Книжный каталог

Литературный словарь

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Настоящее издание создано на основе материалов журнала "Литературная учеба". Много лет в нем существовала рубрика "Литературный словарь", включавшая в себя статьи крупных ученых-филологов. Давая определение тому или иному термину, понятию, они ставили его в контекст мировой литературы и подробно иллюстрировали цитатами из русской и зарубежной классики. При этом также проводились различные литературные параллели и сравнения. Таким образом, эти статьи становятся не просто справочным изданием, но книгой увлекательного чтения. Безусловно, объем словаря не позволяет претендовать ему на исчерпывающую полноту: в нем даны описания наиболее распространенных терминов и понятий, которые чаще всего вызывают вопросы. Редактор-составитель: А.В.Безрукова.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Безрукова А. (ред.-сост.) Литературный словарь Безрукова А. (ред.-сост.) Литературный словарь 149 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
А. Г. Пивовар Новый англо-русский словарь. В 2 томах. Том 1. А-К / New English-Russian Dictionary: Volume 1: A-K А. Г. Пивовар Новый англо-русский словарь. В 2 томах. Том 1. А-К / New English-Russian Dictionary: Volume 1: A-K 978 р. ozon.ru В магазин >>
Пивовар А.Г. Новый англо-русский словарь. В 2 т. Т. 1 Пивовар А.Г. Новый англо-русский словарь. В 2 т. Т. 1 978 р. book24.ru В магазин >>
Пивовар А.Г. Новый англо-русский словарь. В 2 т. Т. 2. L - Z Пивовар А.Г. Новый англо-русский словарь. В 2 т. Т. 2. L - Z 989 р. book24.ru В магазин >>
В. К. Мюллер Учебный англо-русский словарь / Educational English-Russian Dictionary В. К. Мюллер Учебный англо-русский словарь / Educational English-Russian Dictionary 99.9 р. litres.ru В магазин >>
Екатеринбург литературный. Энциклопедический словарь Екатеринбург литературный. Энциклопедический словарь 1589 р. ozon.ru В магазин >>
Маврина Л., Круковер В. и др. Словарь младшего школьника Орфографический словарь Орфоэпический словарь Этимологический словарь Фразеологический словарь Маврина Л., Круковер В. и др. Словарь младшего школьника Орфографический словарь Орфоэпический словарь Этимологический словарь Фразеологический словарь 591 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Словарь литературоведческих терминов - Издательство «Лицей»

Словарь литературоведческих терминов

Словарь включает в себя описание более 350 литературоведческих терминов и понятий. Словарь будет полезен учащимся и студентам, а также всем, кто интересуется вопросами литературы.

