Книжный каталог

Смоленский М. (ред.) История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие для бакалавров

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие 474 р. labirint.ru В магазин >>
Смоленский М. (ред.) История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие для бакалавров Смоленский М. (ред.) История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие для бакалавров 721 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие 1012 р. labirint.ru В магазин >>
Е. В. Миряшева История государства и права зарубежных стран Е. В. Миряшева История государства и права зарубежных стран 166.42 р. litres.ru В магазин >>
Саломатин А.Ю. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие Саломатин А.Ю. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие 1049 р. bookvoed.ru В магазин >>
Краткий курс по истории государства и права зарубежных стран: учебное пособие Краткий курс по истории государства и права зарубежных стран: учебное пособие 60 р. bookvoed.ru В магазин >>
История государства и права зарубежных стран в схемах. Учебное пособие История государства и права зарубежных стран в схемах. Учебное пособие 152 р. labirint.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Под редакцией М

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Под редакцией М. Б. Смоленского Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» в качестве учебного пособия для студентов . » Б А К А Л А В Р И А Т ГОСУДАРСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ

Под редакцией М. Б. Смоленского

Рекомендовано ФГБОУ ВПО

«Государственный университет управления»

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»

(квалификация (степень) «бакалавр») Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАУ «Федеральный институт развития образования»

Регистрационный номер рецензии № 391 от 20.07.2012 КНОРУС • МОСКВА • 201 УДК 340(075.8) ББК 67.3я73 И90

О. Ю. Рыбаков, д-р юрид. наук, д-р филос. наук, проф., А. Ю. Саломатин, заведующий кафедрой ТГПиП, д-р юрид. наук, д-р истор. наук, проф.

И. В. Абдурахманова, М. В. Мархгейм, Н. Е. Орлова, М. Б. Смоленский, Е. Е. Тонков История государства и права зарубежных стран : учебное пособие / И90 коллектив авторов; под ред. М. Б. Смоленского — М. : КНОРУС, 2016. — 384 с. — (Бакалавриат).

ISBN 9785406024553 DOI 10.15216/9785406024553 Раскрываются особенности развития государства и права в странах Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима, развитие государства и права в Cредние века, в Новое и Новейшее время. Особое внимание уделено историческому опыту развития государства и права в Европе и в США, а также многовариантности государственно-правового развития.

Соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования нового поколения по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Для студентов юридических вузов и факультетов.

УДК 340(075.8) ББК 67.3я73

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Сертификат соответствия № РОСС RU. АЕ51. Н 16604 от 07.07.2014.

Изд. № 3906. Подписано в печать 20.05.2015.

Формат 6090/16. Гарнитура «PeterburgC». Печать офсетная.

Усл. печ. л. 24,0. Уч.-изд. л. 22,43. Тираж 500 экз.

ООО «Издательство «КноРус».

117218, г. Москва, ул. Кедрова, д. 14, корп. 2.

E-mail: office@knorus.ru http://www.knorus.ru Отпечатано в ОАО «Областная типография „Печатный двор“».

432049, г. Ульяновск, ул. Пушкарева, 27.

E-mail: ulpd@mail.ru © Коллектив авторов, 2016 ISBN 9785406024553 © ООО «Издательство «КноРус», 2016

Учебник по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» (ИГПЗС) предназначен для бакалавров, обучающихся по направлению 030900 «Юриспруденция». Авторский коллектив исходил из требований Государственного стандарта профессионально-образовательной подготовки бакалавров по указанному направлению, который относит ИГПЗС к дисциплинам федерального компонента.

Учитывая специфику государственного образовательного стандарта, предусматривающего двухуровневую подготовку юристов, авторы построили учебник по модульной схеме.

В основе модуля лежит перечень предусмотренных государственным образовательным стандартом профессиональных компетенций.

Каждый модуль содержит контрольные вопросы, тестовые задания и список рекомендованной литературы. Учитывая сокращение общего объема часов, отведенных на аудиторную и самостоятельную подготовку студентов по курсу ИГПЗС, основное внимание авторский коллектив уделил тенденциям правового и государственного развития европейских стран и США. Учебник написан на основе обширного круга научно-исследовательских и нормативно-правовых источников, что позволяет сформировать целостное представление об основных закономерностях государственно-правового развития различных регионов мира. Он раскрывает содержание базисных понятий дисциплины, содержит большой фактический и теоретический материал.

«История государства и права зарубежных стран» (или «Всеобщая история государства и права») относится к базовым дисциплинам высшего юридического образования. Ее статус среди других дисциплин, изучаемых будущими юристами, определяется предметом и задачами курса. Как и другие историко-правовые дисциплины, «История государства и права зарубежных стран» призвана сформировать основы профессионального юридического мышления у студентов, что возможно лишь в процессе изучения огромного фактического материала и его философского концептуального обобщения.

Являясь частью социальной истории, история права изучает не только особенное в правовой жизни различных народов, но и элементы заимствований и сходств в процессе регулирования различных областей общественных отношений. Предметом курса является процесс становления и эволюции правовых и государственных структур,

• ПРедИслОВИе 6 выявление их специфики и своеобразия, с одной стороны, и общих закономерностей развития — с другой. История государства и права нацелена на сравнение ценностей права в различных культурах, которое имеет как академическое, так и практическое значение. Важно не только выявить тенденции развития права и государственности стран мира, но и грамотно аргументировать их. Таким образом, курс изучает два важнейших явления социальной истории: государство и право в их взаимосвязи. История государства и права зарубежных стран изучает генезис, развитие и процесс функционирования государственноправовых систем в основных регионах мира. Важным направлением курса является изучение завершенных циклов возникновения, расцвета и последующего упадка государственно-правовых систем в определенные хронологические периоды.

Историко-правовые дисциплины призваны хранить и транслировать достоверные знания о правовом историческом опыте в области справедливого разрешения личных и общественных конфликтов, об организации и принципах функционирования властных институтов. Под государством в историко-правовой науке понимается совокупность учреждений, принципов, установлений и форм реализации политической власти. Дефиниция «право» отличается большей пестротой и многообразием. Авторы учебника исходят из того, что право — это совокупность правил и норм, санкционированных стереотипами общественного сознания (как, например, обычное право) или государством (например, закон или иной нормативно-правовой акт), а также институтов и структурных образований, в рамках которых реализуются те или иные правовые нормы и осуществляется правосудие.

