить слабой дифференциацией научного знания, неразвитостью общественного разделения труда и малочисленностью высокоинтеллектуальных людей, то существование врачей-философов в обществе с высоким уровнем развития науки свидетельствует о тесной связи медицинского и философского познания, об общности объекта исследования этих областей духовной деятельности, о необходимости целостного подхода к проблеме человека (биологическое, телесное в человеке нельзя рассматривать в отрыве от духовных и социальных аспектов – следовательно, удивительным является не наличие врачей-философов, а их редкость).

Источник:

mylektsii.ru

Медицина как прикладная философия

Медицина как прикладная философия

Рекомендованный возраст: 16+

Год выпуска: 2013

Книга предназначена для западного медицинского сообщества, людей, интересующихся йогой, цигун, медитацией, боевыми искусствами, для широкого круга читателей, увлекающихся восточной философией. В книге кратко, но четко изложены основы восточной философии как науки и восточной медицины как практической части этой науки, дано описание принципов энергетической медицины - самой тайной науки Востока, связанной с естественной способностью человека к прямому поглощению энергии - пранаяме или цигун. Авторы имеют высшее образование, традиционное для нашего времени и проживания в России. Но желание дойти до самой сути в медицине привело к изучению алхимии, гомеопатии и тибетской медицины, религии и философии. Путешествия по Индии, Непалу, Бурятии, Китаю и Мьянме, учеба и преподавание в Буддийской Академии, посещение семинаров по йоге, общение с Просветленными Мастерами, многолетние духовные практики позволили прочувствовать, осмыслить и систематизировать полученные знания по восточной медицине и философии.

СООБЩИТЬ О ПОСТУПЛЕНИИ

Отзывы о товаре "Медицина как прикладная философия"

Пока нет отзывов. Оставьте свой и станьте первым!

Источник:

bbk24.ru

МЕДИЦИНА: К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ НАУКИ - Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Медицина как прикладная философия

Информация о статье Просмотры статьи за последние 30 дней МЕДИЦИНА: К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ НАУКИ

Проблема классификации наук – одна из сложнейших в современной философии. Существует множество попыток систематизировать науки, но в большинстве случаев именно медицина оказывается вне этих исследований.

Для этого дадим определение понятию «наука». Что такое наука? Наука – сфера интеллектуальной, познавательной деятельности человека, направленная на формирование и систематизацию объективных знаний о реальности. Наука сложное социальное явление, самое её существование можно рассматривать в нескольких плоскостях бытия: как форму общественного сознания, как процесс познания, как социальный институт, как сферу культуры. Научное знание сложная развивающаяся система с многообразными типами знания, а так же уровнями: эмпирический и теоретический.

Цель исследования – попытаемся классифицировать медицину на современном этапе развития наук.

Существует несколько классификаций наук со времен античности. Всем известна классификация наук по Аристотелю в 5 в. до н.э.: первая философия – метафизика, вторая философия – физика, практическая философия – этика и политика, творческая философия – искусство и красноречие, практическая наука – техника (технэ).

До эпохи Нового времени проблема, по сути, была забыта, пока Френсис Бэкон не провозгласил «Знание – сила». В работе «О восстановлении наук» [1] указывает на историю естественную и гражданскую (Глава П). В Книге 3, Главе 1 есть деление науки на теологию и философию. Ф. Бэкон пишет: «Разделение философии на три учения: о божестве, о природе, о человеке. Определение первой философии как общей матери всех наук». Глава III: Разделение естественной философии на теоретическую и практическую. Глава IV: «Разделение теоретического учения о природе на физику и метафизику, из которых физика исследует действующую причину и материю, метафизика – конечную причину и форму». Глава V: «Разделение практической части учения о природе на механику и магию, что соответствует делению теоретической части: механика – физике, магия – метафизике». Глава VI: «выделение математики и разделение её на чистую и смешанную». Книга 4, Глава 1: «Разделение учения о человеке на философию человека и гражданскую философию». Выделяется так же логика, этика, политика (CXXVII). При этом Ф. Бэкон не отделяет значимость науки и искусства. Пишет о практическом применении наук (CXXVIII). Наука для Ф. Бэкона – это – тайна «Сфинкс» (XXVIII. Сфинкс, или Наука). А как понимает Бэкон медицину? Глава II: «Разделение учения о человеческом теле на медицину, косметику, атлетику и науку о наслаждениях. Разделение медицины на три отдела: поддержание здоровья, лечение болезней и продление жизни». Медицина у Бэкона «одно из самых благородных искусств», «медицина, не основанная на философии, не может быть надежной».