  • А
    • Аббревиатура
    • Автобиография
    • Автограф
    • Автор
    • Авторская песня
    • Адаптация
    • Акмеизм
    • Акростих
    • Аллегория
    • Аллитерация
    • Аллоним
    • Аллюзия
    • Алогизм
    • Альманах
    • Амфибрахий
    • Анаграмма
    • Анапест
    • Анафора
    • Анахронизм
    • Андеграунд
    • Анекдот
    • Аннотация
    • Аноним
    • Анонс
    • Антигерой
    • Антитеза
    • Антиутопия
    • Антология
    • Антоним
    • Архаизм
    • Архетип
    • Архитектоника
    • Ассонанс
    • Астроним
    • Атрибуция
    • Афоризм
  • Б
    • Баллада
    • Бард
    • Барокко
    • Басня
    • Беллетристика
    • Белый стих
    • Бессоюзие
    • Бестселлер
    • Брошюра
    • Буколика
    • Буриме
    • Бурлеск, бурлеска
    • Былина
    • Быль
  • В
    • Варваризм
    • Венок сонетов
    • Верлибр
    • Версификация
    • Версия
    • Вирши
    • Водевиль
    • Вульгаризм
  • Г
    • Газель
    • Гекзаметр
    • Герменевтика
    • Герой
    • Гимн
    • Гипербола
    • Гротеск
  • Д
    • Дайджест
    • Дактиль
    • Двустишие (дистих)
    • Действие
    • Детектив
    • Диалог
    • Диван
    • Дилогия
    • Диссонанс
    • Дифирамб
    • Дневник
    • Дольник
    • Драма
    • Дума
    • Духовный стих
  • Ж
    • Жанр
    • Житие
  • З
    • Завязка
    • Загадка
    • Заглавие (название)
    • Замысел
    • Звукопись
  • И
    • Идиллия
    • Икт
    • Имажинизм
    • Импрессионизм
    • Импровизация
    • Инвектива
    • Инверсия
    • Инсценировка
    • Интермедия
    • Интерполяция
    • Интерпретация
    • Интерьер
    • Интонация
    • Интрига
    • Ирония
    • Исповедь
  • К
    • Каламбур
    • Канон
    • Карикатура
    • Катарсис
    • Классики
    • Классицизм
    • Клаузула
    • Комедия
    • Комикс
    • Комментарий
    • Компиляция
    • Композиция
    • Константа
    • Конструктивизм
    • Контаминация
    • Контекст
    • Конфликт
    • Концептуализм
    • Конъектура
    • Критика литературная
    • Крылатые слова
    • Кульминация
    • Куплет
    • Купюра
  • Л
    • Лаконизм
    • Легенда
    • Лейтмотив
    • Лексика
    • Летопись
    • Либретто
    • Лирика
    • Лирический герой
    • Лирическое отступление
    • Литература
    • Литературная обработка
    • Литературный процесс
    • Литературный язык
    • Литературоведение
    • Литота
    • Лубок
  • М
    • Мадригал
    • Манифест
    • Маргиналии
    • Мелодика стиха
    • Мелодрама
    • Мемуары
    • Менестрель
    • Метафора
    • Метонимия
    • Метр
    • Метрика
    • Мимесис
    • Миниатюра
    • Миннезингер
    • Мистификация литературная
    • Миф
    • Многосоюзие
    • Модернизм
    • Монолог
    • Монорим
    • Моностих
    • Мотив
  • Н
    • Надпись
    • Направление
    • Натурализм
    • Натюрморт
    • Некролог
    • Нелепица
    • Неологизм
    • Несобственно-прямая речь
    • Новелла
    • Ноктюрн
  • О
    • Обозрение
    • Образ
    • Оглавление
    • Ода
    • Оксюморон
    • Октава
    • Олицетворение
    • Омоним
    • Онегинская строфа
    • Очерк
  • П
    • Палеография
    • Палиндром
    • Памфлет
    • Панегирик
    • Парабола
    • Парадокс
    • Параллелизм
    • Парафраз и парафраза
    • Пародия
    • Паронимия
    • Пасквиль
    • Пастораль
    • Пафос
    • Пейзаж
    • Перевод
    • Перипетия
    • Перифраз и перифраза
    • Песня
    • Пиррихий
    • Плагиат
    • Плеоназм
    • Повесть
    • Поговорка
    • Подзаголовок
    • Подстрочник
    • Подтекст
    • Порнография
    • Портрет
    • Посвящение
    • Послание
    • Послесловие
    • Пословица
    • Постмодернизм
    • Поэзия
    • Поэма
    • Предание
    • Предисловие
    • Прибаутка
    • Приключенческая литература
    • Припев
    • Присказка
    • Притча
    • Проза
    • Прозаизм
    • Пролог
    • Протагонист
    • Прототип
    • Псевдоним
    • Публицистика
    • Пунктуация поэтическая
    • Путешествие
    • Пьеса
  • Р
    • Развязка
    • Рассказ
    • Реализм
    • Реалия
    • Редактирование
    • Редакция
    • Ремарка
    • Реминисценция
    • Реплика
    • Рецензия
    • Ритм
    • Риторика
    • Рифма
    • Род литературный
    • Роль
    • Роман
    • Романс
    • Романтизм
    • Рондо
    • Рубаи
  • С
    • Сага
    • Салон
    • Самиздат
    • Сарказм
    • Сатира
    • Сентенция
    • Сентиментализм
    • Серенада
    • Силлабическое стихосложение
    • Силлабо-тоническое стихосложение
    • Символ
    • Символизм
    • Синекдоха
    • Синонимия
    • Сказ
    • Сказание
    • Сказка
    • Скальд
    • Скоморох
    • Скороговорка
    • Слово
    • Сонет
    • Спондей
    • Сравнение
    • Стансы
    • Стилизация
    • Стиль
    • Стих
    • Стихосложение
    • Стихотворение
    • Стопа
    • Строфа
    • Cтрофика
    • Cтык
    • Сценарий
    • Сюжет
  • Т
    • Тавтология
    • Текст
    • Текстология
    • Тема
    • Тетралогия
    • Тип
    • Тоническое стихосложение
    • Травестия
    • Трагедия
    • Трагикомедия
    • Транскрипция писательская
    • Триллер
    • Трилогия
    • Тропы
    • Трубадуры
    • Труверы
  • У
    • Ударный слог и безударный слог
    • Умолчание
    • Утопия
  • Ф
    • Фабула
    • Факсимиле
    • Фантастика
    • Фарс
    • Фельетон
    • Фигуры
    • Фольклор
    • Форма и содержание
    • Футуризм
    • Фэнтези
  • Х
    • Характер
    • Характеристика
    • Хорей
    • Хроника
    • Художественность
  • Ц
    • Цезура
    • Цензура
    • Цикл, циклизация
    • Цитата
  • Ч
    • Частушка
    • Читатель
  • Ш
    • Шарж
  • Э
    • Эвфемизм
    • Эвфония
    • Эзопов (эзоповский) язык
    • Экзистенциализм
    • Эклога
    • Экслибрис
    • Экспрессионизм
    • Экспромт
    • Элегия
    • Эпигонство
    • Эпиграмма
    • Эпиграф
    • Эпизод
    • Эпилог
    • Эпистолярная литература
    • Эпиталама
    • Эпитафия
    • Эпитет
    • Эпифора
    • Эпопея
    • Эпос
    • Эссе
  • Ю
    • Юмор
    • Юмореска
  • Я
    • Явление
    • Ямб

