Книжный каталог

Пушкин и Дантес

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Прижизненное издание. Берлин, 1928 год. Издательство Polyglotte . Типографская обложка. Сохранность хорошая. В книге представлен не переиздававшийся роман Пушкин и Дантес известного писателя-футуриста Василия Каменского - друга В. Маяковского, И. Северянина, В. Хлебникова. В романе рассказывается о событиях, приведших к печально знаменитой дуэли между великим русским поэтом Александром Пушкиным и поручиком бароном Жоржем де Геккерном (Дантесом). В своем романе В. Каменский не стремился к исторической точности. До революции В. Каменский занимался преимущественно поэзией. В 1920-е годы писатель обращается к драматургии, его пьесы Здесь славят разум (1921), Пушкин и Дантес (1925), Скандальный мертвец (1927) и др. идут на сценах московских театров, но всякий раз - недолго: сказывается их невысокий художественный уровень. Тогда же он пробует свои силы в прозе (очерковая книга Лето на Каменке (1927); авантюрно-философская повесть 27 приключений Хорта Джойса (1924); роман Пушкин и Дантес (1928) и др.), но тоже безуспешно.

Характеристики

  • Тип обложки (Переплет)
    Мягкая обложка
  • Количество страниц
    250
  • Формат издания
    140x205
  • Статус (вид издания)
    Антикварное издание
  • Сохранность
    Хорошая
  • Год выпуска
    1928
  • Автор на обложке
    В. Каменский
  • Тип издания
    Отдельное издание
  • Язык издания
    Русский
  • Издательство
    Polyglotte
  • Автор
    Василий Каменский
  • Серия
    Библиотека Литературные новинки
  • Вес
    250
  • Ширина упаковки
    150
  • Высота упаковки
    15
  • Глубина упаковки
    220

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Пушкин и Дантес Пушкин и Дантес 16290 р. ozon.ru В магазин >>
Раевский Н. Портреты заговорили. Пушкин, Фикельмон, Дантес Раевский Н. Портреты заговорили. Пушкин, Фикельмон, Дантес 448 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Сергеев-Ценский С., Каменский В. Невеста Пушкина. Пушкин и Дантес Сергеев-Ценский С., Каменский В. Невеста Пушкина. Пушкин и Дантес 448 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Марина Цветаева Мой Пушкин Марина Цветаева Мой Пушкин 0 р. litres.ru В магазин >>
Алекс Норк Льется с кленов листьев медь Алекс Норк Льется с кленов листьев медь 14.99 р. litres.ru В магазин >>
Дантес В., Мацаберидзе Э., Камка Н. Еда, я люблю тебя! Дантес В., Мацаберидзе Э., Камка Н. Еда, я люблю тебя! 791 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский Невеста Пушкина. Пушкин и Дантес (сборник) Сергей Николаевич Сергеев-Ценский Невеста Пушкина. Пушкин и Дантес (сборник) 169 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Дуэль Пушкина и Дантеса причины, история, результат, последствия

Дуэль Пушкина и Дантеса причины, история, результат, последствия

Дуэль между камер-юнкером Александром Сергеевичем Пушкиным и французским офицером Жоржем Шарль Дантесом состоялась 8 февраля 1837 года в перелеске около Комендантской дачи. В ходе дуэли оба оппонента получили ранения, причём Пушкин - смертельное, что послужило причиной кончины на третий день лечения.

Главной причиной дуэли принято считать массовую травлю поэта. Александр Сергеевич был чрезвычайно ревнивым мужем и обычно не долго размышлял, прежде чем вызвать кого-либо на пистолетный поединок. Начало же этой истории восходит к 16 ноября 1836 года, когда Пушкин получает компрометирующее сочинение на французском в свой адрес, в котором был заключён намёк на ухаживания за его супругой со стороны императора Александра и Дантеса. Решив, что послание принадлежит Жоржу, Пушкин письменно вызывает его на дуэль. Из-за предложения руки и сердца Екатерине, сестре супруги поэта, со стороны Дантеса вызов пришлось отозвать. Однако отношения между противниками не теряли накала.

События 7 февраля. После женитьбы конфликт не исчерпал себя, и вновь начали иметь место слухи и шуточки на тему связей Натальи Николаевны, что очень сильно задевало Пушкина. Он отправляет письмо, имеющее явное оскорбительное содержание, написанное за несколько месяцев до этого, в адрес Луи Геккерна, отца Дантеса. В данном письме резко критикует и ранее упомянутого, и его сына. Как и ожидалось, последовал незамедлительный ответ в виде вызова на дуэль, которая должна была пройти в ближайшее время и на критических условиях для Пушкина. Александр Сергеевич без промедления и малейшей капли сомнения принял условия поединка.

День дуэли(8 февраля). Согласно условиям, оппоненты должны были находиться друг от друга на расстоянии до 20 метров, что не оставляло шанса выжить ни одному из них. Секундант Пушкина - друг с лицея Константин Карлович Канзас по прозвищу "Медведь", секундант барона - французский атташе Оливье д’Аршиак. Первый стреляет Дантес. Пушкин падает без чувств, но быстро приходит в себя - кажется, пуля раздробила ему бедро, но он говорит, что сможет стрелять. Пистолет забился снегом, и Дантес согласился заменить его на другой. Выстрелом Пушкин попадает Дантесу в область руки, и пуля выходит насквозь. Раненого писателя увозит извозчик, на даче коменданта его пересаживают в карету, посланную Геккерном-отцом.

По приезду Пушкина домой, лечащий врач сообщил ему правду, по просьбе самого поэта, что рана его очень опасна и что к выздоровлению его Арендт почти не видит шансов. Перед своей гибелью Пушкин переписывается с императором Николаем, на что царь отвечает, что позаботится о семье и возьмёт их на своё попечение. Позднее, согласно распоряжению Его Высочества было организованно следующее: казна заплатила за долги Пушкина, назначили сыновей пажами с неплохим жалованьем и единовременную выплату в размере десяти тысяч рублей.

По итогам судебного следствия было решено арестовать секунданта поэта ещё на два месяца, ведь он уже находился под арестом, а потом вернуть на службу с текущим чином, Дантеса лишить всех званий и дворянства в Российской империи и выслать за границу, а самому Пушкину, в связи с кончиной, ничего не предъявлять.

Это событие русской истории учит прежде всего благоразумности, которой так не хватило никому из участников конфликта. Можно обвинить во всём французского офицера, приударившего за замужней дамой, можно обвинить Пушкина за вспыльчивый и ревнивый характер, но если разобраться, то можно увидеть, что они действовали под сильным давлением общества, не задумываясь о последствиях.

Дуэль Пушкина и Дантеса

Интересные ответы

Битва под Москвой – это одной из главных сражений во время Великой Отечественной войны. Она проходила с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года.

Для животных растения играют немаловажную роль.Благодаря им большинство животных пользуются кислородом который выделяют представители флоры.

Человеческая речь бывает двух видов: внутренняя и внешняя.Они очень сильно зависят друг от друга, но среди них есть определенные отличия.

Зима – это очаровательная пора, вокруг волшебство, и много удивительных зимних праздников. Но в этот замечательный период, многие животные впадают в спячку. Почему?

Мир животных очень удивителен. Морские жители иногда поражают своей интересной и необыкновенной формой, поскольку они имеют лучевую симметрию.

Источник:

sochinite.ru

Что на самом деле случилось между Пушкиным и Дантесом, Русская семерка

Пушкин и Дантес

Незадолго до дуэли поэта в петербургском обществе начал ходить слух о том, что Пушкин якобы завел интригу с сестрой своей жены, Александрой Гончаровой. Главным доказательством считали золотую цепочку с крестиком, принадлежащую Александре и найденную однажды в постели у Пушкина.

Изменял ли Пушкин своей жене Наталье?

Перед смертью, когда Пушкин уже лежал на предсмертном одре, он попросит своего секунданта Данзаса передать ее Александре.

