Книжный каталог

История экономических учений. Учебное пособие

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Охватывает историю экономической мысли от Аристотеля до современных концепций. Впервые широко представлены непосредственные суждения известных экономистов, в том числе и таких великих русских ученых, как М.И. Туган, Барановский и Н.Д. Кондратьев. Сочетание критического анализа теорий и концепций с их хрестоматийным изложением позволит студентам не только легко усвоить программу, но и глубоко осмыслить проблемы, поднимаемые учеными в своих трудах. Соответствует ФГОС ВО 3+. Для студентов, преподавателей и аспирантов экономических вузов. 3-е издание, стереотипное.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
История экономических учений. Учебное пособие История экономических учений. Учебное пособие 409 р. labirint.ru В магазин >>
Бартенев С.А. История экономических учений: курс-минимум: Учебное пособие Бартенев С.А. История экономических учений: курс-минимум: Учебное пособие 185 р. bookvoed.ru В магазин >>
Мамаева, Людмила Николаевна История экономических учений: учеб.пособие Мамаева, Людмила Николаевна История экономических учений: учеб.пособие 447 р. bookvoed.ru В магазин >>
Покидченко М.Г. История экономических учений: Учебное пособие Покидченко М.Г. История экономических учений: Учебное пособие 225 р. bookvoed.ru В магазин >>
Мамаева Л. История экономических учений. Учебное пособие Мамаева Л. История экономических учений. Учебное пособие 485 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Синельник Л. История экономических учений. Учебное пособие Синельник Л. История экономических учений. Учебное пособие 667 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Цхададзе Н. История экономических учений. Учебное пособие Цхададзе Н. История экономических учений. Учебное пособие 497 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

История экономических учений - Покидченко М

История экономических учений - Покидченко М.Г. - Учебное пособие

Автор: Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г.

Качество: Отсканированные страницы

Средние по объему учебные пособия неизбежно должны быть написаны не только более сжато, но и их авторы вынуждены делать выборку среди экономических теорий, оставляя наиболее важные. Однако при этом зачастую теряется общая логика развития экономической науки. Мы считаем, что при изучении истории экономической мысли гораздо важнее иметь общее представление о развитии экономической науки, о внешних и внутренних причинах этого процесса и уже затем знать конкретные теории ведущих экономистов прошлого. Представляя закономерности развития экономической науки, легче разобраться в современных экономических теориях, что, собственно, и является итоговой задачей данного учебного курса.

Для того чтобы не была упущена общая логика развития экономической науки, структура нашего учебного пособия соответствует основным этапам истории экономической мысли. Кроме того, при начальном изложении каждого этапа дается, во-первых, информация об экономических, политических, культурных и общенаучных факторах, оказавших влияние на формирование экономических теорий своего времени. Во-вторых, предлагается общая методологическая характеристика данного этапа истории экономической мысли, а также обзор существовавших в это время экономических теорий, и только затем более подробно рассматриваются некоторые, наиболее важные из них. Такой способ изложения позволяет, на наш взгляд, не потерять из виду общие тенденции развития экономической науки.

В учебном пособии «История экономических учений» представлена и экономическая мысль России. Здесь мы также видели нашу главную задачу в определении сс места и роли в общем русле мировой экономической науки. Поэтому темы, посвященные российской экономической мысли, распределены по разделам учебного пособия, соответствующим определенным этапам истории экономических учений.

Каждая тема завершается достаточно большим числом вопросов для самопроверки, чтобы студенты, отвечая на них, могли еще раз проработать материал и не упустить ключевых проблем данной темы. В конце книги «История экономических учений» приводится именной указатель для того, чтобы, во-первых, быстро получить информацию о конкретном экономисте и, во-вторых, выяснить роль данного ученого в развитии других экономических теорий. При изложении материала мы стремились писать так, чтобы не в ущерб содержанию избегать излишней сложности и наукообразия, руководствуясь принципом: «Нет такой сложной теории, которую нельзя было бы изложить просто!» Содержание учебного пособия

«История экономических учений»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

  1. Экономическая мысль Древнего Востока
  2. Экономическая мысль античного мира
  3. Экономическая мысль европейского Средневековья
  4. Экономическая мысль мусульманского Средневековья
  5. Экономическая концепция меркантилизма
КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ - ПЕРВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

