Книжный каталог

Народное творчество 12 русских сказок

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

ДЕТЯМ ЛУЧШЕЕ. 12 русских сказок в исполнении Ирины и Сергея Безруковых / Аудиокнига. – М.: Студия АРДИС. – Время звучания 1 час 46 мин., носитель 1 CD, формат: mp3, 320 Kbps, 16 bit, 44.1 kHz, stereo. Гуси-лебеди Два Мороза Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо Иван-Царевич и Серый волк Как мужик гусей делил Как мужичок меняться любил Колосок Петушок – золотой гребешок Репка Царевна-лягушка Солдатская шинель Рифмы

Характеристики

  • Форматы

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Народное творчество Десять русских народных песен Народное творчество Десять русских народных песен 0 р. litres.ru В магазин >>
Народное творчество Собрание русских народных песен Народное творчество Собрание русских народных песен 0 р. litres.ru В магазин >>
Народное творчество 125 русских народных песен, аранжированных для одного фортепиано М. Бернардом Народное творчество 125 русских народных песен, аранжированных для одного фортепиано М. Бернардом 0 р. litres.ru В магазин >>
Народное творчество Романсы и песни русских композиторов XIX столетия на тексты Лермонтова Народное творчество Романсы и песни русских композиторов XIX столетия на тексты Лермонтова 0 р. litres.ru В магазин >>
Народное творчество А. Пушкин в романсах и песнях русских композиторов Народное творчество А. Пушкин в романсах и песнях русских композиторов 0 р. litres.ru В магазин >>
Народное творчество Сборник всех русских гвардейских полковых маршей и выбор новейших современных Народное творчество Сборник всех русских гвардейских полковых маршей и выбор новейших современных 0 р. litres.ru В магазин >>
Народное творчество 12 русских сказок Народное творчество 12 русских сказок 189 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Народное творчество 12 русских сказок

Вплоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство - Киево-Новгородскую Русь, - не знали письменности. Этот период в истории словесности называется долитературным. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством.

К жанрам русского устного народного творчества относятся

- пословицы и поговорки.

Большинство фольклорных произведений существует в стихотворной (поэтической) форме, так как стихотворная форма позволяла легко запоминать их и передавать многим поколениям людей на протяжении нескольких столетий.

Нет у ноченьки светлого месяца,

Нет у девицы родного батюшки…

Исторические песни связаны с различными историческими событиями и личностями: «Ермак готовится к походу на Сибирь» - о завоевании сибирских земель, «Степан Разин на Волге» - о народном восстании под предводительством Степана Разина, «Пугачев в темнице» - о крестьянской войне, которую вел Емельян Пугачев, «Под славным городом под Полтавой» - о битве армии Петра I со шведами. В народных исторических песнях повествование о каких-либо событиях сочетается с сильным эмоциональным звучанием.

Миф (от греч. mythos – «предание») – это форма сознания древнего человека, его попытка объяснить устройство мира, отразившаяся в сказаниях и обрядах.

Миф – основа языческой религии, т.е. веры во множество богов, каждый из которых олицетворял природное явление или был покровителем человеческого быта. Сам термин «язычество» восходит к старославянскому слову «язык» (народ).

Мифология древних славян мало изучена, т.к. в дохристианский период на Руси (т.е. до 10 века) она не была литературно обработана, а после крещения Руси в 988 году язычество стало вытесняться, и это нарушило целостность славянской мифологии. Однако многие языческие традиции не исчезли окончательно и сохранились до наших дней в обрядах, гаданиях, приметах.

Из яйца, из нижней части, вышла мать-земля сырая;

Из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный.

Из желтка, из верхней части, Солнце светлое явилось,

Из белка, из верхней части, ясный месяц появился;

Из яйца, из пёстрой части, звёзды сделались на небе.

Яйцо считалось символом жизни, поэтому в сказке «Василиса Премудрая» смерть, а точнее, жизнь Кощея, находится в яйце.

С этим символом связано много обрядов. Из глубокой древности идёт обычай одаривать яйцами, окрашенными в разные цвета (писанками) и величать их в священных песнопениях. На семицко-троицкие праздники жарили яичницу, обязательно глазунью, чтобы в центре было «солнце», т.е. желток. Яйца клали в храмах, закапывали в тех местах, где предполагалось строительство.