О. Конт в XIX в. делит науки на теоретические и прикладные, а теоретические науки, в свою очередь, на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки он выстраивает по степени абстрактности и сложности: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология. [3] Здесь важно учитывать главный тезис Конта в науке – «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избежать» («Savoir pour prevoir, prevoir pour prevenir»). Отсюда и принцип усложнения, ибо математика более предсказуема, чем социология, а именно социальные явления прогнозированию практически не поддаются. Собственно медицина у Конта не рассматривается.

На основе диалектического материализма, принципе субординации форм движения материи строит свою классификацию наук академик Б.М. Кедров: естественные – науки о природе (физика), науки об обществе (социально-гуманитарные), науки о мышлении (логика) [6]. В этой теории нет место медицине.

Заложим в нашу классификацию принцип дедукции, а именно от общих (фундаментальных) установок к частному.

1. Фундаментальные науки – они дает общие универсальные, теоретические знания, основу для других наук. Это математика, физика, химия, биология и философия (если мы однозначно признаем философию наукой).

2. Естественные науки – науки о природе, природных процессах и явлениях. Например, ботаника, минералогия, астрономия и др.

3. Эмпирическо-технические науки – практические науки. Это космонавтика, инженерные науки (механика, энергетика) и т.д.

4. Трансдисциплинарные науки – науки находящиеся на стыке знаний. Это биохимия, геофизика, биоэстетика [4], генная инженерия и др.

5. Прикладные науки – непосредственный выход к жизненной практике. Это агрономия, криминалистика, кибернетика и др. Прикладные науки используют достижения фундаментальных наук для решения эмпирических задач.

6. Гуманитарные науки – те, что изучает человека и мир человека. Это история, педагогика, психология, искусствознание, политология, социология и др.

Где здесь место медицине? Что такое медицина? Медицина – (от лат. Medicina – «исцелять») – система теоретических и практических мер по диагностике, лечению, сохранению и укреплению здоровья человека.

Может ли медицина быть «фундаментальной наукой»? Нет, ибо она, во-первых сама основывается на базе биологии, во-вторых, её знания конкретны. Она не есть наука о природе, она не техническая наука, что очевидно. Не трансдисциплинарная, т.к. сама формирует межнаучные связи (биоэтика, космическая медицина, социология медицины и др.)

Возможно, она есть «прикладная наука»? Но для неё важно не само решение эмпирических проблем, а их «человеческое измерение».

Казалось бы, идеально выглядела классификация, если бы медицинские науки были выделены отдельно (терапия, педиатрия, гинекология, кардиология и др.). Но тогда бы, например, истории, тоже пришлось бы лишиться статуса гуманитарной, а именно появились бы в классификации наук – исторические науки (археология, историография, этнография и др.).

Обратимся к истокам, «отцу медицины» Гиппократу. Он утверждает, что «медицина – это искусство возвращать человеку утерянную вследствие болезни красоту» [2]. Что имел в виду Гиппократ? Медицина не наука? Эпоха Гиппократа – это время формирования наук и искусств, где критерии не четки, нет системности. Возможно, медицина как искусство исцеления, понималась им, исходя из того, что в античности искусство ценилось выше науки.