Спорным в историко-правовой литературе остается вопрос о соотношении правового и государственного развития. Адекватность форм государственности и права в социальной истории составляет важнейшую закономерность развития общества. Соответствие государственных институтов и правовых форм в конкретный исторический период образует особую структуру, которую можно обозначить как государственно-правовой уклад. Он отражает особенности цивилизации, культуры, правосознания, политических традиций.

Задачи курса сводятся к уяснению факторов возникновения и эволюции государственно-правовых институтов и учреждений, выявлению устойчивых закономерностей их развития, изучению общего и особенного в государственно-правовом развитии разных народов мира. Будущим юристам необходимо ознакомиться с лучшими образцами законотворчества и реформаторской деятельности на протяжении многовековой истории человеческой цивилизации. Реализация •7 Предисловие этих задач в рамках профессионального образования позволит выработать юридическое мышление и создать предпосылки для оптимального усвоения целого ряда специальных юридических дисциплин.

Как и любая другая наука, история государства и права зарубежных стран располагает целым рядом методологических подходов. Широкий диапазон накопленных концептуальных установок позволяет объяснить государственно-правовое развитие с различных позиций.

До середины 1980-х гг. в отечественной историко-правовой науке господствовал монистический материалистический подход, что было связано с доминированием жестких идеологических схем. Это значительно обедняло и затрудняло подлинно научное объяснение правовых и государственных процессов.

В настоящее время преодоление идеологических материалистических подходов привело к распространению методологического плюрализма. Формационный подход уступил место цивилизационному и антропологическому, которые позволяют восстановить исторический процесс развития правовых и государственных институтов в более полном виде, учитывая все грани их проявления.

Методология науки складывается из совокупности методов и принципов научного познания, которые применяются в рамках того или иного концептуального подхода.

К основным методам изучения истории государства и права относятся следуюшие:

1. Структурно-аналитический метод, который предполагает изучение отдельных элементов права и государства, их особенностей и своеобразия, а также выявление своеобразия политических систем в их синхронном или диахронном измерениях. Применение этого общенаучного метода позволяет выявить взаимосвязи институтов права и государства с другими социальными явлениями. Разновидностью структурного метода является структурно-функциональный. Его задача заключается в том, чтобы помочь исследователю уяснить, каким образом функционирует та или иная система, каковы основные механизмы ее развития.

В целом структурно-аналитический метод дает возможность изучить социальную структуру общества, иерархию его социальных и политических институтов, а также отдельные элементы системы и их функции.

В зависимости от целей исследования структурно-функциональный анализ может сочетаться со структурно-генетическим, структурноорганическим и структурно-типологическим анализом. Этот метод способствует изучению социальной структуры общества, его социальных и политических институтов, норм права, его институтов в их взаимодействии с другими областями духовной жизни.

2. Культурологический метод предполагает обособленное изучение права и закона. Право в этом случае рассматривается как важнейший элемент социальной и духовной культуры общества, императив цивилизационного типа, который отражается в морали и религии. Поэтому разновидностью этого метода является социально-философский (этический подход). Значительное внимание в рамках этого метода уделяется исследователями религиозной культурологической ориентации. Культурологическое изучение права включает в себя социальнофилософский подход к истории права, который служит уяснению ценности и значения правовых обычаев и законов в условиях сложившейся культурологической общности.

3. Сравнительно-исторический метод используется при сопоставлении опыта и институтов правового развития с целью выявления и аргументации национально-государственной специфики, с одной стороны, и общих тенденций и закономерностей — с другой. Сравнительный метод используется также и в целях выявления истории отдельных юридических терминов и конструкций, принципов и институтов государства. В этом случае сравнительный метод называют сравнительно-генетическим. Наиболее часто он применяется для изучения правовых институтов, существовавших одновременно в разных странах (синхронный анализ), или тех институтов, которые функционировали в разные исторические эпохи в одной стране или группе стран. Использование этого метода является наиболее эффективным при изучении общего и особенного в правовой культуре отдельных народов в прошлом и настоящем, при изучении родословной отдельных правовых принципов, институтов, учреждений, при уяснении элементов преемственности и новизны в государственно-правовом развитии.

4. Формально-юридический метод предполагает изучение событий и фактов, требующих объяснение с помощью юридических терминов, логики и конструкций. Этот метод означает владение техникой обработки законодательных предписаний и других источников права.

Совокупность примов исследования юридических фактов называется юридической догматикой, а в русском правоведении конца ХIХ в. она получила название формально-догматического метода. Этот метод используется в основном при толковании юридических фактов и текстов и представляет собой технику обращения с законодательными предписаниями и требованиями, с правовыми источниками в широком смысле этого слова. Формально-юридический метод способствует выработке умения отличать юридические факты от всех иных, а также навыка использовать правовые дозволения и запреты на практике.

•9 Предисловие Несмотря на это, формально-юридический метод ограничен логикой юридического анализа, поэтому не является исчерпывающим.

В современной историко-правовой науке существует несколько периодизаций, основанных на различных принципах. При определении модулей авторы учебника исходили из самой распространенной хронологии, предполагающей выделение наиболее значимых периодов мировой и европейской истории.

1. Древневосточное государство и право (III—I тыс. до н.э.).

2. Государство и право античного мира (2-я половина I тыс. до н.э. — 1-я половина I тыс. н.э.).

3. Средневековое государство и право (эпоха феодализма) (V—ХVI вв.).

4. Право и государство Нового времени (ХVII—ХIХ вв.).

5. Право и государство Новейшего времени (ХХ — начало ХХI вв.).

1.1. образование государств древнего востока Термин «Древний Восток» условно применяется к большой географической зоне, включающей территорию от современного Туниса (древний Карфаген) до современных Китая, Японии, Индонезии.

Здесь в древности возникли государства, сыгравшие особую роль в истории и определившие развитие целых регионов на многие столетия; среди них Египетская держава, Вавилонское царство, Хеттская держава, Ассирийская империя, Персидская держава, Китайская империя, государства на территории Индостана.

Основные этапы и закономерности становления государствен ной организации на Древнем Востоке. Появление первых государственных образований на территории Древнего Востока во многом объясняется благоприятными природными условиями: субтропический климат с жарким сухим летом и мягкой зимой. Бассейны великих рек — Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ — образуют районы с плодородной, орошаемой почвой. При условии регулирования водных режимов рек, создании системы ирригационных каналов, мелиорации земель здесь стала возможной организация высокопродуктивного земледелия. Необходимость коллективного освоения земель и организации поливного земледелия во многом предопределила не только формы хозяйственной деятельности, но социальной и политической организации.