Разбить космическое яйцо обычному человеку не под силу, именно поэтому в сказке «Курочка Ряба» эту роль играет мышка (она является одним из животных восточного календаря): «Мышка бежала, хвостиком махнула – яичко упало и разбилось».

С кругом в мифологии связано изготовление хлеба – бублики, баранки, калачи. Поедание этих продуктов было обрядом поклонения Солнцу. На святки во время гаданий девушки исполняли «круговые песни». Символичным было плетение венков на праздник Ивана Купалы. Изготовление всевозможных оберегов, амулетов, талисманов тоже связано с поклонением Солнцу. Солнечные знаки изображались на узорах полотенец и прялок.

Язычники строили храмы во славу богов (капища) тоже в форме круга. Эта традиция сохранена по сей день, и само слово «церковь» (а также слово «цирк») происходит от немецкого Zirkel – «круг».

Дерево прорастало сквозь три главных мира (царства): небесный, земной и подземный. В каждом из трёх миров, через которые прорастало Древо, обитали свои боги. Слово «бог» происходит от санскритского Bhaga, что означает «счастье, благополучие». Древние славяне, как и все язычники, поклонялись многим богам. Однако верховным богом и родоначальником славянских богов считается Род. Его также называют прародителем мира, который создал всё живое и неживое. Не случайно корень «род» лежит в основе многих слов: народ, родина, природа, урожай, родник и др. Издревле считалось, что Род является хранителем Книги судеб (существует поговорка «Что на роду написано, того не миновать»).

Помимо богов, в небесном мире обитали чудесные птицы. Стратим - таинственная и могущественная птица русской мифологии, прародитель всего птичьего мира, обитающая в море-океане. Стоит ей встрепенуться, и начинается буря. Она же способна укротить шторм. На ночь Стратим прячет под крыло солнце, чтобы утром вновь подарить его миру. Может спрятать под крыло и Землю, спасая её от вселенских бед.

Жар-птица олицетворяет огненно-световую стихию и закодированное в ней космическое начало Вселенной. Жар-птица прилетает она из-за синего моря из чудесной страны, где жизнь течёт по отличным от земных законам. Местонахождение той страны тоже закодировано в устойчивых сказочных образах и понятиях. Случается, что в сказках она является похитительницей чудесных яблок, но прилетает она из «тридесятого царства».

Феникс - птица, живущая много сотен лет, сжигающая себя в гнезде перед смертью. И здесь же из пепла возрождается новый Феникс. Родиной Феникса античные авторы считали Египет. В русском фольклоре известен сюжет сказки «Пёрышко Финиста Ясна Сокола», герой которой, добрый молодец-оборотень, сочетает в себе два исходных начала: 1) ясного (солнечного) сокола и 2) птицу Феникс, к которой восходит имя Финист.

Гамаюн – вещая птица с человеческим (женским) лицом. Название этой птицы произошло от слов «гам» и «гомон», поэтому она воспринималась как вещунья, глашатай, вестник древних языческих богов. Ее считали хранительницей тайн прошлого, настоящего и будущего Вселенной.

Алконост и Сирин – две райские птицы с женскими лицами. Они всегда неразлучны, поэтому часто изображались сидящими на дереве друг напротив друга. Алконост – птица радости, услышавший ее человек от восторга забывает все на свете. Сирин же – птица печали, которая своим пением зачаровывает и убивает людей. Птица Алконост (по преданию) несет яйца на морском берегу, и пока не вылупятся птенцы, стоит тихая погода. «Сирин» – русское слово, означающее сову, филина. Сова почиталась как птица мудрости.

В земном мире обитали также полудухи.

Домовой считался покровителем дома, поэтому его было принято всячески задабривать и ласково к нему обращаться. Если домовой покидал жилище, то хозяевам неминуемо грозили несчастья. В определённые дни полагалось кормить домового кашей, оставляя её за печкой. Домовой, как и все полудухи, был невидимым. Если же человеку довелось его увидеть, то это предвещало смерть.

Кикимора – жена домового, недобрый дух крестьянской избы. Живет обычно за печкой, где скрипит и стучит, пугая маленьких детей. Любит проказничать с прялкой, вязаньем, начатой пряжей.