  1. Общая характеристика классической политэкономии
  2. Зарождение классической политэкономии
    • Зарождение классической политэкономии в Англии
    • Зарождение классической политэкономии во Франции
  3. Оформление классической политэкономии в теории А. Смита
  4. Дальнейшее развитие классической политэкономии в начале XIX в.
    • Экономическая теория Ж.Б. Сэя
    • Экономическая теория Т.Р. Мальтуса
    • Экономическая теория Д. Рикардо
    • Экономическая теория С. Сисмонди
    • Экономические теории Р. Оуэна и «социалистов-рикардианцев»
  5. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
    • Экономическая теория Дж.С. Милля
    • Экономическая теория К. Маркса
  6. Классическая политэкономия в России
ЗАРОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

  1. «Маржиналистская революция» в экономической науке
    • Экономические теории австрийской школы
    • Экономические теории А. Маршалла и Д.Б. Кларка
    • Экономические теории лозаннской школы (Л. Вальрас, В. Парето)
    • Зарождение и судьба маржинализма в России
  2. Зарождение институционалистского направления в экономической науке
    • Общая характеристика институционалистского направления
    • Историческая школа Германии
      • Экономические концепции Ф. Листа и старой исторической школы
      • Экономические концепции новой исторической школы
      • Экономические концепции новейшей исторической школы
    • Американский институционализм начала XX в.
    • Историческая школа и институционализм в России
  3. Зарождение теорий экономического цикла
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В XX в.

  1. Развитие экономической науки в 20—30-х гг. XX в.
    • Основные направления экономической науки
    • Развитие неоклассики
    • Теории монополистической конкуренции
    • Теория общественного благосостояния
    • Экономическая теория Дж.М. Кейнса
    • Экономическая мысль России в 20—30-х гг. XX в.
  2. Развитие экономической науки в конце 40—60-х гг. XX в.
    • Основные направления экономической науки
    • Экономические теории неокейнсианства
    • Неоклассический синтез
    • Институционализм 1940—60-х гг.
  3. Развитие экономической науки в 1970-х — начале 1990-х гг.
    • Основные направления экономической науки
    • Развитие маржинализма
      • Экономические теории монетаризма
      • Экономическая теория предложения
      • Экономические теории «новых классиков»
      • Экономический империализм
    • Неоавстрийская школа
    • Неоинституционализм
    • Институционализм 1970-х — начала 1990-х гг.
Литература для более углубленного изученияскачать учебное пособие: История экономических учений - Покидченко М.Г.

Источник:

institutiones.com

История экономических учений

/ История экономических учений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

E. П. Павлова, Е. А. Владимирский,

A. А. Оводенко, Е. М. Ильинская

OAE 338(075) AAE O02

Павлова И. П. и др.

И89 История экономических учений: Учеб.пособие Изд. 3-a/ СПбГУАП. СПб., 2000. 191 с. ISBN 5-8088-0050-1

Учебное пособие предназначено студентам технических и экономических специальностей вузов.

В нем кратко и достаточно популярно излагается процесс развития мировой экономической мысли под влиянием изменений в экономике, выделяются главные тенденции в движении экономической теории и в связи с этим основные направления и школы. Авторы поставили перед собой задачу снять излишне идеологизированный подход в процессе изложения, раскрыть логику новых концепций, их выводы, вклад в развитие экономической мысли, принципиально по-новому изложить современные западные теории. Особое место уделяется анализу развития российской экономико-математической школы.

доктор экономических наук профессор Г. Г. Богомазов , доктор экономических наук профессор Г. П. Овчинников

Утверждено редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

Предмет истории экономических учений .

1. Экономические учения древнего мира и эпохи феодализма ..

1.1. Экономические учения рабовладельческого общества .

Экономические идеи античной Греции .

Экономическая мысль Древнего Рима .

1.2. Экономические учения эпохи феодализма .

Экономические идеи раннего феодализма в Западной

Экономическая мысль феодальной России (IO–OVI aa.)

Утопический социализм Т. Мора и Т. Кампанеллы .

2. Экономические учения домонополистического капитализма .

2.1. Классическая буржуазная политическая экономия .

Исторические условия возникновения .