Возможно, никакой интриги не было, просто Пушкин оказывал Александре знаки внимания, которые с виду походили на ухаживания. К тому же, перед дуэлью Пушкин попросил у нее приданое – семейное серебро. Оно было заложено, но так и не выкуплено. Именно на эти деньги поэт купит пистолеты для дуэли. Быть может, ту цепочку Пушкин решил отдать в знак хоть какой-то материальной компенсации. Также существует версия, что вся эта история была выдумана Дантесом, чтобы переключить общественное внимание с убийства поэта на его частную жизнь.

Зачем Дантес завел интригу с Натальей Гончаровой?

В петербургских кругах хорошо знали про нетрадиционные пристрастия Жоржа Дантеса, в частности, о его связи с бароном Луи Геккерном. Чтобы отвести от себя суесловия окружающих, барон Геккерн решает усыновить Дантеса и хлопочет у голландского короля о бумагах, подтверждающих усыновление, а ему самому советует завести ничем не обязывающую интригу, например, с какой-нибудь известной замужней дамой. Выбор падает на Наталью Гончарову. Однако при первом же знакомстве та резко отказывает ему. Теперь он оказывается в тупике – его самолюбие уязвлено, и Гончарова становится своего рода делом чести.

В 1836 году, как утверждают, произошла встреча Натальи Пушкиной и Дантеса в формате tete-a-tete. Последнему было необходимо получить от Пушкиной хоть какой-нибудь знак, чтобы можно было говорить об их романе. Похоже, что и тогда Наталья выразилась про своего мужа, что будет «век ему верна». Тогда Дантес, угрожая ей пистолетом, требует то ли отдаться ему, то ли выйти замуж. Вскоре Пушкин отправляет гневное письмо барону Геккерну и через него вызывает Дантеса на дуэль. Дантес же использует план «Б»: делает предложение сестре Натальи – Екатерине Гончаровой. В свете этих обстоятельств Пушкин вынужден отказаться от дуэли.

Похоже, что задача Дантеса осуществилась: Петербург начал кишеть слухами о его связи с Гончаровой. За год до злополучной дуэли Пушкину приходит анонимное письмо, в котором его называют «историографом ордена рогоносцев». Поначалу он старается не обращать на это внимания, однако таких писем становится все больше. Их автором Пушкин считал барона Геккерна. По крайней мере, об этом можно было догадаться по почерку и качеству бумаги. Геккерну такой ход был выгоден. Во-первых, поскольку письма были анонимными, барон не рисковал быть вызванным на дуэль, а, во-вторых, он видел, что его приемный сын Дантес зашел слишком далеко в попытках очаровать Наталью.

Возможно ли было примирение?

25 января, за два дня до дуэли, в дом к Пушкину приезжает барон Геккерн. Он хочет только одного – мириться: вражда семей зашла слишком далеко. Пушкин же, еще не забывший анонимные оскорбления, буквально вышвыривает Геккерна из своего дома и вгорячах отправляет барону письмо, где в чрезвычайно резких выражениях отказывает его семье от мира. Пушкин понимал, насколько оскорбительным был его тон. Ответ был незамедлительным: дуэль.

Жульничал ли Дантес на дуэли?

По правилам того времени, дуэлянты не имели право надевать защитную кольчугу. Во время дуэли 27 января секунданты почему-то, как это им предписывал кодекс, не проверили наличие кольчуг у Пушкина и Дантеса. Дантес стрелял первым и ранил Пушкина в живот. Упав на снег, поэт вскоре приподнялся и выстрелил, легко ранив обидчика в руку. По словам Дантеса, пулю задержала пуговица от мундира. Однако в таком случае пуговица должна была только увеличить рану. К тому же, после выстрела Дантес упал и получил контузию, что говорило о том, что он все-таки надел кольчугу.

Можно ли было спасти поэта?

Несомненно, окажись раненый Пушкин в руках современных врачей, спасти его не представляло большой трудности. Однако врачи, к которым он попал 27 января 1837 года, наделали массу ошибок. Например, не оказали первую помощь на месте ранения, из-за чего Пушкин потерял много крови. Более того, обескровленному поэту зачем-то ставили пиявок и прикладывали холодные компрессы вместо положенных теплых. Усилиями врачей солнце русской поэзии смогло просветить только два дня.

Источник:

russian7.ru

Роковые дуэли Часть II

Роковые дуэли Часть II

О причинах дуэли Пушкина с Дантесом

Об этом написаны сотни статей и десятки книг, поэтому я ограничусь только некоторыми уточнениями и дополнениями. Барон Жорж-Шарль Дантес (правильнее д'Антес) родился в 1812 году. Он ровесник жены Пушкина Натальи. Дантес принадлежал к небогатой дворянской семье. По происхождению он больше немец, чем француз. Его мать графиня М. Гацфельд и бабушка по отцу баронесса Р. фон Вейль были немками. Сам Дантес был высоким атлетом, блондином с голубыми глазами. Тем не менее он считался французом.

Дантес отправился с весомыми рекомендациями искать счастья в Россию в 1833 году. По пути в Россию встретился совершенно случайно с голландским посланником бароном Геккерном и так ему понравился, что прибыл в Петербург уже в качестве протеже этого дипломата. Более того, в начале 1836 года посланник с согласия отца Дантеса (?!) усыновил Жоржа, и он стал бароном Геккерном.

Луи-Якоб-Теодор ван Геккерн Бевеаард

В 1937 году было установлено, что такое усыновление невозможно, и Дантес лишь получил голландское дворянство. В России Дантес был произведен в корнеты и зачислен в Кавалергардский полк. Красота, общительность, веселый нрав и остроумие сделали его любимцем придворных дам и товарищей по полку, хотя служакой он оказался неважным. Ему удавалось скрывать свою расчетливость, самоуверенность, безнравственность и даже наглость. Пушкин долго относился к нему как к одному из обычных многочисленных поклонников его жены, то есть не враждебно. Наталья Николаевна и барон Жорж познакомились в конце 1834 года. Натали не была совсем ветреной красавицей.

Наталья Николаевна Пушкина

Она хорошо играла в шахматы и могла часами решать сложные композиции. Безусловно, у нее не было пылкой любви к Пушкину, своему мужу, из-за большой разницы в возрасте и его некрасивой внешности. Конечно, как провинциалке, ей понравилось внимание к ее личности высшего общества столицы и самого Николая I.

Николай I Н.Н. Пушкина А.С. Пушкин

Не подлежит сомнению, что у нее с Дантесом было взаимное влечение. Не так давно опубликованные письма Дантеса к Геккерну, путешествовавшему по Европе, свидетельствуют о его глубоком чувстве к Натали. В письме от 6 марта 1836 года Дантес пишет: ". Она ведь никого не любила более меня, и в последнее время было достаточно случаев, когда она могла все мне отдать, - и что же, мой дорогой друг? Никогда, ничего. Никогда в жизни". Дантес пишет о великом уважении, которое внушала ему Натали. В то же время вряд ли он стал бы провоцировать Пушкина на дуэль демонстративными ухаживаниями за его женой, если бы она легкомысленно не отвечала ему взаимным чувством. Пушкин сам выпускал жену в светское общество, а она, не задумываясь о последствиях, восторженно рассказывала ему об ухаживаниях Дантеса.

Конечно, многого мы не знаем о тайных пружинах заговора против Пушкина и, возможно, не узнаем никогда.

Врагов у него было достаточно. Причин для дуэли, кстати, не обязательно с Дантесом, было много. Дальнейшая жизнь Пушкина становилась невыносимой. Он был унижен при дворе положением камер-юнкера, у него начались проблемы не только с публикацией своих произведений, но и с их продажей. А его образ жизни и большая семья требовали немалых расходов. Старых друзей у Пушкина осталось мало. Он не находил выхода из своего положения, и, наконец, ревность и унижение чести его жены и собственного достоинства в свете нашли свой выход в поединке с Дантесом, который для него олицетворял всю придворную знать - его врагов. Анонимный диплом-пасквиль, полученный Пушкиным и некоторыми его друзьями по почте 4 ноября 1836 года, об избрании Пушкина коадъютором (заместителем) великого магистра ордена рогоносцев (обманутых мужей) переполнил чашу его терпения.