Процессы образования государства были ускорены неолитической революцией (VI—IV тыс. до н.э.) — переходом от присваивающего хозяйства к производящему. Она способствовала появлению постоянного избыточного продукта и изменила формы социальной организации.

Постепенно родовая община превращается в соседскую территориальную, состоящую из больших патриархальных семей. Глава семьи обладал неограниченной властью в отношении семейного имущества и жизни членов семьи, его власть являлась властью положения, т.е.

не связывалась с личными качествами и не зависела от воли членов семьи. Предоставляемые патриарху привилегии рассматривались как эквивалент сложных административных функций, которые он выполнял внутри семейного клана.

1.1. Образование государств древнего Востока Община представляла собой достаточно замкнутую социальную, административную и территориальную единицу. Общинная организация основывалась на коллективистских формах общежития и производства. Создание системы каналов, водохранилищ, дамб и плотин требовало консолидации усилий нескольких общин. Организация ирригационного земледелия существенно усложнила управленческие функции и привела к формированию надобщинных властных структур — органов племенного самоуправления.

В IV—III тысячелетиях до н.э. древневосточная родоплеменная организация трансформируется в протогосударство. Протогосударство — это политическая структура, в которой существует социальное и имущественное неравенство, разделение труда и обмен деятельностью. На этой стадии происходит четвертое разделение общественного труда — выделяется управленческая деятельность и формируется оторванный от производства социальный слой (администраторы, воины, жрецы, слуги). Выборные должности старейшин и вождей приобретают наследственный характер.

Протогосударства Древнего Востока возникали как группа общинных поселений, объединенных вокруг царско-храмовых хозяйств. Административные функции в первых государственных образованиях выполняли либо жрецы (как в Древнем Египте и Древней Месопотамии), либо племенные вожди (как в Древней Индии и Древнем Китае).

Вождь выполнял управленческие функции, организовывал общинное производство, обеспечивал защиту населения от соседей, присоединение новых территорий, захват рабов и добычи. Авторитарная наследственная власть вождя способствовала преодолению автономии местных племенных лидеров и объединению общин.

Постепенно протогосударства утрачивали черты родоплеменной, клановой организации и с помощью военной силы объединялись в крупные централизованные государства во главе с обожествляемым монархом, наделенным огромной властью. В Древнем мире военные завоевания выступали мощным интегрирующим фактором. Зачастую именно завоеватели ускоряли процесс создания централизованного государства: прекращали межплеменные столкновения, борьбу родоплеменной знати за власть и занимали место правящей элиты. Так, вторжение индоариев в середине II тыс. до н.э. положило начало древнеиндийской цивилизации в долине Ганга. В Древнем Китае возникновение раннего государства связано с завоеванием племенем чжоу военно-политического союза племен Шан-Инь на рубеже ХII—ХI вв.

до н.э., которое сумело подчинить разноплеменное население и наладить эффективную административную систему. Итогом завоеваМОдУль 1. ГОсУдАРстВО И ПРАВО дРеВнеГО МИРА тельной политики Саргона Аккадского (2316—2261 гг. до н.э.) стало объединение всей Месопотамии в крупнейшую державу — ШумероАккадское царство. Совершенствование системы государственного управления, активная завоевательная политика неизбежно приводили к превращению древневосточных государств в империи — сложные политические образования, объединяющие гетерогенное население под началом жесткой центральной власти.

Важным фактором в процессе институциализации государств Древнего Востока стало слияние власти и собственности. Особенностью древневосточных цивилизаций являлось отсутствие полной частной собственности на землю и множественность владельческих прав на нее. Верховным собственником земли считалось государство в лице правителя, что нашло отражение в праве государства распоряжаться ею, контролировать земледелие и взимать с общинников ренту-налог. В странах Древнего Востока сложился мощный государственный сектор — царские и храмовые хозяйства. Часть земель передавалась придворным, аристократии, должностным лицам, воинам, в том числе с правом распоряжения. Однако частное землевладение было обусловлено выполнением разного рода служебных обязанностей и повинностей в пользу государства. Коллективным наследственным владельцем большинства земель выступала община, которая распределяла наделы между общинниками. Таким образом, земля и право на доходы от нее распределялись в соответствии с объемом власти и административным статусом между правителем, чиновничьим аппаратом, общиной в лице старейшин и непосредственным владельцем-общинником. Это привело к тому, что административный аппарат в древневосточных государствах одновременно занял положение правящей социальной элиты.

Особенности древневосточной социальной структуры. Консервация коллективистских форм производства и землевладения существенно замедлили процессы социальной дифференциации. В сохранении устойчивости общинных связей и сдерживании социального расслоения было заинтересовано государство, так как на Востоке основными производителями и налогоплательщиками выступали свободные общинники. Разложение общины грозило уменьшить число налогоплательщиков и ослабить государство. Массовое привлечение населения к общественным работам в царско-храмовых хозяйствах нивелировало различия в социальном и правовом положении отдельных социальных групп. Основу древневосточной социальной структуры составляли сословия — замкнутые наследственные социальные группы. Их правоспособность обусловливалась принадлежностью к общине, этнической • 13

1.1. Образование государств древнего Востока общности, религиозной традицией и отношением к государственной службе. Низкая социальная мобильность предопределила характерное для Древнего Востока отсутствие четких социально-классовых границ и множественность переходных социальных групп. Социальноправовые отношения внутри традиционных сословий усложнялись нараставшей имущественной дифференциацией, поскольку в каждом их них появлялись изгои, арендаторы, ростовщики, долговые рабы.

Преобладающую социальную группу в древневосточных цивилизациях составляли полноправные свободные общинники. Они относились к господствующей этнической общности, являлись основными производителями и были защищены общинными связями. Как правило, правовой статус полноправных определялся обычным правом. Постепенно в древневосточных обществах сформировался слой свободного, но неполноправного населения (мушкенумы в Древнем Вавилоне, шудры в Древней Индии). Этот социально-правовой статус обретали изгои, незаконнорожденные, а также бывшие рабы и их потомки. Они поступали на государственную службу (военную, административную, хозяйственную) или на работу в царское хозяйство и тем самым обеспечивали себе социально-правовую защиту.

Особую социальную группу составляла правящая элита — администраторы, жрецы, военные, аристократия. Причастность к власти определяла их привилегированное положение, право на часть государственных доходов и собственности. Их правовой статус и привилегии подробно регламентировались законами.