Предмет медицины – это человек, как личность, т.е. не только его телесное здоровье, но и психическое, а так же социальные связи, природная среда. В медицине аккумулированы, систематизированы знания о человеческом организме. Ф. Бэкон утверждает, что «человеческое во всех своих проявлениях является предметом медицины» (Кн. 4 Гл. 2.) [1]. О гуманитарной составляющей медицины писал академик Н.Н. Блохин: «Медицина – это первая наука о человеке» [7].

Таким образом, медицина – это наука о Человеке, но это особая наука: «Медицина – синтетическая наука, объектом изучения которой является человек как социально-биологическое существо…» [8].

Гуманизм – это главная этическая категория медицины. «Гуманизм – это рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом человека. Гуманизм – человечность, любовь к человеку, вера в его безграничные возможности и способности к самосовершенствованию. Современное понятие гуманизма есть праксеологический срез «очеловечивания», связанный со всей совокупностью общекультурных, образовательных, просветительских и «социализаторских» основ общества. Гуманизм в медицине – это уважение к личности через милосердие и сострадание!» [5].

Медицина – гуманитарная наука она несет особую миссию системного изучения и познания человека во всей его целостности.

Библиографическая ссылка

URL: http://applied-research.ru/ru/article/view?id=8579 (дата обращения: 11.01.2018).

кандидатов и докторов наук

на статьи, авторефераты, диссертации, монографии, учебники, учебные пособия

Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Журнал издается с 2007 года. В журнале публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера. Журнал представлен в Научной электронной библиотеке. Журнал зарегистрирован в Centre International de l'ISSN. Номерам журналов и публикациям присваивается DOI (Digital object identifier).

Источник:

applied-research.ru

ТЕМА: Философия медицины - Сокольчик В

Сокольчик В.Н. Философия. Курс лекций - файл n1.doc

Доступные файлы (1):

    Смотрите также:
  • Радугин А.А. Философия. Курс Лекций (Документ)
  • Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс (Документ)
  • Рыманов Д.М. Курс философии в графиках и таблицах (Документ)
  • Шаркова О.Э., Сокольчик Т.П. Ценообразование (Документ)
  • Коробкова Ю.Е. Конспект лекций по философии (Документ)
  • Водопьянов П.А., Бурак П.М. (ред.) Философия: курс лекций для студентов всех специальностей (Документ)
  • Презентация - Философия истории (Реферат)
  • Афанасьева Л.А., Дамшаева В.А. и др. Философия (Документ)
  • Аль Ани Н.М., Быданов В.Е., Новолодская Т.А. Очерки по истории философии (Документ)
  • Гаранина О.Д. Философия. Исторический курс (Документ)
  • Бернацкий В.О. Философия: конспект лекций (Документ)
  • Тесты по истории философии (Шпаргалка)

Философия медицины и её исторической развитие.

Философия и медицина: современное взаимодействие.

Философия медицины и ее историческое развитие

Философия и медицина одинаково древние по своему происхождению феномены культуры; их тесная связь проявляется в близости предметов исследования (изучение человека, его личности и влияния общества на личность), сходстве целей и задач, единстве методологии, ценностной ориентации. Несмотря на разные направления деятельности и разные пути поиска истины (медицина выбирает на заре своего существования путь практического действия, философия – путь теоретического обобщения и рефлексии), обе они решают одну и ту же проблему – проблему выживания человечества на Земле, проблему самоопределения человека как природного и культурного существа. В этом вопросе философия и медицина не могут не объединить свои усилия, поскольку порознь они лишены цельности – философия удаляется от эмпирии, «витает в облаках», медицина же, погружаясь в исследование организма, забывает о личности, «утопает» в деталях и частностях.

2. Философия и медицина: современное взаимодействие.

Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека. На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода 134 .