Все материалы, опубликованные на сайте в любом виде, являются объектами авторского и имущественного права.

Никакие материалы этого сайта не являются публичной офертой.

Источник:

licey.net

Краткий словарь литературоведческих терминов

Краткий словарь литературоведческих терминов

Автобиография (гр. autos — сам, bios — жизнь, grapho — пишу) — литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

Аллегория (гр. allegoria — иносказание) — иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.

Амфибрахий (гр. amphi — кругом, brachys — краткий) — трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге (— / —).

Анализ произведения в литературоведении (гр. analysis — разложение, расчленение) — исследовательское прочтение художественного текста.

Анапест (гр. anapaistos — отражённый назад, обратный дактилю) — трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге (— — /).

Аннотация — краткое изложение книги, рукописи, статьи.

Антитеза (гр. antithesis — противоположение) — противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Архаизм (гр. archaios — древний) — устаревшее слово или словосочетание, грамматическая или синтаксическая форма.

Афоризм (гр. aphorismos — изречение) — обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни пословице, но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и т. д.).

Баллада (прованс. ballar — плясать) — стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

Басня — краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами в басне чаще всего выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения. (Басни Эзопа, Лафонте-на, А. Сумарокова, И. Дмитриева, И. Крылова, пародические басни Козьмы Пруткова, С. Михалкова и др.)

Бестселлер (англ. best — лучший и sell — продаваться) — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.

«Библиотека поэта» — серия книг, посвященная творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам («Русская баллада», «Русские былины» и др.). Основана М. Горьким в 1931 году.