Банник – маленький, беззубый старикашка с длинными волосами и всклокоченной бородой, живущий в бане. Это злой дух: он может плеснуть кипятком или запарить до смерти. Задобрить банника можно, если оставить ему веник, воды в кадушке и кусочек мыла. Банник любит мыться, но делает это после всех людей (во время четвертого пара, когда моется вся нечистая сила).

Русалки - это мифологические существа в образе женщин с зелеными волосами и рыбьим хвостом, живущие в озерах, прудах. Считалось, что русалками становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви, или умершие до свадьбы невесты. Но русалки не всегда живут в воде. Летом, когда начинает цвести рожь, они выходят на землю, качаются на ветках березы и заманивают неосторожных рыбаков и одиноких путников. Это время называется «русалочья неделя». В эту пору никто не решается ходить в лес: русалки или защекочут до смерти, или на дно утащат. Чтобы как-то задобрить русалок, девушки плетут для них венки и оставляют в лесу.

Леший – дух леса. Это старик с зеленой бородой в звериной шкуре (иногда с рогами и копытами), которому подчиняются все дикие птицы и звери. Леший умеет хохотать, аукать, свистеть и плакать, как человек, умеет подражать голосам птиц и зверей. Леший любит шутить и проказничать: напустить тумана и сбить с пути или завести в глухую чащу («Леший кружит»). Вообще, лешие - существа не злые, но 1 раз в год (4 октября) они становятся опасными: в народе говорят, что они бесятся. Люди использовали имя лешего как ругательное («Иди к лешему», «Леший тебя забери»).

Водяной – злой дух вод в образе старика с длинной седой или зеленой бородой, который обитает в речных водоворотах, в омутах или болотах. Любит он также селиться под колесом водяной мельницы, поэтому в старину всех мельников считали колдунами. Днем водяной скрывается под водой, а ночью выплывает на поверхность в виде бревна или крупной рыбы. Зная, что водяной может утопить человека или порвать рыболовные сети, мельники и рыбаки пытались его умилостивить: бросали в воду хлеб, приносили в жертву какое-нибудь животное черного цвета (кошку, собаку, петуха), а рыбаки выпускали обратно в воду первую пойманную рыбу.

После крещения Руси языческие праздники и обряды получили христианское толкование. Праздник рождения Солнца, отмечавшийся в конце декабря, когда начинала увеличиваться продолжительность дня, стал праздником Рождества Христова. Исконно языческий праздник Масленицы почти без изменений сохранился до наших дней как праздник встречи весны. День летнего солнцестояния, «макушки лета» – праздник Ивана Купалы – стал днём Иоанна Крестителя. Языческие представления о мире закрепились и в ряде бытовых традиций, в сюжетах сказок, легенд и песен.

На иллюстрации: славянский языческий храм (капище)

Источник:

www.literatura-totl.narod.ru

Устное народное творчество

Устное народное творчество

Понятие "устное народное творчество". Взаимосвязь устного народного творчества с другими видами народного художественного творчества, с народной картиной мира, с древ неславянской мифологией, с традиционным укладом народной жизни и истории.

Основные виды и жанры устного народного творчества:

Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.

Русские народные сказки: Особенности жанра и педагогический потенциал. Сказка – вид фольклорной прозы, «нарочитая фикция» (Пропп В.Я.).

Содержание не вписано в реальное пространство и время.

Идейная устремлённость. Сказка предлагает утопическое разрешение конфликта.

Сказка обладает национальными особенностями, отражая исторические и природные условия жизни каждого народа; в то же время сюжеты большинства сказок интернациональны.

В основе сказок – антитеза между мечтой и действительностью.

Разделение персонажей по полюсам добра и зла.

Герои статичны, это образы-типы, зависящие от своей сюжетной роли.

Композиция: экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка.

Язык сказок: эпитеты, сравнения, метафоры, пословицы, поговорки, прозвища, живая разговорная речь.

Сказка – система жанров: сказка волшебная, социально-бытовая, о животных.

Особенности сказок как народных средств воспитания.

а) В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одарённость, верность в бою, в дружбе и труде, безграничная преданность народу и родине.

б) Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Страдания положительного героя и его друзей являются временными, за ними обычно приходит радость, причём эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

в) Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способным ещё к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.д. (за одну ночь: построить дворец, посеять лён, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить, одеть народ и т. д. – приём гиперболизации).

г) Дидактизм сказок: «добрым молодцам урок» даётся не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом – источник педагогической эффективности сказок.

д) В сказках явно проводится мысль о том, что человеком может называться только тот, кто трудится. Труд – это радостное творчество, он делает человека сильным, спасает его от всех житейских бед.

Былины, их происхождение и классификация. Былина – фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории. Термин «былина» (научный) был введён в 1830-х гг. на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» «былинах сего времени». В первоначальном виде былины возникли в Киевской Руси, выразив уже оформившееся национальное сознание русского народа. Былины сложились на почве архаичной эпической традиции, унаследовав от неё многие мифологические черты, однако фантастика оказалась подчинённой историзму видения и отображения действительности. С точки зрения народа, значение былин заключалось в сохранении исторической памяти, поэтому их достоверность не подвергалась сомнению.

Былины киевского и новгородского циклов, героические и новеллистические былины.

Несказочная проза: жанровые особенности преданий, легенд, быличек; соотношение реальности и вымысла в их содержании.

В фольклоре легендажанр несказочной прозы, фантастически осмысляющий события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром людей (племена, народы, отдельные личности), со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистый дух). В основе фольклорных легенд лежит представление о чуде, воспринимаемом как достоверность, что определяет их структуру, систему образов, поэтику. В отличие от мифов легенды независимы от ритуала; в отличие от преданий события легенды протекают одновременно в прошлом, настоящем и будущем.

Классификация легенд: этиологические (объясняют причины и условия возникновения чего-либо), религиозно-назидательные (о Боге, ангела, святых; сюжетные толкования народного календаря, имён святых; легенды о старцах, юродивых), социально-утопические (выражают мечту народа о справедливом общественном устройстве).

Предание – жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Основное назначение предания – сохранять память о национальной истории. Тема преданий всегда общезначима, их конфликт – национальный, либо социальный, персонажи – представители государства, нации, конкретных классов или сословий. Общее, типическое изображается посредством частного, конкретного. Преданиям свойственна локальная приуроченность к селу, городу, озеру, реке, горе, дому. Их достоверность иногда подкрепляется материальными свидетельствами: героем построена церковь, подарена вещь. События концентрируются вокруг исторических деятелей, которые предстают чаще всего в идеальном свете.

Классификации преданий, их условность. Предания исторические, топонимические (о происхождении географических названий), этногенетические (о происхождении народа, племени), о заселении и освоении края, этиологические, культурологические и т.д.

Былички (демонологические рассказы) –это суеверные повествования, связанные с персонажами низшей мифологии. В быличках отразились представления и понятия о сверхъестественных силах, о вмешательстве в людскую жизнь всемогущей воли существ из низшей демонологии. Былички обращены к настоящему, случившееся в них - невероятно. Сюжеты быличек обычно небольшого размера, одномотивные. Персонажи – человек и демоническое существо.

Педагогический потенциал устного народного творчества. Роль устного народного творчества в современном обществе. Возникновение новых жанров устного народного творчества. Использование устного народного творчества в различных формах досуговой практики.

1. Аникин В. П. Русская народная сказка: пособие для учителей. - М., 1977.

2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1957.

3. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х т. - М.-Л., 1936.

4. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения Славян на природу. В 3-х т. - М., 1994.

5. Бахтин В.А. Пространственные представления в волшебной сказке //Фольклор народов РСФСР. Вып. 1.- Уфа, 1974.

6. Бахтина А.В. Время в волшебной сказке // Проблемы фольклора. - М., 1975.

7. Былины. - М., 1969.

8. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М„ 1975.

9. Голубиная книга. Русские народные стихи П-Х1Х вв. - М., 1991.

10. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - Л., 1967.

11. Даль В.И. Пословицы русского народа в 2-х т. - М.,1984.

12. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор, колдовство в России. - М., 1994.

13. Кравцов Н.Н., Лазутин С.Г. Русское устное поэтическое творчество. - М.,1983.

14. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - Смоленск, 1995.

15. ЛихачевД.С. Поэтика древнерусской литературы. Избранные произведения в 3-х т.-М., 1987.