К сожалению, современное состояние теоретической медицины (учения о болезни, компенсаторно-приспособительных процессах, механизмах компенсации нарушенных функций, связях и взаимоотношениях частей в организме и т.д.) позволяет констатировать тот факт, что теоретическая медицина сегодня не является еще комплексным знанием и пока еще представлена в виде отдельных фрагментов, но не целостной системы. Г.Селье в работе «На уровне целого организма» (1972) писал: « Жизнь не является простой суммой своих составных частей… Чем дальше вы расчленяете…живые комплексы, тем дальше вы уходите от биологии и в конце концов вам остаются только величественные, вечные и всеобъемлющие законы неживой природы…». В познании живой природы вообще постоянно возникает противоречие – от элементаризма к целостности и от последней вновь к элементарному расчленению. Мысль исследователей неизбежно сталкивается с познавательным парадоксом, отмеченным еще Шеллингом: как познать целое раньше частей, если это предполагает знание частей раньше целого… Скрупулезное изучение частностей, деталей, столь характерное для медицинской науки, безусловно способствует прогрессу медицинского знания, однако, практически полное отсутствие обобщений частного знания различных разделов медицины в логически и экспериментально обоснованную теоретическую систему (т. наз. общую патологию) тормозит развитие современной медицины.

Литература по основным темам лекционного курса «философия»:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. - М. 1997.

Введение в философию, в 2-х частях – М., Политиздат, 1989.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник – М., 1999

Философия / отв. редактор д.ф.н. Кохановский В.П. – Ростов-на- Дону, «Феникс», 1995.

Философия: учебно-методоческий комплекс /А.И.Зеленков, В.В.Анохина, А.П.Ждановский и др.; Под ред. А.И.Зеленкова. – Мн., 2003.

Философия медицины – М., 2004.

Новейший философский словарь. – Мн., 2003

Дополнительная литература к разделу 1 (философия в исторической динамике культуры)

Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М., 1999.

Большаков В.П. Философия: ее смысл, предмет, проблематика. - Новгород, 1995.

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.; Спб., 2000.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения М.. 1980.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века: в 2-х т.. М., 1996.

Французское Просвещение и революция. – М., 1989.

Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

Козел А.А. Философская мысль Беларуси. – Мн., 2004г.

М.Хайдеггер Что такое философия? // Вопросы философии, 1993, № 4.

Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах (Пер. с нем., под ред. К.Свасьяна), М., Мысль, 1990г.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.

Современная западная философия /под ред. проф. Румянцевой Т.Г. – Мн., 2000г.

Соколов В.В. Европейская философия 15 – 17 веков. М., 1996.

Философия и медицина. Под ред.В.Ф. Сержантова, А.А. Королькова. - Ленинград: Изд. Ленинградского университета, 1986.

Франк С.Н., Понятие философии // Взаимоотношение философии и науки, 1990, № 2.

Дополнительная литература к разделу 2 (метафизика и онтология)

Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.

Ацюковский В.А. Материализм и релятивизм. Критика методологии современной теоретической физики. М., 1992.

Барковская А.В. Антропосоциальная парадигма в философии природы. Мн., 2000.

Биологические ритмы М., 1980.

Будыко М.М. Эволюция биосферы. – М., 1984.

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.

Глобальный эволюционизм. М., 1994.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М. 1986.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск. 1997.

Зеленков А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. Мн., 1987.

Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995.

Осипов А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности Мн. 1993.

Основы онтологии: учеб. пособие для студентов философских факультетов. Спб., 1997.

Философские концепции бытия: уч.-метод. пособие. Мн., 2001.

Хронобиология и хрономедицина. Тюмень, 1982.

Цикличность в социальных системах («круглый стол»). // Социс, 1992. - № 6.

«Антропологический поворот» в философии ХХ века. Вильнюс, 1987.

Антропологическая проблематика в западной философии. М., 1991.

Бройтигам В., Кристиан П. Психосоматическая медицина. 1999.

Волков С.Н. Проблема смерти в современных мистических учениях // Полигнозис: Философия. Наука. Культура. Религия. – 2001. - №4.