Процесс становления новой школы. У. Петти. Физиократы

Система экономических взглядов А. Смита .

Экономическое учение Д. Рикардо .

2.2. Европейские концепции начала ХIХ в., альтернативные

трудовой теории стоимости .

Идеи Т. Р. Мальтуса .

Формирование теорий издержек производства, спроса и

предложения (Ж. Б. Сей, Дж. Милль) .

2.3. Критика капитализма .

Мелкобуржуазная политическая экономия .

Экономические идеи западноевропейского утопического

Исторические условия возникновения .

Формирование марксисткой политической экономии .

Краткая характеристика основ марксистской эконо-

мической теории, представленной в "Капитале" .

Марксизм о социализме и коммунизме .

3. Современные направления западной экономической мысли .

3.1. Этапы развития и основные направления “экономикс” .

Неоклассическое направление экономической теории .

Теория стадий экономического роста У. Ростоу .

Теория “индустриального общества” Дж. Гэлбрейта .

Теория “супериндустриализма” О. Тоффлера .

4. Российская экономическая мысль ХX века .

4.1. Особенности экономики России в начале ХX в. .

4.2. Основные направления экономической мысли .

Экономические взгляды и политика С. Ю. Витте .

П. А. Столыпин и его аграрная реформа .

Система экономических взглядов М. И. Туган-Баранов-

4.3. Эволюция взглядов на пути создания и основы создания

нового общества в России .

4.4. Становление и развитие экономико-математической

История экономических учений – от древнего мира до наших дней – позволяет разобраться в тенденциях развития и современных направлениях экономической мысли, способствует пониманию сути экономических процессов, значительно расширяет кругозор студентов. Только глубокий анализ прошлого позволяет понять настоящее и увидеть возможности будущего.

В прошлые годы было создано немало учебников по истории экономических учений. Однако стремительно развивающиеся политические и экономические события в нашей стране, кардинальный пересмотр устоявшихся канонов привели к моральному старению существующих учебников. Большинство из них идеологически ортодоксальны и догматичны, недостаточное внимание в учебниках уделено анализу западных теорий XX века и значению их для выработки современной экономической политики, практически отсутствуют материалы по российской немарксистской экономической мысли, в особенности по экономи- ко-математическим исследованиям. Кроме того, нет специальных учебников для студентов экономических факультетов технических вузов.

Авторы данного учебного пособия не ставят задачи полного анализа всех теорий во всем их многообразии, преследуя другие цели: предельно четко выделить основные тенденции в движении экономической теории и в связи с этим ее основные направления и школы; снять излишне идеологизированный подход к их изложению; принципиально по-новому интерпретировать современные западные и российские экономические теории, раскрыть логику новых концепций и их основных выводов, сделав основным не критику, а выявление того ценного, что внес каждый ученый в развитие экономической теории.

Разделы 1 и 2 данного учебного пособия написаны доктором экономических наук профессором И. П. Павловой, 3 – ею же совместно с доктором технических наук профессором А. А. Оводенко, 4 – ею же совместно с доктором экономических наук профессором Е. А. Владимирским и кандидатом экономических наук доцентом Е. М. Ильинской

Данное учебное пособие выполнено в соответствии с программой научного совета по проблемам экономики Санкт-Петербургского отделения Международной академии наук высшей школы.

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

A процессе исторического развития общества неизбежно появляются экономические идеи – представления о том, что такое экономика, что есть богатство общества, как его увеличить, как рационально использовать.

Долгое время экономические идеи остаются отрывочными, разрозненными, но постепенно они формируются в определенные системы экономических взглядов – возникают экономические учения.

Предметом истории экономических учений является историче- ский процесс возникновения, формирования, развития, борьбы и смены экономических учений.

При этом каждое экономическое учение выражает систему взглядов того или иного класса на хозяйственные явления, на те или иные вопросы хозяйственной деятельности, на экономические отношения в обществе. Складывается такая система постепенно в процессе развития общества и данного общественного класса. История экономических учений изучает воззрения рабов и рабовладельцев, феодалов и крестьян, буржуазии и рабочего класса, интеллигенции.

