Книжный каталог

Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Предлагаемая Вашему вниманию книга содержит три раздела: 1 — диагностика психических состояний и свойств личности; 2 — диагностика межличностных и семейных отношений; 3 — диагностика профессионального подбора кадров — и представляет собой наиболее полное из опубликованных до последнего времени собрание методик и тестов практической психодиагностики. Методики и тесты сопровождаются ключами — описанием способов обработки полученных результатов. Сборник адресован прежде всего профессиональным психологам и студентам психологических факультетов, но будет интересен и полезен самому широкому кругу профессионалов и читателей.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Райгородский Д. (сост.) Практ. психодиагностика Методики и тесты Райгородский Д. (сост.) Практ. психодиагностика Методики и тесты 291 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Райгородский Д. Психодиагностика персонала 2 тт Райгородский Д. Психодиагностика персонала 2 тт 393 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Практическая психодиагностика. Методики и тесты Практическая психодиагностика. Методики и тесты 302 р. ozon.ru В магазин >>
Райгородский Д. (ред) Энциклопедия психодиагностики т.2 Психодиагностика взрослых Райгородский Д. (ред) Энциклопедия психодиагностики т.2 Психодиагностика взрослых 610 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Райгородский Д. (ред) Энциклопедия психодиагностики т.3 Психодиагностика семьи Райгородский Д. (ред) Энциклопедия психодиагностики т.3 Психодиагностика семьи 509 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Райгородский Д. Энциклопедия психодиагностики Том 1 Психодиагностика детей Райгородский Д. Энциклопедия психодиагностики Том 1 Психодиагностика детей 726 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Энциклопедия психодиагностики. Том 2. Психодиагностика взрослых Энциклопедия психодиагностики. Том 2. Психодиагностика взрослых 619 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Практическая психодиагностика

Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты

Тут находится электронная книга Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие автора Райгородский Д Я.. В библиотеке blikwomen.com.ua вы можете скачать бесплатно или прочитать онлайн электронную книгу Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие в формате txt или fb2, свободно, без регистрации и без СМС.

Размер арихва с книгой Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие = 342.41 KB

МЕТОДИКИ И ТЕСТЫ

МЕТОДИКИ И ТЕСТЫ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.

Редактор-составитель -Д. Я, Райгородский.

Заведующий кафедрой психологии образования,

доктор психологических наук В. М.Минияров.

Заведующий кафедрой психиатрии и психотерапии,

доктор медицинских наук, профессор Г. Н. Носачев.

Райгородский Д. Я. (редактор-составитель).

Практическая психодиагностика. Методики и тес-

ты. Учебное пособие.-Самара: Издательский Дом

Предлагаемая Вашему вниманию квита содержвт три раздела:

1 - диагиостика психических состояний и свойств личности; 2 - диагно-

стика междичностных и семейных отношений; 3 - диагностика врофес-

сиональвого подбора кадров; - и представляет собой наиболее полное из

опубликованных до последнего времени собрание методик и тестов прак-

Методики и тесты сопровождаются - описанием способов

обработки подученных результатов.

Сборник адресован прежде всего профессиональных психологам и сту-

дентам психологических факультетов, но будет интересен и полезен само-

му широкому кругу профессионалов и читателей.

c Д.Я.Райгородский. 1998.

c Издательский Дом

Предлагаемый читателю сборник методик и тестов пред-

ставляет собой попытку дать профессиональному психоло-

гу для повседневной деятельности.

Составитель далек от мысли, что предлагаемый сборник

способен ответить на все вопросы, ежедневно встающие

перед практикующим психологом. Акцент сделан на ре-

шении двух проблем - диагностики психических состоя-

ний и свойств личности и диагностики межличностных

отношений в группе.

Не акцентируя работу практического психолога в систе-

ме профотбора кадров, все же необходимо указать, что боль-

шинство методик, предлагаемых в настоящем издании, мо-

гут быть или должны быть использованы в профотборе,

особенно в тех случаях, когда речь идет об отборе кадров,

связанных с работой в экстремальных ситуациях.

Несмотря на аннотацию, предложенную в начале кни-

ги, неизбежно встает вопрос; для кого эта книга?

Прежде всего книга предназначена для той многочис-

ленной аудитории студентов-психологов, которые через год,

два, три приступят к практической деятельности, но еще

до того, как они начнут работать, им необходимо, чтобы

уже с первых шагов они имели в руках собрание полно-

ценных методик и тестов, которые подтвердили свою ва-

лидность и надежность многолетним применением в прак-

Книга предназначена и для клинических психологов.

Эта специализация представляет собой наиболее обшир-

ную область применения предлагаемых методик. И это

связано с тем, что само понятие клиническая психология

трактуется разными авторами по разному, но неизменно

достаточно широко. Так по классификации американско-

го библиографического журнала

в объем клинической психологии включаются психотера-

пия, психодиагностика, консультативная психология, пси-

хогигиена и реабилитация, дефектология.

По мнению польских ученых клинический психолог

работает в стационарах психиатрических, педиатрических,

неврологических и нейрохирургических, занимается ди-

агностической и клинико-воспитательной деятельностью,

участвует в процессах реабилитации инвалидов, психоте-

рапии и психокоррекции.

Книга предназначена и для патопсихологов. И здесь

необходимо подчеркнуть, что именно для них, а не для

Патопсихология исследует структуру нарушений пси-

хической деятельности, закономерности распада в их со-

поставлении с нормой, при этом она дает квалификацию

психопатологических явлений в понятиях современной

психологии. Психопатология является наукой медицинс-

кой, и она оперирует, главным образом, клиническими

Книга предназначена и для психотерапевтов. При об-

суждении этой книги это положение вызывало наиболь-

шие споры. У многих сложился образ психотерапевта, как

, наделенного необычными способностями

, т. е. срабатывает синдром Кашпи-

ровского. Но уже в 70-х годах началось обсуждение вопро-

сов и роли психологического тестирования для психотера-

певтической практики. И в этой области психологический

эксперимент решает следующие задачи;

1. Обнаружение психических свойств личности, и ис-

ходя из обнаруженных характеристик, строить свои даль-

М. С. Лебединский считает, что исследование клиента

с помощью опросника MMPi, хотя и не может заменить

собирание анамнеза, но играет определенную роль при кли-

нических анамнестических беседах.