Это был прямой намек на связь Натали если не с царем, то с Дантесом. Не думаю, что этот диплом дело рук Геккернов, но Пушкин не стал искать автора его, а тут же послал Дантесу вызов на дуэль. Геккерн со слезами на глазах упросил Пушкина отсрочить дуэль. Считаю этот факт свидетельством того, что Дантес не стремился к дуэли, тем более со смертельными условиями, хотя и был отличным стрелком и не был трусом. Сложные переговоры посредников, в том числе В. Жуковского, предотвратили поединок, тем более что Дантес неожиданно заявил о своей женитьбе на сестре Натали Екатерине Николаевне.

Екатерина Николаевна Гончарова

Между прочим, секундант Дантеса виконт д'Аршиак искренне стремился не допустить этой дуэли. Свадьба Дантеса с Екатериной состоялась 10 января 1837 года, и Пушкин с Дантесом стали свояками. Однако после свадьбы наглые ухаживания Дантеса за женой Пушкина возобновились, и взбешенный поэт отправил посланнику 25 января письмо с грубыми и резкими оскорблениями. Поединок стал неизбежным, и 26 января атташе французского посольства виконт Огюст д'Аршиак передал поэту вызов Дантеса.

О причинах дуэли Лермонтова с Мартыновым

Причины этой дуэли во многом известны, но до конца не ясны до сих пор. Раньше все было просто: в советское время в учебниках сообщалось, что жандармы, связанные с самим своим шефом Бенкендорфом, организовали ссору и дуэль Лермонтову, чтобы уничтожить поэта-свободолюбца, чуть ли не по приказу царя Николая I.

Сегодня мы знаем правду о причинах дуэли Лермонтова с Мартыновым, но некоторые обстоятельства неизвестны и остаются нераскрытыми. Не так все просто в жизни. К моменту гибели Лермонтов уже был широко известным поэтом и автором романа "Герой нашего времени", однако на его смерть ни один из талантливых поэтов того времени не откликнулся вдохновенными и горькими стихами. Почему? Дело не только в характере Лермонтова, его остром языке и отношениях с окружающими людьми. Дело прежде всего в том, что большинство из тех, кто знал его, видели в нем молодого человека и офицера невысокого чина: как будто великий поэт обязан быть пожилым генералом. Повторялась история с Пушкиным: великий поэт и камер-юнкер. Увидеть в Лермонтове великого поэта, наследника Пушкина могли только такие передовые люди того времени, как Белинский. А язвительно-презрительный характер поэта отталкивал от него многих знакомых. На личность и характер Лермонтова наложили свой отпечаток многие обстоятельства: ранняя смерть матери, разлука с отцом, военная муштра в юнкерской школе, реакционная обстановка в России после подавления восстания декабристов, надзор и цензура, интриги царского двора и окружения самого поэта, гибель его кумира Пушкина, мгновенная слава после написания стихов на его смерть, арест и ссылка на Кавказ в 1837 году, суровая военная служба и, конечно, главное - создание поэтических шедевров, неразделенная любовь, постоянные болезни, злосчастная дуэль с де Барантом и вторая ссылка в 1840 году, жестокие бои на Кавказе, невозможность выйти в отставку для литературной деятельности, ненависть и зависть врагов. И все это уместилось в короткую, 26-летнюю жизнь! Да, характер у Лермонтова был сложный, даже противоречивый. Поэт то веселился, то грустил, то часами молчал, то был желчным и саркастичным. Падчерица генерала Верзилина Э.Шан-Гирей, жившая в Пятигорске, вспоминала о Лермонтове: ". характера он был неровного, капризного, то услужлив и любезен, то рассеян и невнимателен". Лермонтов любил поострить, даже высмеять кого-нибудь, любил распоряжаться на пикниках, потанцевать. А ведь при его неважном здоровье (как он тянул военную лямку?) ему часто приходилось лечиться на Кавказе горячими серными ваннами.

Когда Лермонтова вторично отправили в ссылку на Кавказ, то 20 мая 1840 года А.С. Хомяков пророчески писал Н.М. Языкову: "А вот еще жалко: Лермонтов отправлен на Кавказ за дуэль. Боюсь, не убили бы. Ведь пуля дура, а он с истинным талантом и как поэт, и как прозатор". Конечно, Хомяков имел в виду гибель в бою, а не на дуэли, но все же.

На Кавказе Лермонтов стремится отличиться в боевых действиях и рискует жизнью, надеясь теперь заслужить отставку и полностью посвятить себя литературной деятельности. Он мечтал создать собственный журнал. Наконец в январе 1841 года Лермонтов выхлопотал отпуск в Петербург на 2 месяца. Он проводит в столице три самых счастливых и блестящих месяца в своей жизни в окружении друзей и поклонников его творчества. Весь тираж романа Лермонтова "Герой нашего времени" раскуплен. Но вместо возможной отставки поэт получил предписание в 48 часов покинуть Петербург и отправиться обратно на Кавказ в Тенгинский полк.

По дороге в Темир-Хан-Шуру Лермонтов вместе с родственником и другом А. Столыпиным остановились в Георгиевске. Пятигорск в 40 верстах отсюда, и поэту захотелось посетить любимый город, увидеть старых друзей. Столыпин не поддержал его. Кто знает, как бы сложилась судьба Лермонтова, если бы он не поехал тогда в Пятигорск навстречу своей гибели?! Но судьба (или случай) играет человеком. Лермонтов предложил Столыпину подбросить полтинник, и если монета упадет орлом вверх - ехать в отряд, а если решеткой вверх - ехать в Пятигорск. Выпала решетка, и Лермонтов радостно закричал: "В Пятигорск, в Пятигорск!" Они прибыли в Пятигорск 13 мая 1841 года, поселились в доме Чиляева и прожили там два месяца до роковой дуэли Лермонтова с Мартыновым. Лермонтов получил разрешение остаться в Пятигорске до полного излечения от лихорадки.

В это время в Пятигорске проживал отставной майор Мартынов, с которым Лермонтов постоянно встречался. Николай Соломонович Мартынов был старым товарищем и однокашником Лермонтова еще со времен совместного обучения в военной школе. Они были знакомы более восьми лет. Мартынов, как человек довольно ограниченный, не отличался особыми способностями. Ему подходило его прозвище "Мартышка". Зато он был очень самолюбивым.

Отец Мартынова - статский советник, владевший с 1798 года селом Знаменским под Москвой. Мартынов не только понимал превосходство Лермонтова над ним, но и признавал его поэтический и художественный талант, прощая Лермонтову и в военной школе, и при последующих встречах в Москве его язвительные насмешки и колкости. Мартынов был красивым, высоким блондином. Он мечтал, обучаясь в военной школе, о чинах и орденах, хотел стать генералом, то есть был тщеславным человеком. Современник вспоминал, что в 1839 году Мартынов выглядел изящным молодым офицером и хорошо исполнял песни.

Но в феврале 1841 года он неожиданно подал прошение об отставке и был уволен с военной службы в звании майора. История темная. Ходили слухи о его нечестной картежной игре. Помня о мечте Мартынова дослужиться до генерала, можно полагать, что ушел он в отставку отнюдь не по собственному желанию. Это был крах его военной карьеры, его перспективы на будущее. Мартынов остался на Кавказе и поселился в Пятигорске, не желая с позором возвратиться к матери и сестрам в Москву. Да и в Петербурге ему было делать нечего среди его знакомых.

Николай Соломонович Мартынов

Мартынов резко изменился: стал мрачным, молчаливым и начал носить кавказский наряд, подражая горцам: черкеску с газырями, папаху на бритой голове. На поясе у него висел кинжал. Действительно, Мартынов выглядел экзотично среди русского населения Пятигорска. 2 июля 1841 года Николай I отказал Мартынову в награде, к которой тот представлялся за участие в осенней экспедиции (военных действиях) в 1840 году. Этот факт подтверждает вынужденный уход Мартынова с военной службы в отставку. Теперь внимание: отказ в награде Мартынову состоялся за 10 дней до его ссоры с Лермонтовым и, значит, нервы Мартынова были взвинчены этим отказом накануне ссоры (однако неизвестно: дошло ли известие об отказе в награде Мартынову из Петербурга в Пятигорск до его ссоры с Лермонтовым). Хочу подчеркнуть, что до дуэли с Лермонтовым Мартынов в поединках не участвовал, героем скандалов не был и вообще задирой не являлся. И один важный момент: Мартынов, почти ровесник Лермонтова и его однокашник по военной школе, был все-таки майором в отставке, а Лермонтов (может быть, из-за "крамольных" стихов и дуэли с де Барантом) был только поручиком. Поэтому Мартынов мог рассчитывать на уважительное отношение к нему Лермонтова, а тот насмехался над ним по-прежнему.