Библия (гр. biblia — букв.: «книги») — собрание древних текстов религиозного содержания.

Былина — жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.

Вопленицы (плакальщицы) — исполнительницы причитаний (И. Федосова, М. Крюкова и др.).

Герой литературного произведения, литературный герой — действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Гипербола (гр. huperbole — преувеличение) — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерна для фольклора и жанра сатиры (Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский).

Гротеск (фр. grotesque, urn. grottesco — причудливый, от grotta — грот) — предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Дактиль (гр. dactylos — палец) — трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ — —).

Деталь (фр. detail — подробность) — выразительная подробность в произведении. Деталь помогает читателю, зрителю острее и глубже представить время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Диалог (гр. dialogos — разговор, беседа) — разговор двух или нескольких лиц. Диалог — основная форма раскрытия человеческих характеров в драматургических произведениях (пьесах, киносценариях).

Жанр (фр. genre — род, вид) — вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть.

Завязка — событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях.

Идея (гр. idea — идея) — основная мысль художественного произведения.

Инверсия (лат. inversio — перестановка) — необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.

Интерпретация (лат. interpretatio — объяснение) — истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.

Интонация (лат. intonare — громко произношу) — выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит.

Ирония (гр. eironeia — притворство, насмешка) — выражение насмешки.

Композиция (лат. compositio — составление, соединение) — расположение частей, т. е. построение произведения.

Крылатые слова — широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, известные изречения исторических лиц.

Кульминация (лат. culmen (culminis) — вершина) — момент наивысшего напряжения в художественном произведении.

Культура речи — уровень речевого развития, степень владения нормами языка.

Легенда (лат. legenda — букв.: «то, что следует прочесть») — произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Летопись — памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.

Литературовед — специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.

Литературоведение — наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.

Метафора (гр. metaphora — перенос) — переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Монолог (гр. monos — один и logos — речь, слово) — речь одного человека в художественном произведении.

Неологизмы (гр. neos — новый и logos — слово) — слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов.

Ода (гр. ode — песня) — торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.

Олицетворение — перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Описание — вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты — интерьер и пр.).

Пейзаж (фр. paysage, от pays — местность) — картина природы в художественном произведении.

Повесть — один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Подтекст — подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста.

Портрет (фр. portrait — изображение) — изображение внешности героя в произведении.

Пословица — краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.

Поэма (гр. poiema — творение) — один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Предание — жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.

Притча — небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

Проза (лат. proza) — литературное нестихотворное произведение.

Псевдоним (гр. pseudos — вымысел, ложь и onyma — имя) — подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя. Некоторые псевдонимы быстро исчезали (В. Алов — Н. В. Гоголь), другие вытеснили настоящую фамилию (Максим Горький вместо А. М. Пешков), даже передавались наследникам (Т. Гайдар — сын А. П. Гайдара); иногда псевдоним присоединяется к настоящей фамилии (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Развязка — один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.

Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Рецензия — один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о её героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.

Ритм (гр. rhythmos — такт, соразмерность) — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе).

Риторика (гр. rhitorike) — наука об ораторском искусстве.

Рифма (гр. rhythmos — соразмерность) — созвучие окончаний стихотворных строк.

Сатира (лат. satira — букв.: «смесь, всякая всячина») — беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Сказка — один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Сказки бывают трёх видов. Это волшебные, бытовые и сказки о животных. Наиболее древние — это сказки о животных и волшебные. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда невероятные жизненные ситуации.

Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Средства художественной выразительности — художественные средства (например, аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет и др.), помогающие нарисовать человека, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно.

Стихотворение — написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.

Строфа (гр. strophe — поворот) — группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определённым расположением рифм.

Сюжет (фр. sujet — предмет, содержание, событие) — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Тема (гр. thema — то, что положено [в основу]) — круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Трагедия (гр. tragodia — букв, «козлиная песнь») — вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

Трёхсложные стихотворные размеры — дактиль (/ — —), амфибрахий (— / —), анапест (— — /).