Многие крупные психотерапевты применяют в своей

практике опросник Спилберга-Ханина, шкалу проявления

Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.

Зейгарвик В.В. Введение в патопсихологию. М., 1969.

Лебединский М.С. Очерки психотерапии. М., 1971.

тревоги Тейлора и др. Т. е. психотерапевт получает сведе-

ния о личности больного еще до начала психотерапевти-

2. Применение методик способствует налаживанию кон-

такта с больным, т. к. дает психотерапевту представление

и об интеллектуальном уровне, о внушаемости, о характе-

ре коммуникативных особенностей больного и о многих

других параметрах личности больного.

Говоря о надежности и валидности предлагаемых мето-

дик и тестов, необходимо вкратце расшифровать эти по-

Под понимается относительное посто-

янство, устойчивость, согласованность результатов теста

при первичном и повторном его применении на одних и

тех же испытуемых. Но степень надежности зависит от

многих причин. Какие же факторы снижают точность из-

мерений? К ним относятся:

1) Нестабильность диагностируемого свойства.

2) Несовершенство диагностических методик.

3) Меняющаяся ситуация обследования.

4) Различия в манере поведения экспериментатора.

5) Колебания в функциональном состоянии испытуемого.

6) Элементы субъективности в способах оценки и ин-

К. М. Гуревич предложил толковать надежность в трех

1. Надежность самого измерительного инструмента.

2. Стабильность изучаемого признака.

3. Константность, т. е. относительная независимость

результатов от личности экспериментатора.

Вторым после надежности ключевым критерием оцен-

ки качества методики является валидность. Но вопрос о

валидности методики решается лишь после того, как уста-

новлена ее надежность.

Гуревич К.М. Надежность психологических тестов/Психическая

диагностика. Be проблемы и методы. М., 1975. С. 162-176.

Зарубежные специалисты выделяют четыре типа пока-

1. Критерий исполнения (в их число входят; количе-

ство выполненных работ, успеваемость, время, затрачен-

ное на обучение, темп роста квалификации и т. п.).

2. Субъективные критерии (они включают различные

виды ответов, которые отражают отношение человека к

чему-либо или к кому-либо, его мнения, взгляды, пред-

почтения, субъективные критерии получают с помощью

интервью, вопросников, анкет).

3. Физиологические критерии (они используются при

изучении влияния окружающей среды и других ситуаци-

онных переменных на организм и психику человека).

4. Критерий случайностей (применяется, когда цель

исследования касается, например, проблемы отбора для

работы таких лиц, которые менее подвержены несчастным

Диагностическая методика обязана быть стандартизи-

рованной. По мнению А. Анастази, стандартизация рас-

сматривается в 2-х планах: как выработка единых требо-

ваний к процедуре эксперимента и как определение еди-

ного критерия оценки результатов диагностических испы-

Если со стандартизацией процедуры все обстоит доста-

точно ясно, то с определением выбора единого критерия

оценки, возникают проблемы. И прежде всего проблема

Пока идет речь о диагностике интеллекта проблем не

возникает. Такой точкой отсчета является статистическая

норма, по отношению к которой оцениваются разные сте- -

пени успешности или неуспешности выполнения диагнос-

Анастази А. Психологическое тестироваяие. М., 1982, Т1.

А как быть с диагностикой психических свойств и со-

стояний личности в психологии и в патопсихологии? Где

та тонкая грань, видимая лишь наиболее опытным психо-

логом, отделяющая норму от патологии? Где эта точка от-

Прежде всего, где найти понятие и существу-

ет ли в отечественной психологии такое понятие, как ? Нет! Такого понятия нет!

Истоки этого недоразумения восходят к отечественной

характерологии. В течение многих лет мы занимались ак-

центуациями характера, не задавая себе вопроса: акценту-

ация по отношению к каким критериям? К какой норме

поведения? Потому что любая методика, связанная с ди-

агностикой психических свойств и состояний, приходит к

выводу об адекватном или неадекватном поведении обсле-

дуемого. Все вышеприведенные размышления известны и

достаточно озадачивают тестологов. Но каким видится

В 1993 г. под эгидой Министерства образования и Пси-

хологического института РАО было выпущено учебное по-

собие . Позволю себе при-

вести пространную цитату из этой книги:

, это та самая или точка отсчета, которая . . Если учесть еще замечание, что , то мы опять движемся в направлении

создания нового типа социального характера, но только

А как же быть с индивидуальными свойствами лично-

сти, с индивидуальными характерами? Что может дать

СПН при тестировании

и (К. Юнг), или инди-

вида с и индивида

Мы все время ищем , не желая замечать,

что есть и другие пути.

Мне уже приходилось писать, что вторая половина XX

века ознаменовалась взрывным характером появления но-

вых типологий характеров, со своей диагностической про-

цедурой. В США возникла . Уже К. Юнг за-

Именно руководствуясь типологией К. Юнга в 1959 г.,

был создан Индикатор типов Майрес-Бриггс-MBTi, осно-

ванный на двух различных способах пополнения запаса

энергии и сосредоточения внимания (шкала экстраверсия-

интроверсия), двух противоположных способов сбора ин-

Психологическая диагностика. Вийск, 1993. С. 242.