Вязовкин В.С., Тузова Т.М. Философия бытия и мышления. Мн.: РИВШ БГУ, 2000.

Демидов А. Б. философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997.

Демидов Д.Б. Феномены человеческого бытия. – Мн.: ЗАО Изд. Центр “Экономпресс”, 1999.

Дубровский Д.И. Природа человека и социальные процессы // Полигнозис: Философия. Наука. Культура. Религия. – 2001. - №4.

Коптева С. И., Лобанов А. П. Познай себя: Актуальные проблемы психологии самосознания. – Мн.: ООО “ФУАинформ”, 2002.

Моторина Л.Е. Феномен человека: методология исследования // Полигнозис: Философия. Наука. Культура. Религия. – 2002. - №1.

Неретина С.С. Смерть как условие бессмертия // Человек. – 2002. - №4.

О человеческом в человеке. М., 1991.

Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Спасибенко С.Г. Биолого-генетические основания социальной структуры человека // Социально-гуманитарные знания. – 2002. - №3.

Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. М., 1996.

Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. М., 1996.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его смерти и бессмертии. М., 1999.

Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1993.

Берков В.Ф. Общая методология науки – Мн., 2001

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М, 1993.

Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология – М., 1994

Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975

Лекторский В.А.Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

Наука в зеркале философии ХХ века – М., 1992.

Норман Г.Э. К.Поппер о ключевых проблемах науки ХХ века// Вопросы философии, 2003, №5

Поппер К Логика и рост научного знания – М., 1983

Порус В.Н. Парадоксальная рациональность. М., 2000.

Современная наука: ценности и ориентиры – Мн., 2003

Стёпин В.С.Теоретическое знание – М., 2000

Теория познания. В 4-х т. – М., 1991 – 1995

Философия и методология науки. М., 1996.

Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки М.. 1986.

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1991.

Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа. – М., 1995.

Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки, М. ИФ РАН, 1999.

Ахиезер А.С. Как «открыть» закрытое общество. М., 1997.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Вебер «Избранные произведения» М., Просвящение, 1990.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

Козаченко В.И. История философии и медицина Спб., 1994.

Мамардашвили М.К. Из лекций по социальной филоосфии. – Социологический журнал. – 1994. - № 3.

Момджян К.Х. Введение в социальную философию М., 1997.

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика, философия культуры. М., 1991.

Петленко В.П. Философия и мировоззрение врача. Л, 1991.

Саркисов д.С. Философия в системе медицинского образования/ Клиническая медицина, 1999, №1.

Социология конфликта. – М., 1996

Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия. М., 2001.

Тойнби А. «Постижение Истории». Москва «Прогресс», 1990.

Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге ХХІ века. М.: Изд-во АН СССР, 1991.

Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и безопасного развития цивилизации. М., 1993.

Философия истории / под ред А.С.Панарина. М., 1999.

Философия культуры. Становление и развитие. Спб., 1998.

Философия экстренной хирургии. М., 2001.

Шавель С.А. Тенденции изменения социальной структуры Беларуси. Мн., 1996.

Элиас Н. О процессе цивилизации. Т. 1 М., СПб 2001.

Яковец Ю.И. История цивилизаций. – М., 1997.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 442-456.

1 Аксиология — философское учение о природе ценностей, их месте в человеческом бытии и структуре ценностного мира, иными словами, об иерархической связи различных ценностей между собой, с социальными, культурными, экономическими факторами и структурой личности.

2 Хотя говорить о сложившемся научном мировоззрении можно только применительно к периоду активного развития науки (т.е. начиная с XVII ст., не ранее).

3 В чем смысл жизни? Что первично в человеке – духовное или материальное? Какова ценность человеческого существования? и т.д.

4 Буквально – «сидеть у ног учителя»

5 «лесные книги», предназначенные для отшельников

6 годы жизни 551 – 478 г. до н.э.

7 На вопрос «можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Конфуций отвечал: «можно…это слово – взаимность».