Внизу социальной лестницы находились рабы. К ним относились иноплеменники, лишенные прав и социальной защиты, приравненные к имуществу. Несмотря на раннее использование рабского труда в ирригационном строительстве, рабство на Востоке носило патриархальный характер, т.е. рабы занимали положение младших членов больших семейных кланов. Они имели право на семью и имущество, обладали некоторой правоспособностью: могли заключать сделки, выполнять хозяйственные поручения, выступать свидетелями в суде, нести личную ответственность за преступления. По мере развития институтов аренды и кредита на Древнем Востоке появилось долговое рабство. Оно существенно отличалось от рабства иноплеменников, в частности, предусматривалась ответственность хозяина за увечья или смерть долгового раба, определялись условия его освобождения (уплата долга или окончание срока отработки долга).

Древневосточная деспотия. Для стран Древнего Востока характерна ранняя централизация государственной власти, что привело к появлению особой формы государства — «восточной деспотии». Она • 14 МОдУль 1. ГОсУдАРстВО И ПРАВО дРеВнеГО МИРА представляет собой неограниченную монархию со специфической системой административных и правовых отношений.

Важной чертой восточной деспотии является неограниченный, деспотический характер власти монарха. В древневосточных государствах вся полнота власти принадлежала наследственному монарху.

Он единолично управлял страной, обладал огромной законодательной и судебной властью, которая ограничивалась лишь бытовавшим представлением о деспоте как выразителе воли богов. Поэтому монарх выступал в роли верховного, «третейского» судьи и в законодательной сфере обязан был следовать традиции.

Столь обширные полномочия деспота вытекали из административно-хозяйственных функций, которые изначально являлись основными для древневосточных государств. Государство в лице правителя организовывало общественные работы, связанные с сооружением системы искусственного орошения, строительством дворцово-храмовых комплексов и обработкой царского земельного фонда, регулировало ремесло и торговлю. Деспот как верховный собственник всей земли распределял земельный фонд между придворными, чиновниками и общинами, он устанавливал размеры налогов и повинностей.

Степень концентрации власти в руках деспота была различной и зависела от сложившихся в том или ином регионе исторических условий. Даже в Древнем Египте и Китае, где степень деспотизма достигла наивысшей полноты, государственная власть переживала периоды ослабления. В Древней Месопотамии и Древней Индии деспотия была весьма ограниченной. В значительной степени это связано с сохранением хозяйственной, административной, судебной и финансовой автономии общины. Поэтому жесткие внутренние религиознонравственные и социальные установки общины являлись альтернативой эффективной администрации и государственному принуждению.

Восточная деспотия может быть охарактеризована как теократическая монархия. В условиях сохранения общинно-родовых пережитков, пестроты этнических групп и языковых общностей религия сыграла важную роль в формировании и поддержании единства общества.

Для возвышения власти монарха над племенными лидерами создается институт сакрализации власти. Правитель считался ставленником, потомком или одним из богов, он выступал в качестве посредника между миром людей и сверхъестественными силами. Именно обожествление личности монарха определяло неограниченный характер его власти и упрочивало принадлежавшие ему полномочия. Деспот толковал и исполнял волю богов, являлся главой и организатором религиозного культа, что давало ему право вмешиваться в дела общин, родов и семей.

1.2. Государство древнего египта Важнейшей опорой деспотии являлся развитый централизованный военно-бюрократический аппарат. В условиях доминирования натурального хозяйства и поливного земледелия бюрократический аппарат активно вмешивался в хозяйственную жизнь и выполнял в числе других функцию регулирования экономики. Многочисленная администрация была четко организована и ранжирована на трех уровнях управления — центральном, региональном и местном (общинном).

Бюрократический аппарат представлял собой жесткую иерархическую систему, построенную на принципах назначения, субординации, безусловного подчинения нижестоящих чиновников вышестоящим.

Место в служебной иерархии определяло социальное положение чиновника.

Для восточной деспотии характерна дворцовая система управления государством, при которой внутри бюрократического аппарата отсутствует разграничение между выполнением государственных обязанностей и личных поручений деспота. Как правило, функции государственного управления совмещались с выполнением придворных обязанностей, обслуживанием личных и хозяйственных интересов правителя.

Характерными методами отбора чиновников было назначение на должность родственников, приближенных по усмотрению монарха или по рекомендации влиятельных лиц, а также предоставление должности по праву происхождения.

Таким образом, коллективные формы производства, незыблемость социальной структуры, огромная роль религии предопределили традиционность древневосточных обществ и особую роль государственных институтов. Государство стало важным системообразующим элементом, подчинившим себе общество и его отдельных представителей.

1.2. государство древнего египта Создание и развитие государственности Древнего Египта. История Древнего Египта охватывает период со второй половины IV тыс.

до н.э., когда в бассейне Нила зарождается государственность, до конца VI в. до н.э., когда Египет включается в состав Персидской державы.

Древнейшие поселения земледельцев и скотоводов в долине Нила относятся к рубежу VI—V тыс. до н.э. Во второй половине IV тыс.

до н.э. (второй додинастический, или герзейский, период) развитие земледелия, основанного на искусственном орошении, скотоводства, ремесла и торговли, привело к усиленному накоплению прибавочного • 16 МОдУль 1. ГОсУдАРстВО И ПРАВО дРеВнеГО МИРА продукта в руках племенной верхушки. В этот период происходят изменения в социальной структуре: далеко зашедшая имущественная дифференциация общины приводит к выделению слоя родоплеменной знати и жрецов, слоя общинников и появлению института рабства.

Вследствие усложнившейся хозяйственной деятельности, разложения родовых отношений и социальной дифференциации населения возникают первые протогосударства — «номы» (греческий термин).

Они включали несколько поселений, объединенных вокруг города, в котором располагались резиденция вождя и храм главного божества.

Первые государственные образования прежде всего выполняли функции организатора работ по созданию и обслуживанию ирригационной сети. На территории Египта насчитывалось 42 нома. В конце IV тыс.

до н.э. произошло объединение номов в два царства — Верхнего и Нижнего Египта.

Образование единого общеегипетского государства происходит в период Раннего царства (ХХХI—ХХIХ вв. до н.э.). Правитель верхнеегипетского царства Мина стал первым царем Египта, основателем первой общеегипетской династии и столицы царства — города Мемфиса. Политическое единство привело к сосредоточению огромных ресурсов долины и дельты Нила, созданию общеегипетской ирригационной сети и сильного централизованного государства.