формации (шкала сенеорность-интуиция), двух различных

способов принятия решений (шкала мышление-чувствова-

ние) и двух различных способов организации своего взаи-

модействия с внешним миром (решение-восприятие). Т. о.

существуют четыре основных школы предрасположеннос-

тей, три из них основаны на типологии К. Юнга, четвер-

тая (решение-восприятие) - добавлена Изабель Майерс.

И каждый человек в силу своей индивидуальности за-

нимает определенное место на этих школах, определяю-

щее его принадлежность к одному из шестнадцати лично-

Вот что пишет психолог Чарлз Смиор: или ка-

честв и наличия патологии>.

Среди наиболее популярных теорий, которые отпочко-

вались от типоведческого ствола, следует упомянуть тео-

рию темпераментов Д. Кейрси, и созданный им опросник

Впервые в нашей стране вышла книга, раскрывающая

возможности типологического подхода в оценке индиви-

дуальных психологических особенностей личности чело-

века, причем адаптированная к условиям современной

России. Опросник Кейрси, созданный на основе всемирно

известной методики Майерс-Бриггс, представляет собой

новую, более удобную форму, при проведении массовых

Но наиболее значительным явлением в современной

психодиагностике следует признать опросник Дж. Олдхэ-

ма и Л. Морриса и их типологию личностей, созданную

этими же авторами, на основании опросника. Вот как они

1 Крегер О., ТыосонДж. Типы моделей. М., 1995. С. II.

Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш

психологический тип. СПб., 1994.

излагают суть своей работы: .

- Диагностико-статистический справочник умственных

расстройств - ДСМ-IV, 1994 г. издания. В этом спра-

вочнике опубликованы работы выдающихся психиат-

ров и психологов, занимающихся диагностикой рас-

стройств. Он содержит единую диагностическую тер-

минологию и предназначен для исследователей и прак-

тиков. Этот справочник, который, имея многих пред-

шественников (ДСМ-Ш, ДСМ-Ш-R), начал функциони-

ровать с 1980 г. и только к 1994 г. были выработаны

единые критерии диагностики, с которыми согласились

практики и исследователи.

Было бы заблуждением считать, что мысль авторов при-

веденного высказывания являются . Еще в 1976 г. А. Е. Личко писал: .

Речь идет о переходе от клинических типов психопа-

тий и акцентуаций к анализу .

К достоинствам теста Д. Олдхэма и Л. Морриса отно-

сятся не только выявления психологического типа лично-

сти, но и вероятностных расстройств именного данного типа

личности. Описание каждого типа личности сопровожда-

ется упражнениями для улучшения качеств описываемого

типа. Памятуя о том, что в природе не существует , тест выявляет наличие и других типов в дан-

ном преобладающем типе личности. К сожалению, ука-

занный тест не адаптирован, но может служить

отечественного психодиагностического теста.

Отечественная наука не осталась в стороне от господ-

ствующей в мире тенденции создания типологий. И здесь

надо выделить . Изданная оскорбительно малым тиражом в

1996 г. книга М.Е. Бурно могла бы оказать многим психо-

логам и психотерапевтам неоценимую помощь.

Свою психотерапевтическую типологию создал М. Е.

Его книга, написанная ясным, чистым, слегка иронич-

ным языком, так же, как и книга М. Е. Бурно, должна

быть включена в для психо-

логов и психотерапевтов.

Если книга Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие автора Райгородский Д Я. дала вам то, что вы хотите, то это - хорошо!

Если так выйдет, тогда можно порекомендовать эту книгу Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие своим друзьям, проставив гиперссылку на данную страницу с книгой: Райгородский Д Я. - Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.

Ключевые слова страницы: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие; Райгородский Д Я., скачать, бесплатно, читать, книга, электронная, онлайн

Источник:

blikwomen.com.ua

ПРАКТИЧЕСКАЯ - ПСИХОДИАГНОСТИКА - читать книгу бесплатно

Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты

МЕТОДИКИ И ТЕСТЫ

МЕТОДИКИ И ТЕСТЫ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.

Редактор-составитель -Д. Я, Райгородский.

Заведующий кафедрой психологии образования,

доктор психологических наук В. М.Минияров.

Заведующий кафедрой психиатрии и психотерапии,

доктор медицинских наук, профессор Г. Н. Носачев.

Райгородский Д. Я. (редактор-составитель).

Практическая психодиагностика. Методики и тес-

ты. Учебное пособие.-Самара: Издательский Дом

Предлагаемая Вашему вниманию квита содержвт три раздела:

1 - диагиостика психических состояний и свойств личности; 2 - диагно-

стика междичностных и семейных отношений; 3 - диагностика врофес-

сиональвого подбора кадров; - и представляет собой наиболее полное из

опубликованных до последнего времени собрание методик и тестов прак-

Методики и тесты сопровождаются - описанием способов

обработки подученных результатов.

Сборник адресован прежде всего профессиональных психологам и сту-

дентам психологических факультетов, но будет интересен и полезен само-

му широкому кругу профессионалов и читателей.

c Д.Я.Райгородский. 1998.

c Издательский Дом

Предлагаемый читателю сборник методик и тестов пред-

ставляет собой попытку дать профессиональному психоло-

гу для повседневной деятельности.

Составитель далек от мысли, что предлагаемый сборник

способен ответить на все вопросы, ежедневно встающие

перед практикующим психологом. Акцент сделан на ре-

шении двух проблем - диагностики психических состоя-

ний и свойств личности и диагностики межличностных

отношений в группе.

Не акцентируя работу практического психолога в систе-

ме профотбора кадров, все же необходимо указать, что боль-

шинство методик, предлагаемых в настоящем издании, мо-

гут быть или должны быть использованы в профотборе,

особенно в тех случаях, когда речь идет об отборе кадров,

связанных с работой в экстремальных ситуациях.

Несмотря на аннотацию, предложенную в начале кни-

ги, неизбежно встает вопрос; для кого эта книга?