A литературе почти не сохранились материалы, характеризующие программные требования рабов античной Греции, скудны источники для характеристики экономических воззрений рабов античного Рима. Более обширные сведения имеются об экономической программе римского крестьянства, получившей свое отражение в аграрных проектах братьев Гракх. Экономические же требования феодального крестьянства ярко выражены во многих документах своей эпохи, в особенности периода позднего феодализма.

Таким образом, в классовом обществе экономические учения носят классовый характер. Новому и старому базису, новым и старым классам соответствуют прогрессивные и реакционные экономиче- ские учения.

Однако следует иметь в виду, что не все экономические воззрения становятся орудием классовой борьбы, приобретают первенствующее значение в идеологической борьбе. Многие, особенно современные, учения выявляют общие законы развития экономики. Орто-

доксальное утверждение науки прошлых лет – буржуазный, значит, враждебный – нанесло огромный вред отечественной экономической науке. Убедительным свидетельством состоятельности современной буржуазной политэкономии является успешное использование ее рекомендаций правительствами капиталистических стран. Большой теоретический и практический интерес представляют ее исследования закономерностей рыночной экономики, денежной и финансовой систем.

Необходимым условием познания истории развития экономиче- ских учений является их систематизация. В большинстве случаев в основу периодизации положены этапы всемирной истории, как правило, общественно-экономические формации. Действительно, экономические учения рабовладельческого общества предшествуют уче- ниям феодального общества, последние предшествуют экономиче- ским воззрениям капитализма.

Однако жесткий схематизм здесь недопустим. Периодизация истории экономических учений отдельной страны и периодизация всемирной истории экономических учений не всегда совпадают, как не совпадает экономическое развитие отдельно взятых стран. Так, Россия позже других стран вступила на путь капитализма. Например, учение Н. Г. Чернышевского, направленное прежде всего против крепостничества в России, находит свое место во всемирной истории экономических учений в эпоху феодализма, на стадии кризиса феодального общества и перехода к капиталистической системе хозяйства; относится оно и к направлению утопического социализма.

Особое место занимают экономические учения Китая, Индии, арабских стран, Африки – по отношению к ним принятая периодизация мало подходит.

Кроме того, среди ученых-экономистов существуют различные подходы к определению этапов экономического развития общества – отсюда и различия в этапизации истории экономических учений.

В завершение отметим, что изучая историю экономических уче- ний, важно знать, в каких исторических условиях возникло то или иное учение, какую роль оно играло в общественном развитии. Следует помнить, что система экономических взглядов формируется средой, окружающей экономистов, средой, которая их вырастила и воспитала; что носители экономических идей – не абстрактные личности, а члены определенного общества, определенного класса, определенной семьи. Именно поэтому, изучая направления развития экономической мысли, в особенности идеи отдельных ученых, важно учитывать и историческую обстановку, и происхождение носителя идеи.

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА

1.1. Экономические учения рабовладельческого общества

Экономические идеи античной Греции

Экономические науки, как и другие науки – математика, медицина, астрономия – возникли и начали развиваться в Древнем мире. Древнегреческие писатели отобразили в своих сочинениях и экономические воззрения более ранних культур – вавилонской, финикийской, египетской.

С достаточной определенностью исходные пункты экономической науки впервые показаны в трудах знаменитых греческих классиков: Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Их экономические идеи неразрывно связаны с философскими, историческими и другими суждениями.

Экономическая мысль античной Греции прежде всего отражает производственные отношения рабовладельческого общества – собственность рабовладельца на средства производства и раба. В материальном производстве, за исключением хозяйства мелких свободных землевладельцев и ремесленников, основные работы производились рабами. В то же время физический труд – труд рабов – презирался. Рабовладельцы считали себя предназначенными для других занятий – для управления рабами и государством.

Главной экономической задачей рабовладельцев являлось наиболее выгодная организация своего хозяйства. Хозяйство носило, в основном, натуральный характер – продукция производилась для непосредственного потребления рабовладельцев и их семей. Но развивался и рынок, имело место товарное обращение и товарное производство.

Главная экономическая задача предопределяла и суть экономи- ческих идей – выявить принципы и наилучшую систему управления

хозяйством рабовладельца – домашнего хозяйства. Учение получи- ло название “экономия” – от греческих слов oikos – домашнее хозяйство и nomos – закон.