16. Пропп В.Я. Морфология сказки. - М., 1969.

17. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. - Л., 1984.

18. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия. - Л., 1984.

19. Русские народные пословицы и поговорки. - М., 1965.

20. Русская народная словесность. - М., 1994.

21. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике. -М.,1986.

22. Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. - М., 1991.

23. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.

studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2018 год. (0.01 с) .

Источник:

studopedia.org

Кириллица, 3 альтернативных трактовки русских народных сказок

3 альтернативных трактовки русских народных сказок

Сказки – это неотъемлемая часть не только русского фольклора, но и культуры в целом. Отношение к этому жанру народного творчества было разным: до начала XIX века сказки считались уделом крестьянина, и высшее общество на них не обращало внимания. Однако позднее ситуация изменилась.

Дворяне поняли, что нужно держаться корней, чтобы сохранить свою национальную самобытность, а потому интерес к народным сказкам многократно возрос.

Тем не менее смысл, заложенный в этом жанре фольклора, становился со временем все менее понятным, а для современных детей и их родителей сказка теперь и вовсе зачастую только вид развлечения. Неужели и на Руси сказки сочиняли только для забавы?

Конечно, сказкой развлекали детей и много лет назад, но это была скорее второстепенная функция. Ребенка следовало в первую очередь воспитать и, самое главное, передать ему то понятие о мире, которое было у родителей.

Наши предки предпочитали прививать своё мировоззрение не в назидательной форме, а в более доступной для детей – игровой. Другими словами, родители через сказку объясняли своему чаду не только что хорошо, что плохо, но и почему восходит солнце или как появился наш мир. И если разобрать привычные нам фольклорные произведения с точки зрения философии тех веков, можно очень удивиться.

На первый взгляд знакомая всем сказка учит юного читателя, что нужно слушаться старших, а тщеславие обычно не доводит до добра. Однако сакральный смысл «Колобка», появившегося, очевидно, ещё в языческие времена, был в том, чтобы объяснить ребенку, как солнце, которое и символизирует круглая лепешка, путешествует по небосводу (по мнению некоторых исследователей народного творчества, животные на пути Колобка – это созвездия). Финальное съедение главного героя лисой – это не что иное, как затмение: древние думали, что солнце съедает злой дух.

Курочка Ряба

Для современного ребенка мораль этой сказки прозрачна: нужно беречь то, что у тебя есть, и радоваться простым вещам. Но для наших предков «Курочка Ряба» рассказывала о сотворении мира и появлении во Вселенной Солнца и Луны.

Мышь символизировала темного духа (считалось, что зверек появлялся из-под земли, а потому был связан с подземным миром), который попытался отобрать у людей Солнце. Но вместо одного светила испугавшиеся тьмы люди получили от утешавшей их курицы сразу два.

Как уже можно догадаться, эта сказка не только о том, что одному нельзя справиться с трудностями и нужно всегда друг другу помогать. Действительно, «Репка» также показывает преемственность поколений и связь мира людей с миром животных: когда человек сам не может что-то сделать, он зовет на помощь силы Природы.

Сама репка, во одной из версий, - это солнце: только в гармонии с окружающим миром люди могут получить от него блага.

Другие исследователи утверждают, что в первоначальном варианте были и отец, и мать, а репка символизировала корень рода, который посадил первопредок – дед. Правда, зачем тогда нужно было вытягивать этот корень, так и остается непонятным.

Таким образом можно разобрать любую народную сказку и найти в ней интересные символы и поучения. Например, Кощей символизирует не только языческого Чернобога, но и холод зимы, который крадет тепло (красных девиц), Емеля - человек, потерявший гармонию с миром природы, а Баба Яга – это смерть, от которой героям нужно убежать.

Однако ученые признают, что из-за утихшего на время интереса к фольклору некоторые произведения очень сложно толковать однозначно. Кроме того, очевидно, что для современных детей сакральные значения сказок будут непонятны, поскольку сейчас знания о мире шагнуло далеко вперед и мировоззрение совершенно поменялось.

Но это не значит, что читать ребенку произведения народного творчества в наше время не имеет смысла. Ведь они до сих пор сохранили особое волшебство, необходимое детской душе, а сам ребенок может открыть в сказках для себя что-то совершенно особенное.