Прежде всего книга предназначена для той многочис-

ленной аудитории студентов-психологов, которые через год,

два, три приступят к практической деятельности, но еще

до того, как они начнут работать, им необходимо, чтобы

уже с первых шагов они имели в руках собрание полно-

ценных методик и тестов, которые подтвердили свою ва-

лидность и надежность многолетним применением в прак-

Книга предназначена и для клинических психологов.

Эта специализация представляет собой наиболее обшир-

ную область применения предлагаемых методик. И это

связано с тем, что само понятие клиническая психология

трактуется разными авторами по разному, но неизменно

достаточно широко. Так по классификации американско-

го библиографического журнала

в объем клинической психологии включаются психотера-

пия, психодиагностика, консультативная психология, пси-

хогигиена и реабилитация, дефектология.

По мнению польских ученых клинический психолог

работает в стационарах психиатрических, педиатрических,

неврологических и нейрохирургических, занимается ди-

агностической и клинико-воспитательной деятельностью,

участвует в процессах реабилитации инвалидов, психоте-

рапии и психокоррекции.

Книга предназначена и для патопсихологов. И здесь

необходимо подчеркнуть, что именно для них, а не для

Патопсихология исследует структуру нарушений пси-

хической деятельности, закономерности распада в их со-

поставлении с нормой, при этом она дает квалификацию

психопатологических явлений в понятиях современной

психологии. Психопатология является наукой медицинс-

кой, и она оперирует, главным образом, клиническими

Книга предназначена и для психотерапевтов. При об-

суждении этой книги это положение вызывало наиболь-

шие споры. У многих сложился образ психотерапевта, как

, наделенного необычными способностями

, т. е. срабатывает синдром Кашпи-

ровского. Но уже в 70-х годах началось обсуждение вопро-

сов и роли психологического тестирования для психотера-

певтической практики. И в этой области психологический

эксперимент решает следующие задачи;

1. Обнаружение психических свойств личности, и ис-

ходя из обнаруженных характеристик, строить свои даль-

М. С. Лебединский считает, что исследование клиента

с помощью опросника MMPi, хотя и не может заменить

собирание анамнеза, но играет определенную роль при кли-

нических анамнестических беседах.

Многие крупные психотерапевты применяют в своей

практике опросник Спилберга-Ханина, шкалу проявления

Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.

Зейгарвик В.В. Введение в патопсихологию. М., 1969.

Лебединский М.С. Очерки психотерапии. М., 1971.

тревоги Тейлора и др. Т. е. психотерапевт получает сведе-

ния о личности больного еще до начала психотерапевти-

2. Применение методик способствует налаживанию кон-

такта с больным, т. к. дает психотерапевту представление

и об интеллектуальном уровне, о внушаемости, о характе-

ре коммуникативных особенностей больного и о многих

других параметрах личности больного.

Говоря о надежности и валидности предлагаемых мето-

дик и тестов, необходимо вкратце расшифровать эти по-

Под понимается относительное посто-

янство, устойчивость, согласованность результатов теста

при первичном и повторном его применении на одних и

тех же испытуемых. Но степень надежности зависит от

многих причин. Какие же факторы снижают точность из-

мерений? К ним относятся:

1) Нестабильность диагностируемого свойства.

2) Несовершенство диагностических методик.

3) Меняющаяся ситуация обследования.

4) Различия в манере поведения экспериментатора.

5) Колебания в функциональном состоянии испытуемого.

6) Элементы субъективности в способах оценки и ин-

К. М. Гуревич предложил толковать надежность в трех

1. Надежность самого измерительного инструмента.

2. Стабильность изучаемого признака.

3. Константность, т. е. относительная независимость

результатов от личности экспериментатора.

Вторым после надежности ключевым критерием оцен-

ки качества методики является валидность. Но вопрос о

валидности методики решается лишь после того, как уста-

новлена ее надежность.

Гуревич К.М. Надежность психологических тестов/Психическая

диагностика. Be проблемы и методы. М., 1975. С. 162-176.

Зарубежные специалисты выделяют четыре типа пока-

1. Критерий исполнения (в их число входят; количе-

ство выполненных работ, успеваемость, время, затрачен-

ное на обучение, темп роста квалификации и т. п.).

2. Субъективные критерии (они включают различные

виды ответов, которые отражают отношение человека к

чему-либо или к кому-либо, его мнения, взгляды, пред-

почтения, субъективные критерии получают с помощью

интервью, вопросников, анкет).

3. Физиологические критерии (они используются при

изучении влияния окружающей среды и других ситуаци-

онных переменных на организм и психику человека).

4. Критерий случайностей (применяется, когда цель

исследования касается, например, проблемы отбора для

работы таких лиц, которые менее подвержены несчастным

Диагностическая методика обязана быть стандартизи-

рованной. По мнению А. Анастази, стандартизация рас-

сматривается в 2-х планах: как выработка единых требо-

ваний к процедуре эксперимента и как определение еди-

ного критерия оценки результатов диагностических испы-

Если со стандартизацией процедуры все обстоит доста-

точно ясно, то с определением выбора единого критерия

оценки, возникают проблемы. И прежде всего проблема

Пока идет речь о диагностике интеллекта проблем не

возникает. Такой точкой отсчета является статистическая

норма, по отношению к которой оцениваются разные сте- -

пени успешности или неуспешности выполнения диагнос-

Анастази А. Психологическое тестироваяие. М., 1982, Т1.

А как быть с диагностикой психических свойств и со-

стояний личности в психологии и в патопсихологии? Где

та тонкая грань, видимая лишь наиболее опытным психо-

логом, отделяющая норму от патологии? Где эта точка от-

Прежде всего, где найти понятие и существу-

ет ли в отечественной психологии такое понятие, как ? Нет! Такого понятия нет!