8 «дао» - буквально путь, первоначально в древнекитайской традиции означало «путь звезд на небе»

9 С 8 – 6 века до н.э.

10 Большинство философов этого времени основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен, совершенен.

11 Милет – город в Малой Азии

12С идеями Анаксимена тесно связаны теории пневматической системы медицины врача Алкмеона (человеческий организм, как и вся природа состоит из воздуха).

13 И, представляется, причина не в том, что сам философ был царского рода. Согласно его высказываниям, один заменяет десять тысяч, если он – наилучший.

14 Такая позиция в философии получила название нравственный релятивизм.

15 Подробнее см. раздел «Социальная философия».

16 Более подробно о социально-политических и этических взглядах Аристотеля см. раздел «Социальная философия».

17 Его девиз – «проживи незаметно»

18 Разумеется, идеи скептиков отличаются от сократовского девиза «подвергай все сомнению» (у него тезис носит поисковый характер) и от позитивного «релятивизма» в учении софистов (смысловая нагрузка сомнения и скепсиса у них сугубо практическая, прагматическая).

19 Различают раннюю (Ансельм Кентерберийский), зрелую (Фома Аквинский) и позднюю схоластику (Пьер Абеляр, Оккам и др).

20 Философский смысл христианства складывается и развивается как своего рода «снятие»идей греческой философии (Платона, стоиков и т.д.), восточной философии, воплощенной в иудаизме, а также в острой полемике по многим философским и теологическим проблемам, в которую вовлечены как апологеты христианства – апостолы, представители александрийской школы, а также богословы раннего средневековья (Филон Александрийский, Юстин Мученик, Климент, Тациан и др.),так и его противники.

21 Так, Августин говорит о том, что знание о нетварном мире (божественном) мы получаем только сверхъестественным путем, ключом к такому познанию становится вера. Христианский Бог открывает себя человеку в священных текстах Библии.

22 «Универсалии» – общие понятия (например, «человек», «дом» и т.д.)

23 Идеи Н.Коперника в философии и науке эпохи Возрождения развивали так же Г.Галилей и Дж. Бруно.

24 На надгробном камне могилы Монтеня выбита надпись: «Он догматы Христа соединил со скептицизмом Пиррона»

25 По меткому выражению знаменитого философа и врача Парацельса, человек – «мастер земного света».

26 Чаще всего в этот девиз вкладывают созидающий смысл, забывая о том, что понятие «силы» включает в себя и разрушительную составляющую. Не случайно сегодня появилось присловье: «За чтобы не взялся ученый, у него обязательно получится оружие».

27 Гоббс Т. Избр.произведения: В 2т. Т.2. М., 1964. С. 50.

28 Например, Л. Фейербах едко замечает: «Там, где бог отождествляется или смешивается с природой или, наоборот, природа с богом, там нет ни бога, ни природы, а есть мистическая смесь».

29 Только чувства признаются единственно истинной способностью познания, позволяющей адекватно оценивать окружающий мир.

30 Она концентрируется в 3-х вопросах: «Как возможна чистая математика?», «Как возможно чистое естествознание?», «Как возможна метафизика как наука?» Решению этих вопросов посвящены 3 раздела первой книги – трансцендентальная эстетика, трансцендентальная аналитика, трансцендентальная диалектика.

31 Тем самым дается ответ на основной вопрос раздела о том, как возможны априорные синтетические суждения в отношении к математике.

32 Идея – это такое понятие, которому в созерцании не может быть дан адекватный предмет.

33 Раздел «Трансцендентальная диалектика» в «Критике чистого разума» Канта должен дать ответ на вопрос, возможна ли метафизика в качестве науки.

34 Например, можно обосновать тезис «мир конечен во времени и пространстве» и антитезис «мир бесконечен во времени и пространстве»

35 Пространство и время не есть нечто само по себе существующее, это всего лишь субъективные условия, изначально присущие человеческому уму для координации между собой чувствительно воспринимаемых предметов. В ноуменальном мире, т.е. в сфере предметов самих по себе, у Канта времени и пространства нет.