Однако ставились и более общие задачи – организация и управление государством-городом (по-гречески polis). Идеологи рабовладельческой Греции рассматривали рабство как естественное и неизменное состояние (обращаем на это особое внимание, поскольку и большинство представителей последующих школ считало экономи- ческий строй своей эпохи естественным и неизменным). Господствовало представление, что только греки имели все права в “государ- стве-городе”, не греки должны быть рабами и подвластными, свободные иностранцы были лишены права владения.

Ксенофонт (ок. 430–355 гг. до н. э.) – ученик Сократа, противник демократии, сторонник афинской аристократии. Первые годы общественной деятельности провел в военных походах, за военные заслуги получил от спартанцев имение. На основе собственного опыта им составлено руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием “Экономикос” (на русском языке соответствует понятию “домострой”).

“Экономикос” имел широкое распространение в Древней Греции, впоследствии был переведен на латинский язык и пользовался успехом в Древнем Риме, в дальнейшем был переведен и на французский язык.

Ксенофонт написал много работ о государственном устройстве Спарты и Афин, по истории Греции, кроме “Экономикоса” специальное экономическое исследование – “Доходы”.

Не повторяя те идеи, которые характерны и для других идеологов рабовладельческого общества, выделим специфику экономиче- ских взглядов Ксенофонта.

Исходная идея: земля – мать и кормилица всей жизни и челове- ческой деятельности, если земледелие процветает, то все другие отрасли деятельности развиваются успешно. Отсюда предмет экономии – домоводство и сельское хозяйство. Экономия – это такая наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство.

Торговлю и ремесло Ксенофонт считает профессией, недостойной грека. Особенно враждебно относится он к купеческой торговле и ростовщичеству. В то же время одобряет хлебную торговлю земельной аристократии и мелкую торговлю, обслуживающую нужды сель-

ского хозяйства. Не порицает и организацию ремесленных заведений на основе рабского труда, от которого рабовладельцы получают большие доходы. Такой подход в целом отражает уровень развития рабовладельческого общества – общественный процесс производства в условиях натурального хозяйства в своей основе служил целям создания не меновой, а потребительской стоимости. Тем не менее он был одним из тех, кто впервые поставил вопрос о двух сторонах товара.

Отсюда и своеобразие отношения Ксенофонта к деньгам. Поскольку товарно-денежные отношения уже существуют и развиваются, он не выступает против денег. Замечательно его высказывание: “Деньги не ценность, если не умеешь пользоваться ими”. 1 Он понимал, что деньги являются специфическим товаром, объясняя это тем, что “денег никто не имеет столько, чтобы не желать иметь их еще больше”, в то время как приобретение других товаров имеет предел. 2 Таким образом, специфика денег как особого товара, по мнению Ксенофонта, состоит в том, что они являются концентрированным богатством, которое в любой момент можно пустить в ход. Исходя из этого, он признает две функции денег: как средство обращения и средство сокровищ. Тем не менее решительно осуждает обращение денег в качестве торгового и ростовщического капитала.

Рассматривает Ксенофонт и понятие стоимости, однако исключи- тельно с потребительских позиций ценности: стоимость есть то, от чего можно получить пользу (запомним это: значительно позднее, рассматривая теорию предельной полезности, мы вернемся к подобной трактовке). Интересовался он и вопросами цен, их значением для деятельности торговли.

И, наконец, особый интерес представляют суждения Ксенофонта о разделении труда. Прежде всего, это разделение между физическим трудом (труд исполнителя-раба) и умственным (труд руководителярабовладельца). Считал также полезным и необходимым разделение труда среди рабов – оно улучшает качество продукта. Особенно важно, что он выявил взаимообусловленность в развитии разделения труда и рынка.

Платон (ок. 428–348 гг. до н. э.) – видный аристократ и решительный противник афинской демократии.

Как и для Ксенофонта, для него была характерна натуральнохозяйственная концепция, как об этом свидетельствуют его сочинения “Государство” и “Законы”.

1 Ксенофонт Афинский . Сократические сочинения. I.-E., 1935. N. 253. 2 Oeo. ii: Маркс К ., Энгельс Ф . Ni?. O. 13. N. 119.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник:

studfiles.net

История экономических учений (15) - Учебное пособие, страница 1

История экономических учений (15)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" (ННГАСУ)

Экономического анализа и управления недвижимостью

"История экономических учений"

Нижний Новгород - 2006

Учебно-методический комплекс по дисциплине:

История экономических учений.