Истоки этого недоразумения восходят к отечественной

характерологии. В течение многих лет мы занимались ак-

центуациями характера, не задавая себе вопроса: акценту-

ация по отношению к каким критериям? К какой норме

поведения? Потому что любая методика, связанная с ди-

агностикой психических свойств и состояний, приходит к

выводу об адекватном или неадекватном поведении обсле-

дуемого. Все вышеприведенные размышления известны и

достаточно озадачивают тестологов. Но каким видится

В 1993 г. под эгидой Министерства образования и Пси-

хологического института РАО было выпущено учебное по-

собие . Позволю себе при-

вести пространную цитату из этой книги:

, это та самая или точка отсчета, которая . . Если учесть еще замечание, что , то мы опять движемся в направлении

создания нового типа социального характера, но только

А как же быть с индивидуальными свойствами лично-

сти, с индивидуальными характерами? Что может дать

СПН при тестировании

и (К. Юнг), или инди-

вида с и индивида

Мы все время ищем , не желая замечать,

что есть и другие пути.

Мне уже приходилось писать, что вторая половина XX

века ознаменовалась взрывным характером появления но-

вых типологий характеров, со своей диагностической про-

цедурой. В США возникла . Уже К. Юнг за-

Именно руководствуясь типологией К. Юнга в 1959 г.,

был создан Индикатор типов Майрес-Бриггс-MBTi, осно-

ванный на двух различных способах пополнения запаса

энергии и сосредоточения внимания (шкала экстраверсия-

интроверсия), двух противоположных способов сбора ин-

Психологическая диагностика. Вийск, 1993. С. 242.

формации (шкала сенеорность-интуиция), двух различных

способов принятия решений (шкала мышление-чувствова-

ние) и двух различных способов организации своего взаи-

модействия с внешним миром (решение-восприятие). Т. о.

существуют четыре основных школы предрасположеннос-

тей, три из них основаны на типологии К. Юнга, четвер-

тая (решение-восприятие) - добавлена Изабель Майерс.

И каждый человек в силу своей индивидуальности за-

нимает определенное место на этих школах, определяю-

щее его принадлежность к одному из шестнадцати лично-

Вот что пишет психолог Чарлз Смиор: или ка-

честв и наличия патологии>.

Среди наиболее популярных теорий, которые отпочко-

вались от типоведческого ствола, следует упомянуть тео-

рию темпераментов Д. Кейрси, и созданный им опросник

Впервые в нашей стране вышла книга, раскрывающая

возможности типологического подхода в оценке индиви-

дуальных психологических особенностей личности чело-

века, причем адаптированная к условиям современной

России. Опросник Кейрси, созданный на основе всемирно

известной методики Майерс-Бриггс, представляет собой

новую, более удобную форму, при проведении массовых

Но наиболее значительным явлением в современной

психодиагностике следует признать опросник Дж. Олдхэ-

ма и Л. Морриса и их типологию личностей, созданную

этими же авторами, на основании опросника. Вот как они

1 Крегер О., ТыосонДж. Типы моделей. М., 1995. С. II.

Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш

психологический тип. СПб., 1994.

излагают суть своей работы: .

- Диагностико-статистический справочник умственных

расстройств - ДСМ-IV, 1994 г. издания. В этом спра-

вочнике опубликованы работы выдающихся психиат-

ров и психологов, занимающихся диагностикой рас-

стройств. Он содержит единую диагностическую тер-

минологию и предназначен для исследователей и прак-

тиков. Этот справочник, который, имея многих пред-

шественников (ДСМ-Ш, ДСМ-Ш-R), начал функциони-

ровать с 1980 г. и только к 1994 г. были выработаны

единые критерии диагностики, с которыми согласились

практики и исследователи.

Было бы заблуждением считать, что мысль авторов при-

веденного высказывания являются . Еще в 1976 г. А. Е. Личко писал: .

Речь идет о переходе от клинических типов психопа-

тий и акцентуаций к анализу .

К достоинствам теста Д. Олдхэма и Л. Морриса отно-

сятся не только выявления психологического типа лично-

сти, но и вероятностных расстройств именного данного типа

личности. Описание каждого типа личности сопровожда-

ется упражнениями для улучшения качеств описываемого

типа. Памятуя о том, что в природе не существует , тест выявляет наличие и других типов в дан-

ном преобладающем типе личности. К сожалению, ука-

занный тест не адаптирован, но может служить

отечественного психодиагностического теста.

Отечественная наука не осталась в стороне от господ-

ствующей в мире тенденции создания типологий. И здесь

надо выделить . Изданная оскорбительно малым тиражом в

1996 г. книга М.Е. Бурно могла бы оказать многим психо-

логам и психотерапевтам неоценимую помощь.

Свою психотерапевтическую типологию создал М. Е.

Его книга, написанная ясным, чистым, слегка иронич-

ным языком, так же, как и книга М. Е. Бурно, должна

быть включена в для психо-

логов и психотерапевтов. Наконец, типология входит в

школьную жизнь. Впервые, через 100 лет после появле-

ния типологии Лесгафта, мы получили социально-педаго-

Личко А.Е. Основные принципы построения опросника, методика

его использования и обработка результатов/В кн.: Патохарактерологи-

ческий диагностический опросник для подростков и опыт его практичес-

кого использования. Л., 1976. С. 5-9.

Бурно М.Е. О характерах людей. М., 1996.

"Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону. 1995.

гическую типологию личностей В. М. Миниярова, с со-

путствующим тестом для определения типа личности.

И последнее (в прямом и переносном смысле), впервые

соционика вторгается в межвозрастную педагогику. Вы-

пущенная в Новосибирске книга В. В. Гуленко и

В. П. Тыщенко предлагает средства и способы не только

диагностики типов, но и организации малых групп, типо-

логическое структурирование пространства и времени уро-

ка, семинара, лекции.