Устное народное творчество, или фольклор, — искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Наиболее распространённые виды фольклора — пословица, поговорка, сказка, песня, загадка, былина.

Фантастика (гр. phantastike — способность воображать) — разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира.

Хорей (гр. choreios от choros — хор) — двусложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ —). Художественное произведение — произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.

Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.

Эпиграф (гр. epigraphe — надпись) — короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.

Эпитет (гр. epitheton — букв, «приложенное») — образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Юмор (англ. humour — нрав, настроение) — изображение героев в смешном виде. Юмор — смех весёлый и доброжелательный.

Ямб (гр. iambos) — двусложный размер с ударением на втором слоге (— /).

Источник:

tepka.ru

Словарь литературных терминов

Литературный словарь Словарь литературных терминов.

АВТОБИОГРАФИЯ, прозаический жанр, описание собственной жизни; близок мемуарам, но более сосредоточен на личности и внутреннем мире автора («Былое и думы» А. И. Герцена).

АНЕКДОТ (от греч. anekdotos — неизданный),

1) короткий рассказ об историческом лице, происшествии.

2) Жанр городского фольклора, злободневный комический рассказ-миниатюра с неожиданной концовкой, своеобразная юмористическая притча.

АННОТАЦИЯ (от лат. annotatio — замечание), краткая характеристика содержания произведений печати или рукописи.

БАЛЛАДА (франц. ballade, от позднелат. ballo — танцую),

во французской литературе 14-15 вв. лирический жанр твердой формы (Ф. Вийон).

Лироэпический жанр английской народной поэзии и аналогичный ему жанр поэзии романтизма (Р. Бернс, Г. Бюргер, И. В. Гете, В. А. Жуковский). Романтические баллады — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом.

В 20 в. баллада утрачивает жанровую строгость (отдельные стихотворения Б. Брехта, Н. С. Тихонова).

БАСНЯ, короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Многие сюжеты восходят к Эзопу, к индийскому сборнику «Панчатантра». Яркое национальное своеобразие в баснях Ж. Лафонтена, Г. Э. Лессинга, И. А. Крылова.

БЕЛЛЕТРИСТИКА (от франц. belles lettres — художественная литература),

1) художественная проза.

2) В 20 в. также массовая литературная продукция бытописательского, развлекательного характера в противоположность произведениям высокого искусства.

БИОГРАФИЯ (от био. и «графия»),

1) описание жизни человека; жанр исторической, художественной и научной прозы. Современная биография (напр., серия «Жизнь замечательных людей») выявляет историческую, национальную и социальную обусловленность, психологический тип личности, ее причинно-следственные связи c социокультурным миром (ср. Автобиография).

2) Жизнь человека как совокупность его поступков, событий и умонастроений.

БУРИМЕ (франц. bouts rimes — рифмованные концы), стихи на заданные рифмы; популярная форма светской «легкой поэзии» 17-18 вв.

ВОДЕВИЛЬ (франц. vaudeville, от vau de Vire — долина р. Вир в Нормандии, где в 15 в. были распространены народные песенки-водевиры),

1) вид «комедии положений» с песнями-куплетами, романсами и танцами. Возник во Франции; с нач. 19 в. получил общеевропейское распространение. Расцвет русского водевиля — 1820 — 40-е гг. (А. А. Шаховской, Д. Т. Ленский, П. А. Каратыгин, Ф. А. Кони, Н. А. Некрасов и др.). Классики жанра — Э. Скриб, Э. М. Лабиш.

2) Заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.

ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА, в узком смысле — проза о расследовании и «разгадке» преступления, в расширительном смысле — изображение криминальных преступлений и борьбы с преступниками. Родоначальник детективной литературы — Э. По («Убийство на улице Морг», 1841 и другие новеллы).