Еще в 1837 году, по дороге в ссылку на Кавказ, Лермонтов заехал в Москву. В своих воспоминаниях Мартынов впоследствии писал, что его семейство постоянно проживало в Москве и он в конце марта - начале апреля 1837 года почти каждый день встречался с Лермонтовым и они часто завтракали вместе у Яра. Вполне приятельские отношения!

В октябре 1837 года Мартынов встретился с Лермонтовым на Кавказе. Он пишет отцу из Екатеринодара: "Триста рублей, которые вы мне послали через Лермонтова, получил, но писем никаких, потому что его обокрали в дороге, и деньги эти, вложенные в письме, также пропали; но он, само собой разумеется, отдал мне свои. " 6 ноября Е.А. Мартынова пишет из Москвы сыну Н. Мартынову, что жаль пропавших писем, посланных с Лермонтовым, и (внимание!) обвиняет Лермонтова в том, что эти письма он будто бы распечатал и прочел. А 25 мая 1840 года Мартынова пишет сыну Николаю из Москвы, что Лермонтов еще в городе и почти каждый день посещает ее дочерей, находящих большое удовольствие в его обществе, несмотря на то, что Мартыновой его посещения всегда (!) неприятны. Таким образом, мать Н. Мартынова относилась к Лермонтову неприязненно, стремясь и своему сыну внушить неприязнь к поэту.

В 1841 году в Пятигорске враги Лермонтова, играя на чувствах Мартынова, подстрекали его к дуэли с поэтом. Видимо, князь Васильчиков, отец которого был приближенным Николая I, оскорбленный колкостями и эпиграммами на него Лермонтова, исподтишка натравливал на поэта Мартынова. В наше время на странице одной книги тех лет обнаружена анонимная, написанная от руки печатными (!) буквами, насмешливо-оскорбительная эпиграмма на Лермонтова, относящаяся к преддуэльному периоду. На ней рукой Лермонтова написаны карандашом два слова: "Подлец Мартышка", то есть Мартынов. Значит, появление эпиграммы Лермонтов связал с именем Мартынова, и этот факт сильно задел поэта. Скорей всего, Мартынова "подбили" на эту эпиграмму враги Лермонтова, и, хотя авторство Мартынова не доказано, эпиграмма достигла своей цели, вызвав раздражение поэта. Над Мартыновым насмехалось даже его окружение, а Лермонтов называл его "горцем с большим кинжалом". Сам же Мартынов после дуэли с Лермонтовым показал на суде, что "поединок этот был совершенно случайным" и что к Лермонтову он "злобы. никогда не питал, следовательно, мне незачем было иметь предлог с ним поссориться".

Спустя годы Мартынов объяснял, что он вызвал Лермонтова на дуэль за то, что поэт в 1837 году оскорбил его семью и сестру, вскрыв и прочитав посланное с ним письмо его сестры Натальи, чтобы узнать ее мнение о нем. Чего же Мартынов молчал почти 4 года до вызова Лермонтова на дуэль 13 июля 1841 года?! Конечно, Мартынов придумал себе оправдание убийства великого поэта, ведь Е. Майдель свидетельствовал, что, действительно, в октябре 1837 года Лермонтов приехал в Ставрополь совсем без вещей, которые у него дорогой были украдены, и поэтому он явился к начальству не тотчас по приезде в город, а когда были приготовлены мундир и другие вещи, за что и получил выговор, так как в штабе нашли, что он должен был явиться сразу в чем приехал.

Интересно, что в 1870 году Мартынов написал стихотворение "Декабристам", в котором он восхищался их подвигом, не понимая его сущности. Повторю, что причин дуэли Лермонтова с Мартыновым много, но конкретная, явная причина поединка пока не выяснена. Между прочим, Лермонтов уже собирался уезжать в свой полк из Пятигорска и даже 12 июля 1841 года (за день до вызова на дуэль!) предъявил в Пятигорское комендантское управление свою подорожную к выезду в Темир-Хан-Шуру. Не судьба!

Подчеркну, что Лермонтов представлял Мартынова своим знакомым в Пятигорске не только как давнего товарища, но и как своего друга! Итак, вечером 13 июля 1841 года в зале дома генерала Верзилина находились несколько человек. На диване сидели и оживленно беседовали Лермонтов, дочь хозяйки Эмилия Александровна и Лев Сергеевич Пушкин (!) - младший брат великого поэта. Фортепиано, на котором играл князь С. Трубецкой, стояло в северо-восточном углу большого зала. Около фортепиано - перед ссорой - стояли и разговаривали Надежда Петровна Верзилина и Мартынов в своем кавказском наряде.

Лермонтов, повернувшись к собеседнице и имея в виду Мартынова, сказал ей шутливо, чтобы она была осторожна с этим опасным "горцем с большим кинжалом", который может убить. К несчастью, в этот момент Трубецкой прекратил играть на фортепиано и слова Лермонтова ясно прозвучали в большом зале.

Все, что копилось годами в душе Мартынова, против обращения с ним Лермонтова, все, что Мартынов тщательно скрывал в себе, вышло наружу. Да и его мать постоянно внушала сыну неприязнь к Лермонтову. Самолюбие Мартынова было задето насмешкой поэта над ним в присутствии дам. Мартынов "взорвался" и резко заявил, что он долго терпел оскорбления господина Лермонтова и терпеть их больше не намерен. В приведенных мной обстоятельствах ссоры могут быть некоторые неточности, но суть причины ссоры верна. Позволю себе, основываясь на косвенных свидетельствах, предположить, что Мартынов был неравнодушен к одной из присутствовавших дам, за которой он ухаживал, и насмешка Лермонтова над ним в ее присутствии вывела Мартынова из себя. Между прочим, по словам Э.А. Шан-Гирей, свидетельницы ссоры, на ее замечание поэту после этой ссоры, но еще до вызова на дуэль: "Язык мой - враг мой", - Лермонтов ответил спокойно: "Это ничего, завтра мы будем добрыми друзьями". Лермонтов не воспринял эту ссору всерьез, не думая о ее возможных последствиях.

Но после этого вечера на лестнице дома Верзилина между Лермонтовым и Мартыновым состоялся разговор на повышенных тонах. Безусловно, Лермонтов, не придавая серьезного значения произошедшей ссоре, не стремился извиниться перед Мартыновым и успокоить его, и возбужденный разговор закончился вызовом Лермонтова на дуэль.

Получается, что Лермонтов сам спровоцировал эту дуэль и главной ее причиной стал язвительный, задиристый характер поэта и, конкретно, его острый язык. Ведь Мартынов знал о дуэли Лермонтова с де Барантом, знал, что Лермонтов хороший стрелок и храбрый человек. Как же не герой Мартынов, к тому же позднее заявлявший, что он почти не умел стрелять из пистолета, решился вызвать Лермонтова на дуэль?! Что толкнуло его на вызов: крах военной карьеры, насмешки над ним Лермонтова и окружающих, подстрекательство врагов поэта, оскорбление при даме, к которой он был неравнодушен, и, наконец, отчаяние? Или он просто был уверен, что Лермонтов стрелять в него не будет? Как бы то ни было, дуэль стала неизбежной.

Дуэль Пушкина и Дантеса «Правила дуэли между господином бароном Жоржем Геккереном и господином Пушкиным

До потомства дошел текст условий дуэли между Пушкиным и Дантесом. Для иллюстрации приведем его полностью:

1. Противники ставятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 10 шагов от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.

2. Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.

3. Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же самом расстоянии.

4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.

5. Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком отношении между противниками на месте.

6. Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.