Расцвет Египта приходится на эпоху Древнего царства (ХХVIII— ХХIII вв. до н.э.) Именно в этот период начинается строительство грандиозных каменных сооружений — пирамид, храмов. В эпоху Древнего царства в Египте складывается деспотическая монархия, опирающаяся на разветвленный чиновничий аппарат. Господство в экономике крупных царских, храмовых и вельможных хозяйств привело к тому, что община оказалась поглощенной государством и исчезла как самостоятельная единица.

Основная масса населения подразделялась на общинников, зависимых работников крупных хозяйств и рабов. Общинники («царские люди») выполняли различные повинности перед государством, были основными налогоплательщиками. Работники крупных хозяйств («мерет») не имели своего имущества и работали под наблюдением надсмотрщиков в соответствии с полученным пожизненно назначением на работу по определенной специальности. Слой рабов был немногочисленным, и использовались рабы наравне с подневольными работниками. В условиях тотальной вовлеченности населения в царскохрамовое хозяйство разница в правовом положении основной массы населения была несущественной, что является характерной чертой социальной структуры Древнего Египта в течение всей его истории.

1.2. Государство древнего египта Строительство пирамид и активная завоевательная политика привели к истощению страны, а излишняя централизация вызвала недовольство номовой аристократии. В I Переходный период (конец ХХIII в. — начало ХХI в. до н.э.) страна распадается на множество самостоятельных враждующих княжеств, общеегипетская ирригационная система приходит в упадок, что порождает хозяйственную разруху, голод и народные восстания.

Возрождение централизованного государства происходит в эпоху Среднего царства (середина ХХI в. — ХVIII в. до н.э.). Объединителем Египта стал Ментухотеп, сплотивший вокруг Фив южные номы и покоривший север страны. В эпоху Среднего царства не только была восстановлена единая ирригационная сеть, но и проведены обширные ирригационные работы в ранее непригодных для земледелия болотистых районах, превращенных в процветающие сельскохозяйственные оазисы.

Основой возрожденной экономики стали средние хозяйства, обрабатываемые владельцами с привлечением рабского труда и связанные с рынком. Деспотическая власть фараона и бюрократический аппарат были восстановлены, но попытки центральной власти подчинить себе номовое управление и пресечь династии номархов оказались безуспешными. Номархи, укрепившиеся в период распада Египта, проявляли сепаратизм и ослабляли власть фараонов. Поэтому центральный аппарат управления формировался из служилых людей, вышедших из средних слоев.

Противоречия между номархами и служилой знатью в сочетании с народными восстаниями ослабили страну, чем воспользовался племенной союз гиксосов. Они захватили Египет, который стал частью государства, включавшего Синайский полуостров, Палестину и Северную Аравию.

Возрождение египетской цивилизации происходит в эпоху Нового царства (ХVI—ХI вв. до н.э.). Фиванским правителям удалось изгнать гиксосов и восстановить египетскую государственность. В этот период Египет достигает наивысшего расцвета. Опираясь на многочисленную, хорошо организованную армию и флот, Египет проводит активную завоевательную политику и превращается в империю, подчинившую себе Восточное Средиземноморье (Сирию, Финикию и Палестину).

Усложнение государственных функций в огромной империи вызвало реорганизацию государственного управления. Централизованный государственный аппарат включал несколько звеньев: центральный аппарат управления, региональные управления, окружные управления и управления в поселениях. На завоеванных территориях создавалась специальная администрация во главе с наместником, опиравшимся на египетские гарнизоны в крупных городах.

• 18 МОдУль 1. ГОсУдАРстВО И ПРАВО дРеВнеГО МИРА К ХI веку до н.э. Египет вновь вступает в полосу кризиса: авторитет фараонов падает на фоне растущего влияния фиванского жречества и власти номархов. Внутренние конфликты ослабляют империю, Египет утрачивает свои владения в Сирии и Палестине. Конец самого блистательного периода в истории Египта — Нового царства — связан с прекращением ок. 1085 г. до н.э. правящей династии и политическим распадом государства, превратившим Египет в объект завоевания со стороны ливийцев, эфиопов, Ассирийской и Персидской держав.

Последнее возрождение египетской государственности приходится на краткий период Позднего царства (VII—VI вв. до н.э.). В 525 году до н.э. Египет был завоеван персами и вошел в состав Персидской державы как одна из ее провинций (сатрапий), а в 332 г. до н.э. стал частью державы Александра Македонского и после ее распада перешел под власть греко-македонской династии Птолемеев.

Организация государственного управления. Централизованный и многочисленный государственный аппарат складывается в Египте еще в эпоху Древнего царства. Его основу составляли три звена — центральный, областной (номовый) и местный (общинный) аппарат управления.

Верховная власть принадлежала царю — обожествляемому правителю, олицетворявшему египетское государство и наделенному неограниченной властью. Согласно египетским верованиям, царь считался воплощением бога Гора, сыном бога Ра, его священное имя запрещалось произносить, поэтому возник иносказательный термин «фараон»

Центральный аппарат управления возглавлял высший чиновник — чати. Под его началом находилось несколько ведомств или палат: организации ирригационного земледелия, военного дела, сбора налогов, строительства, судебных дел и другие. Каждое ведомство возглавлял начальник из числа придворных вельмож. Ведомства обладали штатом писцов, секретарей, курьеров. Административная система строилась по принципам строгой иерархии чиновников и дворцового управления, т.е. предусматривала совмещение придворных и жреческих обязанностей с функциями государственного управления. Например, придворный вельможа одновременно мог быть казначеем, начальником отрядом наемников, доверенным лицом фараона, жрецом, правителем одного из номов.

Неотъемлемой частью государственного аппарата была армия, в основном укомплектованная по царскому набору, но включавшая и отряды иноземных наемников. Для защиты границ Египта строились крепости с постоянным гарнизоном.

1.3. Государства в древней Месопотамии Номовое управление копировало центральные органы и включало аналогичные подразделения, но областного уровня, со своим штатом чиновников. Номовый аппарат управления возглавляли номархи — представители местной аристократии, власть которых передавалась по наследству. Фараонам удалось подчинить себе номархов, но в кризисные периоды, когда единое государство распадалось, номовые династии укреплялись и являлись источником сепаратизма. Попытки фараонов заменить номархов царскими наследниками встретили мощное сопротивление и обернулись заговорами и покушениями на жизнь фараонов.

Общинное управление осуществляли советы общин, со временем превратившиеся в низшее звено бюрократического аппарата. Они наблюдали за оросительной системой, вершили суд, в основном по семейным и имущественным спорам.