Мвнияров В.М. Коррекцвонво-даагвостическая работа учителя.

Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Ювгвшколе. Соционика -меж-

возрастной педагогике. Новосибирск, 1997.

И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

АДАПТИРОВАН В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ

ИНСТИТУТЕ ИМ. В. М. БЕХТЕРЕВА.

Выявляет интенсивность эмоционально окрашенных

жалоб по поводу физического самочувствия.

Физическое состояние человека влияет на эмоциональ-

ный стереотип поведения. Это следствие влияния сомати-

ки на психику. Но возможно и обратное воздействие - сло-

жившийся у личности эмоциональный стереотип поведе-

ния накладывает отпечаток на переживание физического

Эмоциональный стереотип поведения оказывает дав-

ление на восприятие органических состояний.

В медицине существует понятие . В отличие от объективной картины сомати-

ческих нарушений, субъективный уровень отражает, как

человек эмоционально интерпретирует состояние своего

здоровья. При этом каждое отдельное ощущение сопро-

вождается субъективным эмоционально окрашенным вос-

приятием, а сумма таких ощущений определяет интеисив-

вость субъективиых иедомогаиий.

Суммарная оценка интенсивности эмоционально ок-

рашенных жалоб по поводу физического состояния об-

разует самостоятельный и весьма значимый фактор,

определяющий психический статус личности.

Речь идет о любой личности, а не только о больном или

обратившемся за помощью к врачу. Ведь каждый из нас в

той или иной мере обеспокоен своим здоровьем и пережи-

вает какие-либо недомогания, привнося в повседневные

отношения с окружающими эмоциональный психосома-

Предлагаем вам опросник, который выявляет интенсив-

ность эмоционально окрашенных жалоб по поводу физи-

Отмечаемые недомогания оценивайте по шкале; 0 - нет,

1 - слегка, 2 - несколько, 3 - значительно, 4 - сильно.

Вычисляются суммарные оценки недомоганий, состав-

Показатель этой шкалы характеризует неспецифичес-

кий фактор истощения, который указывает на общую по-

терю жизненной энергии потребность человека в помощи.

Шкала отражает синдром нервных (психосоматических)

желудочных недомоганий (эпигастральный синдром).

3. иди - Р; 5+7+8+14+18+23=

Шкала выражает субъективные страдания пациента,

носящие алгический или спастический характер.

Шкала указывает на локализацию недомоганий преиму-

щественно - в сосудистой сфере.

5. (ивтевсиввость) жадоб- Д.

Эта шкала включает все 24 приведенные выше жалобы

и представляет собой интегральную оценку 4-х предыду-

щих шкал. Шкала характеризует общую эмоционально

окрашенную интенсивность жалоб.

Необходимо подчеркнуть, что указанные шкалы не от-

ражают клинические синдромы, которые позволяют диаг-

ностировать то или иное заболевание. Они представляют

собой среднее сочетание ощущаемых человеком физичес-

Ивтериретация результатов. Оценка для первых четы-

рех шкал находится в диапазоне от 0 до 24 баллов (так

как каждая шкала содержит 6 пунктов), для 5-й шкалы

как суммарного показателя четырех предыдущих оценка

может варьироваться от 0 до 96 баллов.

Для того, чтобы оценить субъективную степень эмоци-

онального переживания физических недомоганий отдельно-

Я чувствую следующие недомогавия0 Нет1 Слегка2 Несколько3 Значительно4 Сильно

1. Ощущение слабости

2. Сердцебиение, перебои в сердце или замирание сердца

3. Чувство давления или переполнения в животе

4. Повышенная сонливость

5. Боли в суставах и конечностях

7. Боли в пояснице или спине

8. Воли в шее (затылке) или плечевых суставах

11. Ощущение кома в горле, сужения горда или спазма

13. Изжога иди кислая отрыжка

14. Головные боли

15. Быстрая истощаемость

17. Чувство оглушенности (помрачения сознания)

18. Чувство тяжести или усталости в ногах

20. Колющие или тянущие боли в груди

21. Боли в желудке

22. Приступы одышки (удушья)

23. Ощущение давления в голове

24. Сердечные приступы

го человека, авторы методики предлагают рассматривать

его данные в сравнении с выборками стандартизации -

с результатами, полученными в контрольной группе здо-

ровых (286 человек) и в группе пациентов, страдающих

невротическими и психосоматическими расстройствами

(467 чел.). С помощью специальной таблицы сырые баллы

данного человека переводятся в процентные ранги (см. При-

ложение 1). Процентный ранг указывает, какой процент

лиц в контрольной группе (К) или в группе пациентов (П)

имеет по шкале (давление жалоб) оцен-

ку, равную или более низкую по сравнению с результатом

конкретного опрошенного человека.

Например, конкретный опрошенный (женщина 25 лет)

получает по шкале (давление жалоб) 14

сырых баллов. В таблице перевода сырых баллов в про-

центные ранги для женщин от 18 до 30 лет этому сырому

баллу в контрольной группе (графа К) соответствует циф-

ра 51, а в группе пациентов (графа П) - цифра 28. Это

означает, что 51% здоровых женщин в возрасте от 18 до

30 лет и 28% пациенток того же возраста имеют такую же

или более низкую степень интенсивности жалоб (давле-

ния жалоб). Пропуски в начале таблицы указывают, что

никто из исследованных в контрольной группе или группе

пациентов не получил по этой шкале сырой балл.

ДИАГНОСТИКИ ОПЕРАТИВНОЙ ОЦЕНКИ

Цель; Оперативная оценка самочувствия, активности

Опросник состоит из 30 пар противоположных харак-

теристик, по которым испытуемого просят оценить свое

состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на

которой испытуемый отмечает степень выраженности той

или иной характеристики своего состояния.