1. Сформирован кафедрой Экономического анализа и управления недвижимостью при участии библиотеки ННГАСУ

2. Принят на заседании кафедры 05.09.2006 г., протокол № 01

Содержание учебно-методического комплекса по дисциплине "История экономических учений". Учебная программа дисциплины:

1. Общие положения.

2. Содержание дисциплины.

3. Информационно-методическое обеспечение дисциплины:

3.1 Основная литература;

3.2 Дополнительная литература (в т. ч. на электронных носителях);

3.3 Методические указания/рекомендации/материалы преподавателю кафедры;

3.4 Методические указания студентам;

3.5 Программно-информационное обеспечение дисциплины;

3.6. Технические средства обучения.

Приложение А. Базовые нормативные документы

Приложение Б. Информационно-методическое обеспечение дисциплины

1. учебная литература:

1.1 Основная литература;

1.2 Дополнительная литература.

2. Научно-методические разработки кафедры по дисциплине:

2.1 Учебники и учебные пособия, изданные на кафедре;

2.2 Методические указания, рекомендации, сборники трудов, изданные на кафедре.

2.3 Монографии, изданные на кафедре;

3. Программно-информационное обеспечение дисциплины.

Приложение В. Лабораторно-техническое обеспечение дисциплины

1. Оснащенность учебными лабораториями (ПК-классами, филиалами, центрами);

2 Дополнительная информация.

Приложение Г. Рабочие учебно-методические материалы

1. рабочая программа по дисциплине;

2. Организационно-методическая поддержка учебного процесса:

2.1 Формы и методы активизации познавательного процесса;

2.2 Ориентация учебно-научного процесса на практическую деятельность, связь с потребителями специалистов;

2.3 Новые информационные технологии и вычислительная техника в учебном процессе;

2.4 Использование результатов НИР и НИРС кафедры в учебном процессе по дисциплине;

2.5 Формы воспитательной работы, используемые в учебном процессе по дисциплине.

3. Оценочные средства по дисциплине:

3.1 Программа испытания (зачёта, экзамена)

3.2 Совокупность заданий испытания (билетов)

3.3 Критерии оценок выполнения заданий

3.4 Методические материалы по процедуре испытания

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" (ННГАСУ)

1. Общие положения

1.1 Цели и задачи дисциплины

Курс истории экономических учений дает возможность глубже понять внутреннюю сущность экономических теорий, логику развития основных взглядов, категорий, концепций, экономических школ.

1.2 Базовые документы программы

1.2.1 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность: 060500 - "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит". Квалификация: экономист. Утверждён 17 марта 2000 года. Номер государственной регистрации 181 ЭК / СП.

1.2.2 Примерный Учебный план по специальности 060500 - "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит", разработанный УМО ВУЗов Финансовой академии при Правительстве РФ от 17 марта 2000 года.

1.3 Базовые дисциплины "Экономическая теория", "История".

1.4 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

понять историю и логику развития экономической мысли, трансформацию её главных учений, школ;

уметь объяснить причины актуальности экономических воззрений прошлого для современного периода;

используя накопленные знания, грамотно ориентироваться в потоке современных экономических проблем; находить их разрешение.

Объём учебной работы (учебных часов) по курсам

Вид итогового контроля

Самост. Работа студ.

КП - курсовой проект, КР - курсовая работа, РГР - расчетно-графическая работа, Р - реферат

2. Содержание дисциплины

2.1 Разделы дисциплины, виды занятий и их объём

Вид занятий и их объём в ауд. часах

Зарождение экономических знаний и экономической науки

Классическая политическая экономия

Социалистическое направление экономической мысли. Утопический социализм.

Экономические теории Запада второй половины XIX , начала XX в. в.