Классические произведения детективной литературы описывают раскрытие преступлений логическим методом (А. К. Дойл, Г. К. Честертон, Э. Габорио, А. Кристи, Р. Стаут). Дальнейшее развитие жанра связано с появлением в детективной литературе социально-психологических мотивов (Ж. Сименон, Мацумото Сэйте), с возникновением разновидностей детективной литературы, изображающих непосредственную схватку стражей правопорядка с преступным миром, со сценами насилия и угроз (Д. Хеммет, Р. Т. Чандлер и др.).

ДИФИРАМБ (греч. dithyrambos),

1) первоначально хоровая культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее литературная форма, близкая к гимну и оде (Пиндар, Арион, Шиллер, Гердер ).

2) Преувеличенная похвала.

ДРАМА (греч. drama, букв. — действие),

1) род литературный, принадлежащий одновремено двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О'Нил, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.

2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.

ИДИЛЛИЯ (греч. eidyllion), поэтический жанр (в античности — вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете ). В переносном смысле — мирное беззаботное существование (обычно иронически).

КОМЕДИЯ (от греч. komodia), жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров или нравов — на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу). По характеру комического различают комедии: сатирические («Резизор» Н. В. Гоголя), юмористические («Турандот» К. Гоцци), трагикомедии. Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский.

ЛЕГЕНДА (от лат. legenda, букв. — то, что следует прочесть),

1) в средневековой письменности — житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре — вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный (легенда о «золотом веке»); в новейшей литературе всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.

2) В обиходном значении — что-то невероятное, выдумка.

ЛИРИКА (от греч. lyrikos — произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, напр.: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 вв., Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России — А. С. Пушкин, А. А. Блок.

ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ, басни, баллады, поэмы, романы в стихах, сочетающие эпическое повествование с лирическим началом — непосредственным выражением переживаний, мыслей автора («Медный всадник» А. С. Пушкина).

МАДРИГАЛ (франц. madrigal),

1) в 14 и 16 — нач. 17 в. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, первоначально 2-3-голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4-5-голосное без сопровождения. Зародился в Италии.

2) С 16 в. небольшое стихотворение-комплимент.

МЕМУАРЫ (франц. memoires — воспоминания), разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был..

МИСТЕРИЯ, жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. В представлениях мистерий (на площадях городов) религиозные сцены чередовались с интермедиями — вставными комедийно-бытовыми эпизодами.

НОВЕЛЛА (итал. novella), малый повествовательный жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами символики («Пиковая дама» А. С. Пушкина, «Легкое дыхание» И. А. Бунина).

ОДА (от греч. ode — песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности (Пиндар); в 16-18 вв. жанр высокой лирики (напр., Вольтер, Г. Р. Державин ). С 17 в. также вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное по поводу определенных событий, прославляющее какую-либо идею или личность; в 19-20 вв. создаются и чисто инструментальные оды.

1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.

2) Публицистический, в т. ч. документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.

ПАМФЛЕТ (англ. pamphlet), злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого — конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой. Памфлетность может проникать в различные художественные жанры (роман-памфлет; пьеса-памфлет).

ПАНЕГИРИК (от греч. panegyrikos logos — похвальная публичная речь),

1) литературный жанр: хвалебная речь (античность — 18 в.).

2) Всякое восхваление в литературном произведении (напр., в оде) или выступлении. С 19 в. — неоправданное восхваление.

ПОВЕСТЬ, прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий — эпизодов («Вешние воды» И. С. Тургенева; «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына; «Старик и море» Э. Хемингуэя).

ПОСЛАНИЕ, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, «Наука поэзии») до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее — единичные стихотворения (В. В. Маяковский). Прозаическое послание дидактического содержания — характерный жанр средневековой литературы (послание отцов церкви).

ПОЭМА (греч. poiema),

1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею ) — «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее «наследственных» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически «поэмное» событие — само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами («Медный всадник» А. С. Пушкина). В современной поэме эпическое требование «зримой» событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор — участник или вдохновенный комментатор события (В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский). В 20 в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма («Поэма без Героя» А. А. Ахматовой).