Инструкция; Вам предлагается описать свое состояние,

которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью

таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы дол-

жны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая

наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить циф-

ру, которая соответствует степени (силе) выраженности

При подсчете крайняя степень выраженности негатив-

ного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя

степень выраженности позитивного полюса пары в семь

баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал по-

стоянно меняются, но положительные состояния всегда

получают высокие баллы, а отрицательные - низкие. По-

лученные баллы группируются в соответствии с ключом в

три категории и подсчитывается количество баллов по

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8,

13, 14, 19, 20, 25, 26. Активность (сумма баллов по шка-

лам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Настроение (сумма

баллов по шкалам): 5, 6, II, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся

на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышаю-

щие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испыту-

емого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном.

Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5

баллов. Следует учесть, что при анализе функционального

состояния важны не только значения отдельных его пока-

зателей, но и их соотношение.

ТИПОВАЯ КАРТА МЕТОДИКИ САН

Пол ___ Возраст

1. Самочувствие хорошее3210123Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным32101 23Чувствую себя слабым

6. Хорошее настроение3210123Плохое настроение

8. Полный сил3210123Обессиленный

22. Желание отдохнуть3210123Желание работать

27. Соображать трудно3210123Соображать легко

29. Полный надежд3210123Разочарованный

Таблицы перевода сырых баллов в процентные

ранги данных по шкале

Сирые баллы18-30 лет К П31-45 лет 46-60 лет 18-30 лет К TT V TT Tf тт U. Л11 Л IJL31-45 лет К тт и.46-60 лет К тт ii

0 1 22 1- . -5 2 8 23 -1 Ч Я 1> О7 -7 -

3- 32 1По 16 414 -

4 S 6 7 8 9 10 11 12 13 14 IS 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39- 3 7 3 10 5 17 5 23 9 25 11 30 14 39 20 42 20 4S 20 46 26 51 28 57 31 61 35 62 35 70 38 71 40 74 40 75 43 75 45 80 46 81 49 84 49 88 52 88 60 90 62 91 6

Сырые баллы18-30 лет 31-45 лет 46-60 лет КП КП КП18-30 лет К П31-45 лет К П46-60 лет К П

4010091 96 74 95 61828897 79

4192 96 77 95 65829010082

4292 98 80 95 67869182

4492 98 83 95 70929688

4592 9884 9573929789

4692 9885 9574929789

4792 98 85 95 76949793

4992 98 86 95 81949793

5092 98 86 95 82949795

5192 98 88 95 83949796

53100 98 93 95 87959797

55100 93 95 89979997

5695 95 90979997

5796 95 90979997

5896 97 90( 979997

5996 100 91979997

Тест-опросник направлен на изучение трех основных

характеристик нервной деятельности: уровня процессов

возбуждения, уровня процессов торможения, уровня под-

вижности нервных процессов. Тест содержит три шкалы,

которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, пред-

полагающих один из вариантов ответов; , ,

Инструкция: Вам будет предложено несколько вопро-

сов об особенностях Вашего поведения в различных усло-

виях и ситуациях. Это не испытание ума или способнос-

тей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Мы заинте-

ресованы в правдивых ответах. На ответы следует отве-

чать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам.

Отвечайте , , . Не пропускайте како-

1. Относите ли Вы себя к людям, легко устанавливаю-

щим товарищеские контакты?

2. Способны ли Вы воздержаться от того или иного дей-

ствия до момента, пока не получите соответствующего рас-

3. Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для

восстановления сил после утомительной работы?

4. Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?

5. Воздерживаетесь ли Вы во время дискуссий от неде-

ловых, эмоциональных аргументов?

6. Легко ли Вы возвращаетесь к ранее выполняемой

работе после длительного перерыва (после отпуска, кани-

7. Будучи увлеченным работой, забываете ли Вы об ус-

8. Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определен-

ную работу, терпеливо ждать ее окончания?

9. Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в

разное время дня?

10. Умеете ли Вы хранить тайну, если Вас об этом просят?

II. Легко ли Вам возвращаться к работе, которой Вы

не занимались несколько недель или месяцев?

12. Можете ли Вы терпеливо объяснять кому-либо что-

13. Нравится ли Вам работа, требующая умственного

14. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или

15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?

16. Можете ли Вы, если нужно, воздержаться от прояв-

ления своего превосходства?

17. Ведете ли Вы себя, как обычно, в кругу незнакомых

18. Трудно ли Вам сдерживать злость или раздражение?

19. В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты?

20. Умеете ли вы, когда это требуется, приспособить

свое поведение к поведению окружающих?

21. Охотно ли Вы беретесь за выполнение ответственных

22. Влияет ли обычное окружение, в котором Вы нахо-

дитесь, на Ваше настроение?

23. Способны ли Вы переносить неудачи?

24. В присутствии того, от кого Вы зависите, говорите

Вы так же свободно, как обычно?

25. Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные из-

менения в распорядке дня?

26. Есть ли у Вас на все готовый ответ?

27. В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда жде-

те важное для себя решение?

28. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпус-

29. Обладаете ли Вы быстротой реакции?

30. Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или ма-

неры к походке или манерам людей более медлительных?

31. Ложась спать, засыпаете ли Вы быстро?

32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, на семинарах?

33. Легко ли Вам испортить настроение?

34. Легко ли Вы отрываетесь от выполняемой работы?

35. Воздерживаетесь ли Вы от разговоров, если они

36. Легко ли Вас спровоцировать на что-либо?

37. При совместном выполнении какой-либо работы

легко ли Вы срабатываетесь с партнером?

38. Всегда ли Вы задумываетесь перед выполнением

какого-либо важного дела?

39. Если Вы читаете какой-либо текст, то удается ли

Вам следить от начала до конца за ходом рассуждений

40. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиком?