Обстоятельства дуэли широко известны, и я только коротко упомяну о них, дополнив малоизвестными подробностями. Дуэль состоялась 27 января 1837 года на Черной речке около 5 часов дня. 26 января на балу у графини Разумовской Пушкин предложил советнику английского посольства Магенису, которого знал как порядочного человека, стать его секундантом, но тот отказался. 27 января после полудня Пушкин случайно встретил на улице К. Данзаса, своего лицейского товарища, и тот согласился стать его секундантом.

Составленные условия дуэли при барьерах в 10 шагов (7 м) были почти смертельными.

Константин Карлович Данзас

Сам Пушкин жаждал убить Дантеса, и тот понимал, что ему необходимо убить Пушкина, иначе дуэль могла быть возобновлена. Оба были отменными стрелками. Пули из дуэльных пистолетов Лепажа диаметром 12 мм наносили опасные для жизни раны. Все было по правилам. Секундантом Дантеса был виконт д'Аршиак. В глубоком снегу утоптали дорожки для поединка, шинелями секундантов обозначили барьеры. Подполковник Данзас махнул шляпой, и Пушкин, быстро подойдя к барьеру, прицелился, чтобы выстрелить наверняка. Но Дантес выстрелил раньше, не дойдя шага до барьера. Пушкин упал на шинель Данзаса, смертельно раненный в правую половину живота.

Он нашел в себе силы, чтобы лежа прицелиться и выстрелить. Дантес стоял правым боком, согнув правую руку в локте, закрывая грудь и разряженным пистолетом - голову. Это его и спасло. Пуля пробила правое предплечье и сплющилась (отрикошетила?) о пуговицу мундира. Дантес упал, Пушкин крикнул: "Браво!" - но Дантес быстро поднялся: ранение было не опасным.

Дуэль Пушкина съ Дантесомъ-Геккеренъ 27-го января 1837 г. рис. Коверзневъ, грав. Герасимо

У Пушкина развилось сильное кровотечение, а врача не было, и нечем было наложить повязку на рану. По оценке М. Ундермана, Пушкин потерял 2 литра крови. На санях его довезли до Комендантской дачи, где Дантес предложил Данзасу для перевозки раненого карету, которую ему прислал Геккерн.

Красивый жест! Если бы Пушкин знал, чья это карета, он, конечно бы, отказался, но Данзас сказал, что это он нанял карету. Пушкина доставили домой.

Все время до самой смерти он был в сознании. Пуля пробила кишечник поэта в нескольких местах и, раздробив часть крестцовой кости, застряла поблизости от нее. Пушкин держался мужественно, но был момент, когда он, не выдержав мучительной боли, хотел застрелиться. Данзас успел отобрать у него пистолет, уже спрятанный под одеялом, сказав: "Не нужно, Сверчок" (лицейское прозвище Пушкина).

Царь поступил порядочно, прислав записку с прощением поэта, а главное, с обещанием позаботиться о его жене и детях. Страдая, Пушкин торопил смерть. Лучшие врачи лечили его правильно, но положение поэта было безнадежным. У него развился перитонит, и спустя 46 часов после ранения Пушкин скончался в 2 часа 45 минут дня 29 января 1837 года.

Данзаса арестовали, не дав ему возможности проводить тело друга в Святогорский монастырь для захоронения рядом с матерью.

Можно ли было спасти Пушкина в наше время? Такая возможность анализировалась. При соблюдении всех медицинских условий, проведя операцию и применяя новейшие методы, медицинские аппараты, антибиотики, Пушкина МОЖНО было бы сегодня спасти. Но даже при этом шансы на благополучный исход не превысили бы 50-60 процентов. Кстати, писатель Андрей Соболь, тяжело переживая гибель своего друга Сергея Есенина, 7 июня 1926 года выстрелом из нагана у памятника Пушкину в Москве умышленно нанес себе рану, подобную ране Пушкина, выстрелив в живот справа. Через двадцать минут его уже оперировали, и, хотя рана была нанесена конической пулей, а не круглой, которая производит более тяжелые повреждения, Соболь умер всего через три часа после операции. А у Пушкина в 1837 году шансов выжить при тогдашнем уровне медицины не было совсем. Добавлю, что раненый Пушкин сказал: "Когда поправимся, начнем сначала". А ведь за одно и то же оскорбление могла быть только одна дуэль.

обелиск на месте дуэли А.С. Пушкина

могила А.С. Пушкина в Святогорском монастыре

Дуэль Лермонтова с Мартыновым

Обстоятельства этой дуэли настолько противоречивы и запутанны, согласно показаниям Мартынова и секундантов М. Глебова и А. Васильчикова, что до сих пор трактуются по-разному. Секунданты в сговоре с Мартыновым дали искаженные показания суду, чтобы облегчить свою участь. Лермонтов не только не желал убить Мартынова, но он не хотел и самой этой дуэли. Он прекрасно понимал, что все-таки это он оскорбил, хотя и в шутку, Мартынова, не ожидая такого последствия, как вызов на дуэль. Более того, Лермонтов ясно осознавал, что если дуэль состоится, то даже при бескровном исходе его будущее станет трагичным и все мечты об отставке и литературной деятельности рухнут: Николай I, ненавидевший его, поставит на нем крест.

Поэтому Лермонтов, стремясь предотвратить дуэль, заявил после вызова Мартынова, что он отказывается от своего выстрела. Но Мартынов, подталкиваемый своим окружением, был уже ослеплен накопившейся злобой к Лермонтову и категорически отказался от примирения. Он боялся, что, взяв вызов назад, он станет посмешищем для всего Пятигорска. Сам Лермонтов еще в 1832 году, поступая в военную школу, пророчески писал: "Умереть с свинцовой пулей в сердце стоит медленной агонии старца". Сохранился и рисунок Лермонтова того же времени, изображающий двух дуэлянтов, стоящих почти рядом, один из которых выстрелил в другого, а тот качнулся с пистолетом в руке у пояса, почему-то направленным дулом в сторону.

Утром в день дуэли 15 июля 1841 года к Лермонтову в Железноводск приехали его друзья, в том числе Лев Пушкин, брат поэта. Лермонтов был весел, шутил, и никто даже не подозревал о предстоящей дуэли, но, оставшись вдвоем со своей кузиной Катей Быховец, он ужасно грустил. Лермонтов прекрасно понимал, что, не стреляя в Мартынова, он ставит на карту собственную жизнь.

Что же касается секундантов, то с ними удивительная история. Много лет спустя Васильчиков заявил, что секундантами на дуэли были Столыпин (родственник поэта), Глебов, Трубецкой (друг поэта) и он, Васильчиков. На следствии было сказано, что Глебов был секундантом Мартынова, а Васильчиков (!) - Лермонтова. Присутствие Трубецкого скрыли потому, что он приехал в Пятигорск без отпуска, а присутствие Столыпина скрыли потому, что тот уже раз был замешан в дуэли Лермонтова с де Барантом и их обоих ждало бы серьезное наказание.

Дуэль состоялась 15 июля 1841 года между 6 и 7 часами вечера. Раньше считалось, что она произошла у подножия горы Машук возле Пятигорска, и на месте дуэли в 1915 году был установлен обелиск, созданный скульптором Микешиным, но в советское время было установлено, что на самом деле дуэль была в другом месте - у Перкальской скалы.

Условия дуэли были жестокими: стреляться до 3-х раз (!) при барьерах в 15 шагов (10,5 метра). А ведь такие условия могли быть только при тягчайшем оскорблении! Иногда пишут, что расстояние между барьерами было в 6 (!) шагов (4,2 метра)! Это несерьезно, хотя исключительные дуэли случались даже при барьерах в 3 (!) шага! Раз Лермонтов заранее отказался от своего выстрела, то, по сути, это был не поединок, а убийство.

Теперь - внимание! По мнению известного лермонтоведа Э. Гернштейн, когда перед дуэлью началась буря, то, видимо, Столыпин, Трубецкой и, может быть, Дорохов на какие-то минуты не успели подъехать к месту дуэли до ее начала. Столыпин и Трубецкой, друзья и секунданты поэта, не думали, что поединок начнется при грозе и проливном дожде, тем более до их приезда. Но Мартынов торопил Лермонтова, и тот принял дуэль при двух секундантах. Так получилось, что Глебов и Васильчиков стали одновременно секундантами и Лермонтова, и Мартынова. Подчеркну, что Глебову Лермонтов доверял. Лермонтов, наверное, до конца не верил, что Мартынов будет стрелять в него, будет стремиться убить его. Отказываясь от своего выстрела при жестоких условиях стреляться до 3-х раз, Лермонтов, по сути, поступал как самоубийца, предоставив свою жизнь воле рока или случая.