2) В музыке — небольшая лирическая пьеса свободной структуры, крупное одночастное симфоническое произведение, обычно программное (симфоническая поэма ), иногда хоровое или вокально-инструментальное сочинение.

ПРИТЧА, малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение («премудрость»). Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре и литературе (напр., притчи Евангелий, в т. ч. о блудном сыне).

ПУБЛИЦИСТИКА (от лат. publicus — общественный), род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в т. ч. формирующегося вокруг острых проблем жизни. Публицистика существует в словесной (письменной и устной), графически изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение), театрально-драматической, словесно-музыкальной формах. Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях.

РАССКАЗ, малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.

РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, эпос, лирика, драма. Определяется по разным признакам: с точки зрения способов подражания действительности (Аристотель), типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологии (объективное — субъективное у Г. Гегеля), формальных признаков (А. Н. Веселовский), психологии (Э. Штайгер). Несмотря на зыбкость определений межродовых границ и обилие промежуточных форм (лироэпическая поэма, лирическая драма), в каждом произведении, как правило, можно выделить родовую доминанту: повествование о событии (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диалогическое изображение событий (драма). Разделение литературы на роды — предпосылка дальнейшего членения ее на виды и жанры.

РОМАН (франц. roman), литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. Роман — эпос нового времени; в отличие от народного эпоса, где индивид и народная душа нераздельны, в романе жизнь личности и общественная жизнь предстают как относительно самостоятельные; но «частная», внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем «эпопейно», т. е. с выявлением ее общезначимого и общественного смысла. Типичная романная ситуация — столкновение в герое нравственного и человеческого (личностного) с природной и социальной необходимостью. Поскольку роман развивается в новое время, где характер взаимоотношений человека и общества постоянно меняется, постольку его форма по существу является «открытой»: основная ситуация всякий раз наполняется конкретно-историческим содержанием и находит воплощение в различных жанровых модификациях. Исторически первой формой считают плутовской роман. В 18 в. развиваются две основные разновидности: социально-бытовой роман (Г. Филдинг, Т. Смоллетт) и психологический роман (С. Ричардсон, Ж. Ж. Руссо, Л. Стерн, И. В. Гете). Романтики создают исторический роман (В. Скотт). В 1830-е гг. начинается классическая эпоха социально-психологического романа критического реализма 19 в. (Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Среди мировых имен писателей 20 в. романисты: Р. Роллан, Т. Манн, М. Пруст, Ф. Кафка, Дж. Джойс, Дж. Голсуорси, У. Фолкнер, Гарсиа Маркес, В. В. Набоков, М. А. Шолохов, А. И. Солженицын. См. также «Новый роман».

РОМАНС (исп. romance), музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название «романс» носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера.

РЫЦАРСКИЙ РОМАН, эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменивший героический эпос (12-14 вв.). В центре индивидуализированный образ героя-рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно-нравственного совершенства (роман «Тристан и Изольда»).

СКАЗАНИЕ, в фольклоре общее название повествовательных произведений исторического и легендарного характера (предания, легенды, бывальщины). Существует и как литературный жанр, генетически связанный с фольклором.

«СЛОВО», жанр античной, византийской и древнерусской ораторской прозы и письменности (напр., «Слово о законе и благодати» Илариона, 11 в.).

СОНЕТ (итал. sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde) (см. Рифма); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов».

СТАНСЫ (франц. stance — строфа), в поэзии 18-19 вв. небольшое элегическое стихотворение (чаще медитативного содержания, реже любовного) с несложным строфическим строением (обычно 4-стишия 4-стопного ямба), напр. «В надежде славы и добра. » А. С. Пушкина.