1.3. государства в древней Месопотамии Образование городовгосударств в Древней Месопотамии. Долина Тигра и Евфрата, названная древнегреческими географами «Месопотамией», что означает «междуречье», представляет собой открытое пространство в центре Ближнего Востока. Поэтому ее заселение народами различного происхождения началось в древнейшие времена и отличительной чертой Месопотамии стал пестрый этнический состав населения. В середине VI тыс. до н.э. была освоена вся Северная Месопотамия, а в конце V тыс. до н.э. активно осваивается болотистая южная часть, где возникает система мелиорации и оросительных каналов. В начале III тыс. до н.э. на юге Междуречья жили шумеры, в средней части — семитские племена аккадцев, а на севере — хурриты.

Возникновение государственности в долине Тигра и Евфрата связано с шумерской цивилизацией. Протогосударства шумеров складываются вокруг храмовых комплексов, которые выступали центрами ранних городов и объединяли вокруг себя сельскохозяйственные поселения. Жречество не только выполняло религиозные функции, но и взяло на себя роль управленческого аппарата: контролировало ирригационное хозяйство и производство продуктов.

В первой половине III тыс. до н.э. на юге Междуречья возникают первые шумерские города-государства, среди них Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Умма, Ниппур, Киш. Во главе города-государства стоял «эн» — верховный жрец. В его обязанности входило выполнение религиозных обрядов, руководство административным аппаратом, городским • 20 МОдУль 1. ГОсУдАРстВО И ПРАВО дРеВнеГО МИРА строительством, сооружением ирригационной сети, организация общественных работ и хозяйственной жизни общины, а в случае необходимости он возглавлял военные отряды.

Впоследствии правители шумерских городов-государств стали именоваться «энси» («жрец-строитель») или «лугаль». Предполагается, что функции «энси» преимущественно сводились к организационнохозяйственным, а его должность была выборной. Титул «лугаль» был более почетным и предоставлял большую власть, включая военные полномочия, его получали правители крупных городов или их объединений.

Для ранних государств характерно сохранение элементов племенной демократии — совета старейшин и народного собрания из полноправных общинников. Они избирали правителя из числа старейшин, контролировали его деятельность, принимали в общину новых членов, осуществляли судебные функции, управляли общинным имуществом.

В последней трети III тыс. до н.э. в городах-государствах складываются деспотические монархии, опиравшиеся на постоянную армию, насчитывавшую несколько тысяч человек.

Города-государства вели постоянную борьбу за политическую гегемонию в Месопотамии, вызванную стремлением к объединению с целью создания единой ирригационной системы и ведению успешных войн. На первом этапе (ХХVIII—ХХVII вв. до н.э.) возвышается город Киш. В ХХVII—ХХVI вв. до н.э. лидерство переходит к Уруку.

Его лугаль Гильгамеш, в правление которого произошло возвышение города, впоследствии был обожествлен и стал героем шумерского эпоса. В ХХV—ХХIV веках до н.э. выдвигается Ур, с ХХIV в. до н.э. гегемония переходит к Лагашу. В этот период власть «энси» существенно усиливается за счет объединения с полномочиями верховного жреца.

В правление Уруинимгины, принявшего титул «лугаля», в Лагаше были проведены социальные и экономические реформы, получившие письменное закрепление в одном из первых памятниках права. В результате реформ было отменено налогообложение жречества, возвращена самостоятельность храмовым хозяйствам, закреплены права зависимых храмовых работников, уменьшена ирригационная повинность, приняты меры против долгового рабства и продажи общинных земель, отменены некоторые налоги с ремесленников.

В правление царя Саргона (2316—2261 до н.э.) происходит объединение всей Месопотамии под властью Аккада. Опорой деспотической власти Саргонидов являлась служилая знать, чиновничество, жречество и армия. В крупных городах наследственных «энси» заменяют • 21

1.3. Государства в древней Месопотамии царские чиновники. В правление Нарам-Суэна (2236—2200 до н.э.) происходит обожествление власти царя, он провозглашается «богом Аккада». Однако Аккадское царство пало под ударами племенного союза кутиев.

Возрождение государственности в Месопотамии происходит в правление III династии Ура, возглавившей объединенное ШумероАккадское царство. Правитель нового государства носил титул «царя Ура, царя Шумера и Аккада», «царя четырех стран света». Неограниченная власть деспота получила религиозное обоснование: считалось, что царская власть существовала изначально, а царь богов Энлиль является ее покровителем. Царю подчинялось жречество, бюрократический аппарат и хорошо организованная профессиональная армия.

Страна была поделена на наместничества во главе с назначаемыми царем чиновниками, носившими шумерский титул «энси» или аккадский титул «ишшаккум». В Шумеро-Аккадском царстве появляются одни из древнейших судебников — законы Ур-Намму, законы Шульги, — созданные для применения чиновниками в царских судах.

государственный строй Древнего Вавилона. На рубеже III—II тыс.

до н.э. Месопотамия вновь переживает период политической раздробленности и междоусобных войн. В этих условиях возникает новый политический центр — Вавилон («Ворота бога»). В истории Вавилона выделяется несколько периодов: старовавилонский, или аморейский (ХIХ—ХVI вв. до н.э.), средневавилонский, или касситский (ХVI— ХII вв. до н.э.), период борьбы за независимость (ХII—VII вв. до н.э.) и нововавилонский период (VII—VI вв. до н.э.).

Наивысшего расцвета Вавилон достигает в правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Благодаря умелой организаторской деятельности, дипломатии и военным завоеваниям царь Хаммурапи создал Вавилонскую державу, охватившую всю территорию Месопотамии, а Вавилон превратил в экономический, политический и культурный центр Передней Азии.

Реформы Хаммурапи были направлены на создание централизованного государства и преодоление пережитков родоплеменной организации. Царь производит территориально-административное деление страны на области, возглавляемые его наместниками. В правление Хаммурапи складывается огромный централизованный бюрократический аппарат. Многочисленные чиновники наблюдали за состоянием ирригационной системы, собирали налоги, привлекали население к общественным повинностям, вершили суд. Деятельность бюрократического аппарата находилась под строгим контролем царя, за взяточничество и недисциплинированность чиновники сурово наказывались.