Теперь - важный факт. Дело в том, что Мартынов, вызвавший Лермонтова на дуэль, не имел права выстрелить в воздух, так как тогда поединок считался бы недействительным, фарсом, ведь оба не подверглись опасности. А если бы Мартынов стрелял явно не прицельно, мимо Лермонтова, то он стал бы посмешищем. Так что отступать Мартынову было некуда.

Он действительно желал убить Лермонтова и этим убийством хотел заткнуть рот всем тем, кто насмехался над ним. Мартынов был в исступлении, ослеплен ненавистью к Лермонтову за годы унижений от него, был зол на весь мир за крах своей военной карьеры. В таком состоянии он, конечно, не мог целиться Лермонтову в ноги, чтобы только ранить его. Цель у него была одна: убить Лермонтова. Интересно, чем занимался Мартынов 2 дня до дуэли? Нет, Мартынов не был хладнокровен и рассудителен во время дуэли, хотя отлично понимал все происходящее, не задумываясь о последствиях. Какое там благородство, достоинство офицера, дворянина: Мартынову далеко даже до Дантеса. Есть сведения, что перед дуэлью Лермонтов хотел объяснить Мартынову, что он не хотел оскорбить его достоинство, но тот даже не стал его слушать, торопясь начать дуэль-убийство.

Итак, по сигналу секундантов дуэль началась при грозе и ливне. Лермонтов при виде торопливо шедшего к барьеру и целившегося в него из пистолета Мартынова, не желая стрелять и не трогаясь с места, вытянул над головой руку с пистолетом дулом вверх, презрительно глядя на Мартынова. Иногда пишут, что Мартынов, вне себя, взбешенный спокойствием Лермонтова, закричал ему, чтобы тот стрелял в него. Но Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов, дойдя до барьера, безжалостно расстрелял неподвижного, безоружного Лермонтова. Пуля пробила грудь поэта навылет, вызвав его мгновенную смерть.

Мартынов на следствии показал, что у Лермонтова осечки пистолета не было. Значит, Лермонтов, отказавшийся от выстрела в соперника, разрядил свой пистолет в воздух. Мартынов свидетельствовал сам против себя. А вот Васильчиков, видимо, с ним не сговорился и заявил, что Мартынов выстрелил, а Лермонтов не успел выстрелить (подразумевается, в Мартынова) и он, Васильчиков, позже произвел выстрел из пистолета Лермонтова в воздух. Правда, никто этого факта не подтвердил. Хитер Васильчиков! Ведь в этом случае получается, что Мартынов успел выстрелить в вооруженного Лермонтова раньше, чем тот в него. Все по правилам дуэли. А Мартынову на эту выгодную для него ложь ума не хватило. Без сомнения, даже в этом случае, промахнись Мартынов, и Лермонтов выстрелил бы в воздух. Но дуэль до 3-х раз! По-Мартынову, Лермонтов выстрелил (куда?), а по-Васильчикову, пистолет Лермонтова остался после дуэли заряженным. Такая таинственная история.

Можно, конечно, допустить, что, направив дуло пистолета вверх, Лермонтов не успел выстрелить в воздух, но ведь в его интересах было сделать это как можно быстрей, демонстрируя нежелание драться. Но все равно направленный вверх ствол пистолета Лермонтова Мартынов видел, и стрелял он в человека, не желавшего стрелять в него, то есть, по сути, безоружного. А это - убийство, ведь Мартынов знал, что Лермонтов не будет стрелять в него. Видимо, Мартынов уже не владел собой. А Глебов писал после ареста Мартынову: "Я и Васильчиков защищаем тебя везде и всем, потому что не видим ничего дурного с твоей стороны в деле Лермонтова". Удивительное признание, тем более что Глебову Лермонтов доверял. Смысл написанного таков: оправдывай нас, ведь мы тебя оправдываем.

Еще раз подчеркну, что точные обстоятельства дуэли неизвестны до сих пор. Думаю, что если бы Столыпин и Трубецкой присутствовали при дуэли, то хотя бы через годы они рассказали о ней, но этого не случилось. Вернемся к дуэли. Напомню, что ни врача, ни повозки не было. Ливень прекратился. С телом Лермонтова остался один Глебов, а Мартынов и Васильчиков ускакали в Пятигорск за врачом и людьми. Поздно вечером приехал Васильчиков с людьми, но без врача, и тело поэта перевезли в дом Чиляева, где он жил вместе со Столыпиным.

На другой день при огромном стечении народа Лермонтова похоронили на Пятигорском кладбище, а позднее по просьбе его бабушки Е.А.Арсеньевой Николай I разрешил перевезти его тело в свинцовом и засмоленном гробу в Тарханы, где его и погребли 23 апреля 1842 года в фамильном склепе Арсеньевых, рядом с могилой его матери. Подчеркну, что Мартынов в дуэли с Лермонтовым, безусловно, выступил как убийца.

Версии дуэли Пушкина с Дантесом

В 1959 году в СССР и в 1963 году во Франции (!) появились наделавшие много шума статьи, в которых утверждалось, что дуэль Пушкина с Дантесом фактически была заранее обдуманным убийством великого поэта. В статьях говорится о том, что Дантес был способен на подлость и прямое преступление, поэтому он и вел себя нагло и бесцеремонно во время недель, предшествовавших поединку 27 января 1837 года. В статьях прямо говорится о наличии у Дантеса во время дуэли с Пушкиным защитного приспособления: либо кольчуги, надетой под кавалергардским сюртуком, либо панциря (пуленепробиваемого жилета), а также - якобы у Дантеса пистолет имел нарезной ствол, усиливавший убойную силу пули. Авторы статей сомневаются в том, что жизнь Дантесу спасла пуговица, от которой отскочила пуля, пробившая перед этим его предплечье, забывая о том, что Пушкин стрелял лежа, под острым углом, и пуля должна была отрикошетить от металлической пуговицы, потеряв часть убойной силы, когда она (пуля) пробила предплечье Дантеса.

Эти якобы "сенсационные" факты легко опровергаются. Даже если бы Дантес надел "музейную" кольчугу, то он рисковал бы вместе с пулей Пушкина получить еще и ранения осколками разбитых колец. Что касается панциря, то достаточно легкого и в то же время прочного материала, из которого изготавливаются сегодняшние бронежилеты, в то время не было и в помине. А дуэльные пистолеты были гладкоствольными и заряжались шаровидными пулями, негодными для стрельбы из нарезного оружия. Друг Пушкина Данзас и д'Аршиак проверили пистолеты и строго соблюдали условия дуэли, обеспечивая их исполнение своей честью. Можно привести еще массу опровержений "сенсационным" фактам. Пушкинисты версию о дуэли-убийстве совсем не принимают во внимание. Поединок проходил в точном соответствии с условиями, подписанными секундантами, да и Дантес не был трусом. Правда выше всего, и память о Пушкине не нуждается во лжи.

Версия дуэли Лермонтова с Мартыновым

В 60-х годах XX века появилась сенсационная статья, в которой авторы-эксперты выдвинули свою версию о дуэли Лермонтова с Мартыновым. Они изучили смертельное ранение Лермонтова и пришли к выводу, что пуля пробила бок поэта под значительным углом и вышла через другой бок навылет. Смерть наступила мгновенно.

Поскольку Лермонтов и Мартынов во время поединка находились на ровной площадке, авторы утверждали, что пуля, выпущенная из пистолета Мартынова, никак не могла поразить Лермонтова под таким углом ее направления. Авторы предложили версию убийства Лермонтова посторонним человеком во время дуэли. Дескать, наемный убийца спрятался с ружьем в кустах сбоку от Лермонтова слева или справа, то есть неизвестный стрелял Лермонтову в бок сверху или снизу. В статье даже приводилась легенда о том, что много лет спустя один казак перед смертью рассказал, что ему пообещали прощение за совершенное им преступление, если он тайно застрелит одного человека.