Отечественная экономическая мысль

Кризис неоклассики и генезис кейнсианства

Современные теории экономического роста

Содержание разделов дисциплины:

Раздел I . Зарождение экономических знаний и экономической науки

Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония, Египет, Индия, Китай). Развитие экономической мысли греческого полиса. Ксенофонт. Экономические проекты Платона. Экономические взгляды Аристотеля. Проблемы римской латифундии в агрономических трактатах Катона и Варрона. Экономические взгляды античного христианства. Развитие экономической мысли в эпоху раннего средневековья. Фома Аквинский.

Меркантилизм. Предпосылки возникновения, две стадии развития. Особенности меркантилизма в различных странах. Томас Мэн (Англия). Антуан де Монкретьен (Франция). Рецепты экономической политики. Протекционизм.

Общая характеристика физиократизма. Критика меркантилизма. Экономическая программа физиократов. Концепция "естественного порядка". Теория "чистого продукта". Трактовка производительного труда. Учение о капитале, классах. Анализ процесса общественного воспроизводства и "Экономической таблицы" Ф. Кенэ. Развитие физиократической системы в работах А. Тюрго.

Раздел II . Классическая политическая экономия.

Исторические условия возникновения и общая характеристика классической политической экономии. В. Петти, А. Смит, Д. Риккардо - основоположники классической политической экономии. Экономические труды В. Петт, критика меркантилизма. Работа А. Смита к меркантилизма и физиократизму. Его учение о разделении труда, капитале, стоимости, зарплате, прибыли и земельной ренте. Д. Рикардо и дальнейшее развитие им теории трудовой стоимости и теории земельной ренты.

Последствия промышленного переворота и положение мелких производителей в начале XIX века в Европе. Исторические корни и сущность экономического романтизма.

С. Сисмонди как критик капитализма и представитель экономических интересов мелких производителей. Проблема собственности П. Жан Прудона.Т. Мальтус и его "Закон народонаселения". Теория трех факторов производства Ж.Б. Сэя.

Раздел III . Социалистическое направление экономической мысли.

Экономические взгляды западно-европейских мыслителей - утопистов: этапы развития Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн.

Исторические условия возникновения марксизма, его идейные истоки. Структура и основные положения "Капитализма", К. Маркса. Экономические проблемы в трудах Ф. Энгельса. Марксизм как теоретическая основа современного социализма.

Новая историческая школа. "Союз социальной политики" и программа социальных реформ. "Катедер - социализма".Л. Бретано о труде-товаре.

Раздел IV . Экономические теории Запада второй половины XIX -начала XX вв.

Понятие маржиналистской революции. Ее причины, этапы и общее содержание.

Австрийская школа. (К. Менгер, Е. Беем-Баверк, Ф. Визер). Теория субъективной и объективной ценности. Психологическое истолкование источника процента. Теории "предельной полезности", "производительных благ" и прибыли. Маршалла - основа неоклассической микроэкономики. Универсальный закон убывающей производительности факторов производства. Вклад А. Пигу в развитие теории благосостояния.

Лозаннская школа. (Л. Вальрас, В. Парето, У. Джевонс). Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса. Теория опиума В. Парето. Теория предельной производительности.

Американская школа. (Дж.Б. Кларк, Ф. Найт, И. Фишер). "Естественный закон" распределения дохода. Учение о "статистике и динамике". Дальнейшая эволюция теории предельной производительности. Дискуссия кардиналистов и ординалистов. Возникновение институционализма. Первые работы Т. Веблена.

Анализ ведущими теоретиками западно-европейской социал-демократических явлений в капиталистической экономике. Проблема империализма в трудах К. Каутского и Р. Гильфердинга.

Раздел V . Отечественная экономическая мысль.

"Русская правда", "Поучение" Владимира Мономаха. Судебники XV - XVI вв. Хозяйственные принципы. "Домостроя".

А.И. Герцен и Н.П. Огарев как критики крепостничества и капитализма. Концепция "крестьянского социализма".Н.Г. Чернышевский и его экономическая программа крестьянской революции. "Политическая экономия трудящихся". Экономические воззрения народничества.

Источник:

works.doklad.ru

История экономических учений. Учебное пособие в городе Тюмень

В этом каталоге вы можете найти История экономических учений. Учебное пособие по разумной цене, сравнить цены, а также найти похожие книги в категории Бизнес и экономика. Ознакомиться с свойствами, ценами и обзорами товара. Доставка товара производится в любой город РФ, например: Тюмень, Казань, Краснодар.