41. Воздерживаетесь ли Вы от убеждения кого-либо в

том, что он не прав, если такое поведение целесообразно?

42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую боль-

шой ловкости рук?

43. В состоянии ли Вы изменить уже принятое Вами

решение, учитывая мнение других?

44. Быстро ли Вы привыкаете к новой системе работы?

45. Можете ли Вы работать ночью, после того, как ра-

ботали весь день?

46. Быстро ли Вы читаете беллетристическую литературу?

47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если

48. Сохраняете ли Вы самообладание в ситуациях, ко-

торые того требуют?

49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда?

50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной,

51. Можете ли Вы работать в шумной обстановке?

52. Можете ли Вы воздержаться, когда необходимо, от

того, чтобы не сказать правду прямо в глаза?

53. Успешно ли Вы сдерживаете волнение перед экза-

меном, накануне встречи с начальником и т. п.?

54. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде?

55. Нравятся ли Вам частые перемены?

56. Восстанавливаете ли Вы полностью свои силы пос-

ле ночного отдыха, если накануне днем у Вас была тяже-

57. Избегаете ли Вы занятий, выполнение которых требу-

ет разнообразных действий в течение короткого времени?

58. Как правило. Вы самостоятельно справляетесь с

59. Ожидаете ли Вы окончания речи кого-либо, прежде

чем начинаете говорить сами?

60. Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спас-

61. Способны ли Вы к напряженной учебе, работе?

62. Можете ли Вы воздержаться от неуместных заме-

63. Придаете ли Вы значение постоянному месту во

время работы, приема пищи, на лекциях и т. п.?

64. Легко ли Вам переходить от одного занятия к дру-

65. Взвешиваете ли Вы все и перед тем,

как принять важное решение?

66. Легко ли Вы преодолеваете встречающиеся Вам

67. Воздерживаетесь ли Вы от рассматривания чужих

68. Испытываете ли Вы скуку, когда занимаетесь сте-

реотипной деятельностью, которая всегда выполняется

69. Удается ли Вам соблюдать запреты, обязательные в

70. Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выс-

тупления или ответа на вопросы от лишних движений и

71. Нравится ли Вам оживленное движение вокруг?

72. Нравится ли Вам работа, требующая больших усилий?

73. В состоянии ли Вы длительное время сосредота-

чивать внимание на выполнении определенной задачи?

74. Любите ли Вы задания, требующие быстрых дви-

75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных

76. Если надо, подниметесь ли Вы с постели сразу пос-

77. Можете ли Вы после окончания порученной Вам рабо-

ты терпеливо ждать, когда закончат свою работу другие?

78. Действуете ли Вы так же четко и после того, как

стали свидетелем каких-либо неприятных событий?

79. Быстро ли Вы просматриваете газеты?

80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас труд-

81. Можете ли Вы нормально работать не выспавшись?

82. В состоянии ли Вы длительное время работать без

83. Можете ли Вы работать, если у Вас болит голова,

84. Спокойно ли Вы продолжаете работу, которую не-

обходимо окончить, если знаете, что Ваши товарищи раз-

влекаются и ждут Вас?

85. Отвечаете ли Вы быстро на неожиданные вопросы?

86. Быстро ли Вы говорите обычно?

87. Можете ли Вы спокойно работать, если ожидаете гостей?

88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием

89. Терпеливы ли Вы?

90. Можете ли приспособиться к ритму человека более

медлительного, чем Вы?

91. Можете ли Вы планировать свои занятия так, что-

бы выполнять в одно и то же время несколько взаимосвя-

92. Может ли веселая компания изменить Ваше угне-

93. Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколь-

ко действий одновременно?

94. Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда

являетесь свидетелем несчастного случая?

95. Любите ли Вы работу, требующую множества раз-

96. Сохраняете ли Вы спокойствие, если кто-либо из

97. Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных усло-

98. Свободно ли Вы чувствуете себя в большой или не-

99. Можете ли Вы сразу прервать разговор, если это

требуется (например, при начале киносеанса, концерта,

100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам рабо-

ты других людей?

101. Нравится ли Вам часто менять род занятий?

102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои рки,

если случается что-нибудь из ряда вон выходящее?

103. Воздерживаетесь ли Вы от смеха в неподходящих

104. Начинаете ли Вы работать сразу же интенсивно?

105. Решаетесь ли Вы выступить против общественно-

го мнения, если Вам кажется, что Вы правы?

106. Удается ли Вам преодолеть состояние временной

107. Нормально ли Вы засыпаете после сильного ум-

108. В состоянии ли Вы спокойно долго ждать, напри-

109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если

заранее известно, что оно ни к чему не приведет?

110. Можете ли Вы спокойно аргументировать свои

высказывания во время бурного разговора?

III. Можете ли Вы мгновенно реагировать на необыч-

112. Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом просят?

113. Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних коле-

баний на болезненные врачебные процедуры?

114. Умеете ли Вы интенсивно работать?

115. Охотно ли Вы меняете места развлечений, отдыха?

116. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня?

117. Спешите ли Вы оказать помощь в неожиданном

118. Присутствуя на спортивных соревнованиях, в цирке

и т. п., воздерживаетесь ли Вы от неожиданных выкриков

119. Нравятся ли Вам занятия, требующие по своему

характеру ведения беседы "со многими людьми?

120. Владеете ли Вы мимикой?

121. Нравятся ли Вам занятия, которые требуют энер-

122. Считаете ли Вы себя смелым человеком?

123. Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить)

Источник:

www.danilov.lg.ua

Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты в городе Волгоград

В представленном каталоге вы всегда сможете найти Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты по разумной цене, сравнить цены, а также изучить другие предложения в категории Наука и образование. Ознакомиться с параметрами, ценами и рецензиями товара. Транспортировка производится в любой город России, например: Волгоград, Курск, Казань.