СТИХОТВОРЕНИЕ, написанное стихами литературное произведение небольшого объема (ср. с поэмой); в 19-20 вв. преимущественная форма лирики

ТРАГЕДИЯ (от греч. tragodia, букв. — козлиная песнь), вид драмы, проникнутый пафосом трагического, противоположен комедии. Основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. Классикой жанра стала трагедия Др. Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрождения и барокко (У. Шекспир, П. Кальдерон), классицизма (П. Корнель, Ж. Расин). Начиная с 18 в. и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с драмой (как видом); возникают промежуточные жанры, напр.: «Мещанская трагедия» (Ф. Шиллер), трагическая драма (Г. Клейст, В. Гюго), историческая драма (А. С. Пушкин, А. К. Толстой), героическая драма (Вс. Вишневский); с кон. 19 в. становится актуальной трагикомедия.

ТРИЛЛЕР (от англ. thrill — нервная дрожь, волнение), особый тип приключенческих фильмов, литературных произведений, в которых специфические средства должны вызвать у зрителей или читателей тревожное ожидание, беспокойство, страх. Элементы триллера могут применятся в детективе (в т. ч. детективной литературе), гангстерских и «черных фильмах» (криминальных фильмах, проникнутых ощущением безысходности, иррациональности зла).

ХОККУ (хайку), жанр японской поэзии. Нерифмованное трехстишие, состоит из 17 слогов (5+7+5). Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.

ХРОНИКА (греч. chronika, от chronos — время),

1) запись исторических событий в хронологической последовательности, один из основных видов средневековых исторических сочинений (русские летописи; «Хроники» Р. Холиншеда).

2) Литературный жанр — повествовательного или драматического произведения, излагающего исторически достопримечательные события в их временной последовательности, а также повести о частной жизни, использующие приемы хроникального повествования («Семейная хроника» С. Т. Аксакова).

3) Газетно-журнальный жанр — краткое сообщение о факте.

ЭЛЕГИЯ (греч. elegeia),

1) жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Е. Баратынского ).

2) Вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального характера.

ЭПИГРАММА (греч. epigramma, букв. — надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А.С. Пушкина). В античной поэзии — стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом; от элегии эпиграмма отличалась большей краткостью и узостью тематики (преимущественно дидактические сентенции и собственно надписи).

ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА (от греч. epistole — письмо),

1) изданные письма частного характера.

2) Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу. Наряду с научной, публицистической эпистолярной литературой распространена художественная эпистолярная литература; основные жанры — стихотворное послание и роман в письмах («Бедные люди» Ф.М. Достоевского). Художественная проза восприняла многие особенности «частной» эпистолярной литературы как письменной формы бытовой речи.

ЭПОПЕЯ (от эпос и греч. poieo — творю),

1) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях («Илиада», «Махабхарата»). Корни эпопеи в мифологии и фольклоре. В 19 в. возникает роман-эпопея («Война и мир» Л.Н. Толстого).

2) Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

ЭПОС (греч. epos — слово, повествование),

1) то же, что эпопея, а также древние историко-героические песни (напр., былины).

2) Род литературный(наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До 18 в. ведущий жанр литературы. Эпос — эпическая поэма. Источник ее сюжета — народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия). В 18-19 вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Древние жанры эпоса — повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси).

ЭССЕ (франц. essai — опыт, набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра — Мишель Монтень; в русской литературе образцы у Ф. М. Достоевского, В. В. Розанова, Вячеслава И. Иванова).

ЮМОР?ЕСКА (нем. Humoreske, от Humor — юмор ),

1) музыкальная пьеса шутливого характера; близка к скерцо.

2) В литературе — юмористическая миниатюра в прозе или стихах (напр., «Стихи о разнице вкусов» В. В. Маяковского ).

Источник:

lib.repetitors.eu

Литературный словарь в городе Новосибирск

В нашем интернет каталоге вы всегда сможете найти Литературный словарь по доступной стоимости, сравнить цены, а также изучить похожие книги в категории Наука и образование. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Доставка производится в любой населённый пункт России, например: Новосибирск, Калининград, Курск.