Эта версия не выдерживает критики. Прежде всего в результате дуэли Мартынов, зная, что Лермонтов отказался от выстрела, рассчитывал его убить или тяжело ранить. Да и если бы Лермонтов стал стрелять, его бы осудили за этот поединок, так что подсылать убийцу не имело смысла. Кроме того, он должен был стрелять в момент выстрела Мартынова, что практически невозможно. Иначе прозвучало бы два выстрела. Дым после выстрела из кустов заметили бы секунданты. В случае с наемным убийцей нельзя было обойтись без сговора с Мартыновым.

Как мог убийца знать, где встанет Лермонтов? Да и стрелок должен быть опытным. Ранения от пистолетных и ружейных пуль различны. К тому же, где тогда вторая рана от пули Мартынова? Или его выстрел был холостым? Но секунданты проверили оружие. Так что скрыть наемное убийство не удалось бы. Подобных нестыковок в статье много, и принимать доводы авторов всерьез нет оснований.

обелиск на месте дуэли М.Ю. Лермонтова

Не желая примириться с гибелью двух великих поэтов на обычных дуэлях, мы забываем, что дуэль по правилам двух равных дворян, независимо от того, кто из них более велик, - это честный поединок, за соблюдение условий которого своей честью отвечают и дуэлянты, и, конечно, секунданты. Ведь дуэлянты защищают свое достоинство. Мы уже выяснили, что Дантеса нельзя назвать убийцей в прямом (уголовном) смысле этого слова, а вот Мартынова можно прямо назвать убийцей. К тому же, нельзя забывать, что Пушкин не раз участвовал в дуэлях и был отличным стрелком, да и Лермонтов был храбрым человеком и хорошим стрелком, будучи военным.

В отличие от Лермонтова, Пушкин, доведенный до крайнего нервного напряжения, защищая честь жены и свое достоинство, страстно желал убить Дантеса, и тот прекрасно сознавал всю опасность этого поединка, тоже желая убить Пушкина. Дантес, как иностранец, не мог понять величия Пушкина, как первого национального поэта, он видел в нем прежде всего равного себе дворянина, приславшего в его адрес предельно оскорбительное письмо. А Мартынов, при всей своей ограниченности, понимал, что Лермонтов - огромный талант, но оскорбленное самолюбие затмило здравый рассудок, и Мартынов, припомнив все обиды, видел в Лермонтове не знаменитого поэта и своего однокашника, а язвительного насмешника, опозорившего его в присутствии дам.

А Лермонтов, не желая дуэли, в силу своего неровного характера позволял себе оскорбительные колкости, не задумываясь о последствиях. Да и неважное здоровье Лермонтова накладывало отпечаток на его поступки. Ухаживая нагло и демонстративно за женой Пушкина, "нарывался" ли Дантес на дуэль, хотел ли ее? Пушкин оскорбил Дантеса, желая дуэли, Лермонтов оскорбил Мартынова, не желая дуэли. Никак не обойтись без сослагательного наклонения. Мы называем убийцами Дантеса и Мартынова, а если бы Пушкин убил Дантеса или Лермонтов убил Мартынова, могли бы вы, уважаемый читатель, назвать Пушкина или Лермонтова убийцами? Никогда! Таков наш менталитет. Получается, что на дуэли великий человек "имеет право" убить невеликого, а тот такого "права не имеет". Но ведь это чистое убийство! Перед законом (кодексом) дуэли все равны. И если Пушкин хотел убить Дантеса, то почему Дантес, не желая быть убитым, обязан был (по нашему понятию) не стрелять в Пушкина, а прямо подставить свою грудь под его пулю? Не все так просто с позиции того времени.

Сегодня мы видим, как высокий чиновник или крупный бизнесмен оказывается перед законом равнее простого человека. Еще верна пословица: "С сильным не борись, с богатым не судись!" И хотя закон для всех один, срабатывает тот же наш менталитет. Всегда надо помнить, что личность человека и занимаемое им положение в обществе по роду своей деятельности - совершенно разные вещи, и хотя ценится прежде всего профессионализм, но и понятие "хороший человек" тоже имеет важное значение! Знаменитости должны подавать в этом пример. Всем нам пора избавляться от идеологических стереотипов советской всеобъемлющей классовой пропаганды. Главное - общечеловеческие ценности.

И наконец, давайте сравним личности Дантеса и Мартынова в связи с этими дуэлями с позиции сегодняшнего дня. Кто больший негодяй: Дантес или Мартынов? Дуэль Пушкина с Дантесом - честный поединок, дуэль Лермонтова с Мартыновым - бесчестная дуэль со стороны Мартынова, ведь Лермонтов заранее отказался от выстрела, а Мартынов стрелял в него как в неподвижную и безопасную мишень. Итак, Дантес - не убийца, а Мартынов - убийца и, следовательно, больший негодяй. Не спешите с выводом. Дантес по своему умственному развитию и определенным пробивным качествам был на голову выше Мартынова, так и оставшегося отставным майором и ограниченным солдафоном. Но Дантес, нагло ухаживая за замужней женщиной, пусть и испытывая к ней искреннюю любовь, сам, по сути, влюбил в себя молодую, любящую восторженное обожание ее красоты, увлекающуюся, не думая о последствиях, Натали, опозорив Пушкина при дворе, не принимая его как великого поэта, и, способствуя его нервной ревности, довел до крайности.

А Мартынов ничего плохого Лермонтову не сделал и даже, признавая его способности и поэтический талант, не раз терпел его насмешки и колкости в свой адрес, пока Лермонтов, не думая о последствиях и не воспринимая Мартынова всерьез, не посмеялся над ним при дамах. Получается, что Дантес намного подлее Мартынова. Закончу это авторское отступление пословицей: "Два сапога - пара". Так неужели Дантес и Мартынов, убившие двух великих поэтов России, остались безнаказанными?! Неужели справедливое возмездие не настигло их?!

Дантес был разжалован в рядовые солдаты и как иностранец выслан из России. Это был самый благополучный для него исход дуэльной истории. Вслед за Дантесом хотел мчаться, чтобы отомстить ему, младший брат Пушкина - Лев. Хотел отомстить Дантесу и сын историка Карамзина - Александр. Но Дантес остался жить. Его приемному отцу барону Геккерну Николай I дал понять, что его присутствие в Петербурге более нежелательно. Сам Дантес позже оправдывался, говоря, что он не знал, каким великим поэтом был Пушкин. Дантес утверждал, что он целился Пушкину в ноги, но случайно попал в живот. Наивное объяснение при 10 шагах друг от друга во время дуэли! Однако Дантес вовсе не был ничтожным человеком. Между прочим, он по линии матери был внуком графини Елизаветы Федоровны Варцелебен, бывшей замужем за графом Александром Семеновичем Мусиным-Пушкиным (1730-1817), а Мусин-Пушкин приходился шестиюродным (!) братом Надежды Платоновны Мусиной-Пушкиной, которая была бабушкой Н.Н. Пушкиной, жены А.С. Пушкина. Вот так!

Изгнанный из пределов России, Дантес уехал во Францию. Русские, жившие во Франции, не пускали убийцу Пушкина к себе на порог. Но карьеру пробивной, ловкий и беспринципный Дантес сделал. После смерти в 1843 жены Екатерины Гончаровой, старшей сестры Натальи Николаевны Пушкиной (между прочим, Екатерина была почти на 3 года старше Дантеса), Дантес занялся политической деятельностью.

К 1850 году он стал у себя в Эльзасе человеком известным, избранным в Учредительное собрание. А в 1852 году он уже известен главе государства Людовику-Наполеону, племяннику Наполеона Бонапарта, который отправляет Дантеса на дипломатические неофициальные переговоры, в частности с Николаем I (!). Убийца Пушкина, разжалованный и высланный из России царем, ведет с ним переговоры! Поистине, наглость Дантеса не имеет границ. Николай I принял бывшего кавалергарда в Потсдаме и имел с ним продолжительный разговор, полушутливо называя его "господин посол". Хотя официально подчеркивалось, что император принимает Дантеса не как представителя иностранной державы, а как бывшего офицера его гвардии, осужденного и помилованного.