• 22 МОдУль 1. ГОсУдАРстВО И ПРАВО дРеВнеГО МИРА В Вавилоне формируется многочисленный слой «царских людей»

(чиновников, воинов, ремесленников, торговцев, слуг) — лиц, занятых в системе государственного управления и обслуживающих нужды административного аппарата. Хаммурапи отказывается от создания гигантского царско-храмового хозяйства, охватывавшего до 30—50% сельскохозяйственных площадей. Он распространяет практику раздачи царских земель и мастерских в аренду зависимым людям на условиях выплаты доли урожая или в виде условного держания за службу чиновникам и воинам (должностные наделы).

Опорой царской власти являлась профессиональная армия, состоявшая из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов («редум»

и «баирум»). За службу они получали земельные наделы в пользование, их жизнь и имущество защищались государством, но за уклонение от службы воины карались смертной казнью.

Центральное место в судебной системе заняли царские суды, которые рассматривали основную массу дел и вытеснили храмовые, общинные и городские суды, оставив им решения по семейным спорам и незначительным уголовным делам. При Хаммурапи было создано специальное судебное ведомство, в состав которого входили судьи, объединенные в коллегии, и судейский персонал — глашатаи, гонцы, писцы.

Законодательная деятельность Хаммурапи была призвана консолидировать огромное государство и превратить кодифицированный закон в основу государственного управления. Кроме того, развитие частной собственности и товарно-денежных отношений неизбежно вело к разорению общинников — основных налогоплательщиков и грозило гибелью традиционной общины, являвшейся опорой центральной власти. Поэтому государственная власть предпринимала усилия для правового ограничения товарного хозяйства и сектора рыночной экономики. С помощью закона государство обеспечивало господство коллективных форм собственности — общинных и царско-храмовых земель — и контролировало развитие частного сектора.

Вскоре после смерти Хаммурапи (ок. 1742 г. до н.э.) в Месопотамию вторгаются горные племена касситов, с 1595 г. до н.э. касситская династия утверждается на вавилонском троне. При касситских царях централизация государства ослабевает в связи с возрождением родовой организации и укреплением общин. Касситская родоплеменная знать получила в управление отдельные области Вавилонии. Постоянная борьба с соседними Ассирией и Эламом ослабили государство. В середине ХII в. Вавилон был захвачен эламитами и касситская династия прекратила свое существование. В VIII—VII веках до н.э. Вавилон оказался под властью Ассирии.

1.4. Государства древней Индии Возрождение Вавилонской державы связано с халдейской династией, возглавившей борьбу вавилонян за независимость. Халдеи — полукочевые племена, населявшие побережье Персидского залива, в IХ в. до н.э. они расселились на юге Вавилонии и усвоили вавилонскую культуру. В царствование халдейского царя Навуходоносора II Вавилон вновь занимает положение крупнейшего политического, экономического и культурного центра Древнего Востока. В 539 году до н.э.

Вавилон был завоеван персидским царем Киром II, и после нескольких восстаний в 482 г. до н.э. Вавилонское царство было ликвидировано и превращено в сатрапию Персидской державы.

1.4. государства древней Индии Древнейшая в Южной Азии индская цивилизация возникла в III тыс. до н.э. в долине реки Инд, ее формирование связано с развитием поливного земледелия. Однако сведения о государственном и социальном устройстве индской культуры крайне скудны, так как она существовала всего пять-шесть веков и сохранившиеся письменные источники до настоящего времени не расшифрованы. Археологические данные свидетельствуют о высоком уровне развития городских центров Мохенджо-Даро, Хараппа, Чанху-Даро, Калибанган. По-видимому, здесь сложились протогосударства, существовала государственная власть и царско-храмовые хозяйства, произошла социальная дифференциация населения. К концу ХVIII в. до н.э.

цветущие города пришли в упадок и индская цивилизация прекратила свое существование. В науке выдвигались различные гипотезы, объясняющие ее гибель, наиболее вероятным считается предположение об изменении природно-климатических условий региона и нерациональном ведении земледелия. На смену развитой цивилизации приходят племена, находившиеся на стадии родоплеменной организации. Однако элементы культурного наследия были сохранены и восприняты индуизмом.

Во второй половине II тыс. до н.э. в Северной Индии расселяются индоевропейские племена — арии (арья — «благородный»), а в первой половине I тыс. до н.э. в долине Ганга зарождается «ведийская» цивилизация, получившая такое наименование в связи с тем, что основные сведения об этом периоде получены благодаря древнейшей религиозной литературе — ведам.

В ранневедийский период (ХIII—Х вв. до н.э.) у индоарийских племен складываются протогосударства. Возглавлял племя раджа — • 24 МОдУль 1. ГОсУдАРстВО И ПРАВО дРеВнеГО МИРА военный вождь, общие вопросы решались на сходе общинников. В этот период появляются рабы («даса») из числа военнопленных.

В поздневедийский период (IХ—VII вв. до н.э.) у индоариев возникают первые государства. Власть царя (раджи) выходит за рамки военного предводительства, он возглавлял административный аппарат, собирал налоги в форме дани и пожертвований, распределял земли и военную добычу, проводил религиозные ритуалы. Аппарат управления в основном комплектовался из числа родственников правителя.

Особое место среди придворных занимали жрецы — хранители мифологической памяти и культовых традиций, они выполняли функции судей и поддерживали издавна установившиеся порядки в общинах и племенах. Жрецы очень рано консолидировались в замкнутое сословие, передававшее знания религиозных текстов и ритуалов из поколения в поколение.

В ведийский период складывается система варн — четырех сословных групп с наследственным правовым статусом: брахманы (жрецы), кшатрии (военная аристократия), вайшьи (полноправные общинники), шудры (неполноправные, слуги). Система варн жестко регулировалась религиозной традицией. К концу I тыс. до н.э. варновая система трансформировалась в систему каст — узких наследственных профессиональных групп, которых в Древней Индии насчитывалось несколько сотен.