36 Из этой внутренне необходимо присущей человеку и человечеству в целом любви необходимо следует и теория альтруистической морали Фейербаха. Именно любовь к человеку, по мнению философа, должна встать на место иллюзорной любви к Богу. .

37 На память приходит меткое замечание Энгельса: «Если человек не в состоянии удовлетворить свой желудок, то желудок становится господином его».

38 Это определение материи, ставшее классическим для марксистской традиции принадлежит В.И.Ленину, продолжателю идей марксизма

39 См. также раздел «социальная философия».

40 Философия А.Шопенгауэра крайне пессимистична, его даже называют «поэтом мировой скорби».

41 Фрид. Ницше. Сочинения в 2-х томах. М., 1990.

42 Цит. по Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: проблемы нравственной философии. М., 1987, с.89.

43 Так, совершенно неверно фашизм истолковал фразу Ницше «падающего - толкни».

44 Постклассика развивается с середины ХХ ст., переосмысливая идеи тех или иных философских направлений, и особое значение уделяя проблемам анализа языка. Например, неопозитивизм наследует и развивает идеи позитивизма в ХХ веке, тогда как постпозитивизм «переставляет акценты», переосмысливает проблемное поле позитивистской философии.

45 Например, «жизненный мир», «вражда языков», «негативный разум человечества» и т.д.

46 Подробнее см. лекцию «Философия сознания» (психоаналитическая концепция сознания, психоанализ как метод лечения).

47 Фромм выделяет несколько типов социальных характеров, в зависимости от ориентации человека на продуктивные или непродуктивные межличностные отношения. Например, тип человека свободного, любящего, разумного, созидающего и т.д.

48 См. также лекцию «наука»

49 См. также лекцию «Сознание» (экзистенциально-феноменологическая модель сознания)

50 Идеи Аквината (томизм) сегодня вновь привлекают интерес и возрождаются в форме неотомизма, получая статус официальной философии Ватикана

51 от лат. существование

52  См. также «философия культуры».

53 ризома может рассматриваться как способ роста растений, отличный от разветвлений стеблей от единого (или «пучкообразного») корня.

54 высшая форма искусства в отличие от классического древнегреческого – красота без тоски, где нет завершенности форм и есть тяга к потустороннему

55 Подробнее о идеях Умова, Чижевского, Вернадского см. лекция «Философия природы»

56 Плеханов отрицательно относился к Октябрьской революции, полагая, что она нарушает законы истории.

57 В ХХ веке эта традиция продолжена Я.Купалой, Я Коласом, М.Богдановичем.

58 Я.Окунь, Д.Скрынченко и др.

59 Так, представитель этого направления В.Самойла предупреждает, что путь к победе над злом тяжел и долог. Народ должен постоянно возобновлять свои духовно-энергетические ресурсы и сам создавать белорусскую нацию.

60 Нередко высказывается мысль, что на Востоке доминируют социально - образные философские подходы к природе, а на Западе политически – вербальные.

61 Известный шведский антрополог и этнограф Ян Линдблад, имея в виду, прежде всего цивилизацию Запада, саркастически замечал, что с этой грандиозной задачей современный человек справляется с нисколько не хуже, чем «козёл, которого поставили сторожить капусту».

62 Материальную нужду, как вспоминал французский экзистенциалист А.Камю, значительно легче переносить там, где её восполняет красота природы, полнота телесной жизни. Средиземноморской природе посвящены самые прекрасные страницы, написанные А. Камю.

63 Как правило, это приводит к тому, что различные науки о человеке плохо стыкуются (например, экономика и психология, рассматривая феномен человека по-разному, его анализируют и, в итоге, приходят к очень разным, зачастую противоречащим результатам).

64 Согласно древнегреческому философу Аристотелю, человек есть политическое животное.