Дантес успешно выполнил поручение и был назначен сенатором. Это большой взлет в 40 лет. Однако дальше он не вырос, хотя имел всегда большие связи. Он стал прекрасным оратором, но образования ему не хватало. В сенате он выступал против Виктора Гюго, Гарибальди, призывал к свержению Парижской Коммуны в 1871 году. Одним словом, известный реакционер. Затем он стал мэром городка Сульца в Эльзасе и крупным удачливым дельцом, оставаясь мелочным человеком. Дантес прожил 83 года, умер в 1895 году и похоронен в Сульце, рядом с женой и приемным отцом бароном Геккерном, умершим в 93 года в 1884 году.

Сам Дантес был доволен своей судьбой, считая, что если бы не несчастный поединок с Пушкиным, то он мог бы рассчитывать в России на незавидное будущее командира полка где-нибудь в провинции с большой семьей и небольшими средствами.

Угрызения совести по поводу убийства им Пушкина не мучили Дантеса, хотя время от времени ему напоминали об этом русские, с которыми он встречался. Дантес обычно подчеркивал собеседнику, что невольно (!) причиненная им смерть великому поэту тяготит его. Кстати, его бывший секундант виконт д'Аршиак был убит нечаянно на охоте в 1851 году.

Подчеркивая собственную значимость, Дантес говорил, что и Пушкин мог убить его, а ведь он позднее стал сенатором. Конечно, убийство Пушкина он не афишировал и отказывался давать интервью по поводу дуэли. С Дантесом встречался Немирович-Данченко и беседовал с ним, но интерес русских к Дантесу был особого свойства. Так интересуются каким-нибудь музейным экспонатом.

И все-таки возмездие настигло Дантеса еще при жизни, в его собственном доме, в образе его третьей дочери Леони-Шарлотты, родившейся 4 апреля 1840 года. Будучи наполовину русской и племянницей Натальи Гончаровой, жены Пушкина, она блестяще знала русский язык в отличие от своих сестер и брата. Свою жизнь Леони посвятила памяти Пушкина, знала наизусть многие его стихи. Вместо распятия в ее комнате висел портрет Пушкина. Можно представить чувства Дантеса, когда он заходил в комнату своей странной дочери. Мать, Екатерина Николаевна, была к дочери довольно холодна. Леони своей любовью к Пушкину бесила отца, она даже имела смелость называть его в лицо УБИЙЦЕЙ!

Пока это продолжалось, душевного спокойствия у Дантеса, конечно, не могло быть. Он избегал встречаться с дочерью за обеденным столом. Леони прямо подчеркивала отцу, что, выходя на дуэль с Пушкиным, он целился в сердце русской культуры. И это говорила Дантесу его родная дочь. Взбешенный Дантес кричал Леони, чтобы она не строила из себя казака.

Леони была красавицей, умницей, изучала иностранные языки, сама сочиняла стихи. Много лет спустя ее брат Жорж очень тепло отозвался о Леони. Своей любовью к Пушкину дочь довела отца до исступления, и у него не выдержали нервы. Дантес стал жаловаться, что Леони будто бы поклялась свести его в могилу за дуэль с Пушкиным. Используя свои связи, сенатор Дантес в конце концов сумел упрятать Леони-Шарлотту в психлечебницу на том основании, что девушка испытывает "ненормальную любовь к покойному дядьке", то есть к великому Пушкину. Странный диагноз! Как сейчас выражается молодежь, "достала" его Леони. К сожалению, она умерла от душевной болезни в 1888 году. И хотя сейчас в Сульце находится 3-этажный дом Дантеса и даже есть улица его имени (!), возмездие в образе его родной дочери настигло Дантеса еще при жизни, не говоря уже о вечном проклятии его имени.

Майор Мартынов после ареста за дуэль с Лермонтовым и убийство поэта думал, что его ждет суровый приговор: ссылка в Сибирь или разжалование в рядовые. Однако этого не случилось. Он был приговорен военным судом к заключению в крепость на гауптвахту на 3 месяца и преданию церковному покаянию. Исключительно мягкое наказание для убийцы соперника на дуэли при отягчающих вину обстоятельствах! А Николай I простил убийцу Лермонтова. Он даже отменил его заключение в крепость, оставив только церковное покаяние.

В течение нескольких лет Мартынов выдерживал в монастыре в Киеве довольно суровую эпитимию (нравственно-исправительную меру), наложенную на него приговором Киевской духовной консистории сроком на 15 лет. Эпитимия включала в себя изнурительные молитвы, продолжительные посты, паломничество и т.д. Безусловно, это было тяжелое испытание для Мартынова, и ему пришлось много каяться в своих грехах, постоянно вспоминая убитого им Лермонтова. Мартынов доходил до отчаяния, ведь ему, привыкшему уже к свободной жизни офицера в отставке, предстояли еще долгие годы ежедневного покаяния, отстранения от реальной жизни. Он дважды обращается с просьбой о сокращении срока эпитимии, и в 1843 году Синод сокращает этот срок до семи лет, до 1848 года, а в 1846 году он был вовсе освобожден от эпитимии. Мартынов женился и несколько лет безбедно проживал в Киеве.

Кстати, защитников, жалеющих Мартынова, нашлось немало. Они считали, что он правильно заступился за честь своей сестры, письмо которой к Мартынову, посланное с Лермонтовым в 1837 году, тот якобы вскрыл и прочитал. Так утверждал сам Мартынов, хотя вроде бы каждый год в день убийства им Лермонтова справлял по нему панихиду. Мартынов напустил тумана, написав: "Злой рок ссудил быть мне орудием в руках провидения". Но большинство передовых людей смотрели на Мартынова как на прокаженного. Затем, живя в своем доме в Москве в Леонтьевском переулке, Мартынов вел уединенный образ жизни. Последние годы Мартынов проводил если не в добровольном заточении, то в Английском доме за крупной карточной игрой. Он стал мистиком и занимался в своем кабинете вызыванием духов. По воспоминаниям князя А. Голицына, Мартынов как нельзя лучше оправдывал прозвище Статуя Командора: "Каким-то холодом веяло от его фигуры, беловолосой, с неподвижным лицом, суровым взглядом".

В 1875 году на 60-м году жизни Мартынов умер. В завещании он просил родных похоронить его в Знаменском (село под Москвой, принадлежавшее его отцу С. Мартынову), но не в фамильном склепе, а в отдельной могиле и не ставить на ней никаких надгробий, не делать никаких надписей, чтобы память о нем исчезла (!). Это ли не покаяние в убийстве Лермонтова! Грешник предвидел, что останкам его не дано будет спокойно лежать в земле. Он боялся надругательства над ними. Но родственники похоронили его в фамильном склепе.

В 1924 году в бывшем имении Мартынова разместилась колония беспризорников. Когда ребятам рассказали, кто такой Мартынов, они проникли в склеп, извлекли его скелет и разбросали останки Мартынова по усадьбе. Чтобы колонисты перестали лазить в усыпальницу, ее засыпали землей.

После Великой Отечественной войны сгорел старый барский дом. Сейчас от некогда богатого имения остались полусгоревшая церковь и несколько ветхих жилых домов, в которых живут военнослужащие с семьями. Здесь сейчас находится городок воинской части. Теперь село Знаменское называется Лесная Цесарка, а в народе его зовут Черное место или Мартыново. На территории воинской части то нелепо гибнут солдаты, то случаются странные пожары. Поистине проклятое место.

В 1924 году беспризорники, надругавшись над останками Мартынова, сами того не подозревая, совершили сатанинский обряд. Мартынов не нашел себе места в жизни, а останки его не нашли упокоения после смерти. Возмездие за убийство Мартыновым Лермонтова пришло к нему при жизни, оно настигло его и после смерти.

Начало смотрите на сайте : Шпаргалки ОБЖ – Всячина – Роковые дуэли Часть I

Источник:

lemur59.ru

Пушкин и Дантес в городе Краснодар

В этом каталоге вы сможете найти Пушкин и Дантес по доступной стоимости, сравнить цены, а также найти иные книги в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и обзорами товара. Доставка производится в любой населённый пункт России, например: Краснодар, Томск, Курск.