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Прокопьевский филиал (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) «История Сибири» (Наименование дисциплины (модуля)) Направление 46.03.02 / 034700.62 Документоведение и архивоведение (шифр, название направления) Направленность. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Прокопьевский филиал (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) «Вспомогательные исторические дисциплины» (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 460302/03470062 Документоведение и архивоведение (шифр, название. »

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 24.02.2015 г. Содержание: УМК по дисциплине «Современные когнитивные приёмы историкокультурного познания. Часть 1» для студентов направления 46.03.01 «История» профиля подготовки «Историко-культурный туризм» очной формы обучения. Автор: Яковлев В. В. Объем 25 стр. Должность ФИО Дата Результат Примечание согласования согласования Заведующий кафедрой Протокол заседания Рекомендовано археологии, кафедры от 10.02.2015 Еманов А. Г. 16.02.2015 г. к электронному истории г. изданию. »

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ПЕТОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт истории политических и социальных наук Кафедра Отечественной истории История Программа курса и планы семинарских занятий для студентов физико–технического факультета. Методические рекомендации Петрозаводск Печатается по решению редакционно–издательского совета Петрозаводского. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт государства и права Кафедра теории государства и права и международного права КЛИМОВ ИВАН ПАВЛОВИЧ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 40.06.01 Юриспруденция (Теория и история права и государства;. »

«Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова А. Ю. Данилов Региональные туристские ресурсы России Часть I Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Социально-культурный сервис и туризм Ярославль 2012 УДК 338.48 ББК Ч 518.1я73 Д 18 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2011 года Рецензенты: Саблина А. »

«МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ) ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов Факультета истории искусства специализирующихся по кафедре «Музеология» Москва 2015 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ Авторы-составители: к.к., доцент О. Е. Черкаева ст. преп. А. Г. Лешенко Научный. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт истории и политических наук Документоведение и документационное обеспечение управления ПЕТРОВА В.П., ТУРОВ С.В. СОВРЕМЕННАЯ ЭДИЦИОННАЯ АРХЕОГРАФИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов по специальности 46.06.01 Исторические науки и археология (Историография. »

«Олег Усманович Девлетов История Европы с древнейших времён до конца XV века http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=11822747 История Европы с древнейших времён до конца XV века. Учебное пособие для студентов вузов. 2-е издание: Директ-Медиа; Москва-Берлин; 2015 ISBN 978-5-4475-3076-1 Аннотация Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Издание содержит систематическое изложение всемирной истории. »

«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 24.02.2015 Содержание: УМК по дисциплине «История древнего мира» для студентов направления подготовки 46.03.01. «История» очной формы обучения Автор: Гоголев Д.А. Объем 33 стр. Должность ФИО Дата Результат Примечание согласования согласования Заведующий Рекомендовано Протокол кафедрой к заседания археологии, истории Еманов А.Г. 20.02.2015 электронному кафедры от Древнего мира и изданию 28.01.2015 Средних веков №7 Протокол Председатель УМК Чувильская Е.А. Согласовано. »

«Методические и иные документы обеспечения образовательного процесса для направления подготовки 101100. «Гостиничное дело» № Наименование п/п История: методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов всех направлений подготовки и специальностей очной формы обучения/ Юго-Зап. гос. ун-т; сост.: Н.Е Горюшкина, А.А Колупаев. Курск, 2014. 76 с. Технологии продаж: методические рекомендации для самостоятельной подготовки к занятиям по дисциплине для студентов направления подготовки. »

«Л.Ф. ГЕРБИК, В.А. НАВУМОВИЧ В БГУ РАСЦВЕТАЕТ «ПАПАРАЦЬ-КВЕТКА» УНИВЕРСИТЕТ И УНИВЕРСИТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (В печати) Учебное пособие по русскому языку как иностранному АННОТАЦИЯ Данное учебное пособие по развитию русской устной и письменной речи предназначено для иностранных студентов 1-х курсов, магистрантов 1-го года обучения и стажёров. Оно построено на основе лекционного курса «Университетоведение». Пособие включает в себя следующие темы: «Университет и университетское образование», «БГУ –. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт наук о Земле Кафедра физической географии и экологии М.В. Гудковских ИСТОРИЯ ГИДРОСФЕРЫ И АТМОСФЕРЫ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 05.03.04 – «Гидрометеорология» Тюменский государственный университет М.В. Гудковских. История гидросферы и атмосферы. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Прокопьевский филиал (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) «История Кузбасса» (Наименование дисциплины (модуля)) Направление 46.03.02 / 034700.62 Документоведение и архивоведение (шифр, название направления) Направленность. »

«Методические и иные документы обеспечения образовательного процесса для направления подготовки 100400. «Туризм» № Наименование п/п История: методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов всех направлений подготовки и специальностей очной формы обучения/ Юго-Зап. гос. ун-т; сост.: Н.Е Горюшкина, А.А Колупаев. Курск, 2014. 76 с. Технологии продаж: методические рекомендации для самостоятельной подготовки к занятиям по дисциплине для студентов направления подготовки 100400.62 Туризм. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт филологии и журналистики Кафедра философии Павловский Алексей Игоревич ЛОГИКА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов 51.06.01 Культурология (Теория и история культуры) очной и заочной формы обучения Тюменский государственный университет Павловский А. И. Логика. »

«Федеральное государственно автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет» имени М.В. Ломоносова Кафедра регионоведения и международных отношений История международных отношений 1900-1990 гг. Учебно-методическое пособие Архангельск УДК 327(091)(075) ББК 63.3(0)6-64я И 90 Составитель: М.М. Паникар, кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения и международных отношений Северного (Арктического) федерального. »

«Казанский (Приволжский) федеральный университет Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского Новые поступления книг в фонд НБ с 8 по 29 апреля 2015 года Казань Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием АБИС «Руслан». Материал расположен в систематическом порядке по отраслям знания, внутри разделов – в алфавите авторов и заглавий. С обложкой, аннотацией и содержанием издания можно ознакомиться в электронном каталоге Содержание Неизвестный заголовок Неизвестный заголовок Древняя китайская. »

«МИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ Кафедра истории и теории права О.И.Лейко Методические указания к УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ студентов заочной формы получения высшего образования по изучению тем по дисциплине “ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА” в 1 семестре Минск 2014 УПРАВЛЯЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА студентов по изучению тем по дисциплине “ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА” Цель управляемой самостоятельной работы – самостоятельное овладение студентами знаниями по определённым темам дисциплины “Общая теория права”. »

«Образовательное учреждение высшего образования Тверской институт экологии и права Кафедра Теории и истории государства и права РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» Очная форма обучения Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция» Профиль подготовки «общий» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Тверь Составитель: кандидат юридических наук Павлов Сергей Владимирович Рецензент: кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой международноправовых и таможенных. »

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник:

metodichka.x-pdf.ru

Смоленский М. (ред.) История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие для бакалавров в городе Калининград

В данном интернет каталоге вы имеете возможность найти Смоленский М. (ред.) История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие для бакалавров по доступной стоимости, сравнить цены, а также найти иные книги в категории Юридическая литература. Ознакомиться с характеристиками, ценами и обзорами товара. Транспортировка может производится в любой населённый пункт РФ, например: Калининград, Липецк, Астрахань.