65 Лосев А. Ф. История античной эстетики (ранняя классика), М. 1963, с. 537-539.

66 Фейербах Л. Избранные произведения: В 2 т. М., 1955. Т.1. С.203.

67 Почти полтора миллиарда жителей планеты живут в полной нищете и еще один миллиард приближается к отметке, полтора миллиарда землян лишены какой-либо медицинской помощи, миллиард людей не умеют читать и писать, в мире насчитывается 700 миллионов безработных; 200 миллионов детей вынуждены работать с младенческого возраста, чтобы не умереть с голода. Миллионы людей во всех уголках земного шара страдают от расизма, ксенофобии, агрессивного национализма.

68 Синонимами сознания или, по крайней мере, самостоятельными обозначениями тех явлений, процессов и содержаний человеческой жизнедеятельности, относительно которых мы в современности употребляем понятие «сознание», в историко-философской традиции зачастую являются понятия разума, рассудка, идеи, ума, мышления, интеллекта; а в некоторых случаях, особенно в современной философии, — понятия субъективности, воли, проекта, интенции, выбора, решения и проч.

69 субстанциональный подход близок в понимании сознания философскому идеализму, относительно ему равнозначен.

70 Платон. Государство // Сочинения в 3-х т. М.,1971. Т.З. 4.1. – с. 318

71 В русле функционального подхода к природе сознания можно рассматривать идеи вульгарного материализма, диалектического материализма, научного материализма и т.д.

72 от англ. Introspect – смотреть внутрь, вникать, самоанализ, самонаблюдение

73 от греч. Genesis -происхождение, возникновение

74 Назначение активности – обеспечить такое взаимодействие организма и среды, которое необходимо для сохранения системы и ее устойчивого воспроизведения

75 Особое значение чувствительность приобретает на уровне высших животных, имеющих органы чувств, содержащих наборы рецепторных клеток и способных отвечать на определенный вид энергии электрическими импульсами, циркулирующими в нервной системе.

76 Как отмечал И. П. Павлов, творческая деятельность принадлежит не одному отделу мозга, а многим, при этом активный участок мозга постоянно перемещается по всему пространству больших полушарий.

77 Качественное отличие психики человека от психики животных заключается в том, что человек обладает способностью предвидения отдельных последствий своей деятельности, направленности развития природных и социальных процессов, ценностным отношением к действительности.

78 Идея целостности человека (взаимовлияния души и тела) в состоянии болезни была руководящей и для античных врачей. Так, одержимость злыми духами устранялась посредством катарсиса (очищение с помощью искусства), лечили ее также и с помощью своего рода «собеседования».

79 От лат. Identificare – отождествлять

80 От лат. Attributum – присовокупление

81 от лат. Reflexio – отражение

82 Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. М., 1993.

83 Язык трактуется как система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе; система знаков (звуков, сигналов и т.п.), передающих информацию.

84 Оформленная в соответствии с принятыми в социуме правилами словесная деятельность, в которой конкретизируется язык…Язык реализует себя посредством речи, однако по отношению к последней он является более фундаментальной структурой. /См. философия по ред. Зеленкова А.И. – Мн., 2003, с.150.

85 (от лат. Communicare – делать общим, сообщать) в системе «человек-среда», «человек-человек» и т.д. предполагает общение, взаимодействие.

86 Гайденко П.П. Человек и история в свете “философии коммуникации” К.Ясперса. – с.110

87 Бубер М. Я и Ты // Квинтэссенция: Филос. Альманах, 1991.М.: Политиздат, 1992. – 296с.

88 объем информации, которую накапливает человек к 20-ти годам своей жизни в несколько раз превышает объем информации, накопленный всеми науками

Источник:

nashaucheba.ru

Медицина как прикладная философия в городе Самара

В данном каталоге вы можете найти Медицина как прикладная философия по разумной стоимости, сравнить цены, а также изучить иные книги в категории Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Доставка осуществляется в любой город России, например: Самара, Уфа, Саратов.