Источник:

cyrillitsa.ru

Мифологические представления в русском необрядовом фольклоре: русская сказка

Мифологические представления в русском необрядовом фольклоре: русская сказка;

1. Русский фольклор.- М., 1986.

2. Русский фольклор. – М, 2007.

3. Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 1. – М., 2003.

4. Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 2. – М., 2003.

1. Афанасьев А.Н. Славянская мифология. – М., 2008.

2. Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008.

3. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993.

4. Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985.

5. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. – М., 2008.

6. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб., 2008.

7. Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006.

8. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – СПб., 2004.

9. Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008.

10. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А.М. Новиковой. – М., 1986.

11. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М., 2006.

12. Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество. – М., 2008.

13. Шангина И. Русские праздники: от святок до святок. – М., 2004.

14. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

РАЗДЕЛ III. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В РУССКОМ НЕОБРЯДОВОМ ФОЛЬКЛОРЕ

В своем изложение данной проблемы мы будем опираться на труды выдающегося российского ученого В.Я. Проппа. Так, в работе «Русская сказка» В. Пропп указывает, что только в немецком и русском языках имеется специальное слово для обозначения особого вида народной поэзии[465]. В русском языке слово «сказка» появилось не раньше XVII века, но это не значит, что на Руси не было сказок. Это свидетельствует только о том, что сказки обозначались каким-то другим словом. Вполне возможно, что этим словом было «баснь», чему соответствовал глагол «баять»и существительное «бахарь». А слово «сказка» до XVII века означало нечто достоверное, письменное или устное показание или свидетельство, имеющее юридическую силу. С XVII же века прослеживается еще одно, притом противоречащее приведенному выше значение слова «сказка». В указе царя Алексея Михайловича 1649 г. говорится: «Многие человецы неразумьем веруют в сон, и в встречи, и в полаз, и в птичий грай, и загадки загадывают, и сказки сказывают небылые»[466]. Здесь слово «сказка» обозначает уже то, что мы понимаем под этим сейчас.

Можно вывести два признака сказки, вложенные в это слово: 1) сказка признается повествовательным жанром (баять – «сказывать, рассказывать»); 2) сказка считается вымыслом. (В указе Алексея Михайловича — «сказки небылые»).

А.Н. Никифоров дал следующее определение сказки: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением»[467]. Это определение не потеряло своего научного значения до сих пор

В данном определении выражены все основные признаки, характеризующие сказку. Сказка, народная сказка есть повествовательный фольклорный жанр. Он характеризуется своей формой бытования. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи. Этим бытование народной сказки отличается от бытования искусственной, или литературной, сказки, которая передается путем письма и чтения и не меняется.

Сказка характеризуется как рассказ, т. е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак также еще не является решающим, так как имеются и другие повествовательные жанры (былина, баллада), которые не относятся к сказкам: Как уже указывалось, самое слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Это значит, что народ воспринимает сказку как повествовательный жанр по преимуществу.

Сказка рассказывается с целью развлечения. Она принадлежит к развлекательным жанрам. Признак развлекательности стоит в связи с другим признаком – необычность события (фантастического, чудесного или житейского).

Еще один признак, выделенный А. Никифоровым – специальное композиционно-стилистическое построение.

В.Я. Пропп, добавляя к определению А. Никифорова признаки сказки, отмечает, что действительность рассказанного никто не верит.

Часто наблюдается путаница между такими феноменами как сказка и миф. Миф есть стадиально более раннее образование, чем сказка.

Мифы, по мнению В.Я. Проппа, есть те рассказы первобытных народов, которые, может быть, и не выдаются за действительность (это не всегда может быть утверждаемо или отрицаело, так как тип мышления здесь иной: границы между вымыслом и действительностью полностью не осознаются), но которые признаются реальностью высшего порядка; они обладают священным характером. У первобытных народов такие рассказы обладают религиозно-магическим значением. Они могут входить в состав обрядов или сопровождать их. Как обряды, так и мифы имеют целью воздействовать на природу. Рассказы о животных, например, должны вызвать удачу на охоте и ловле, другие — воздействовать на погоду, вылечить от болезней. Они же представляют собой первобытную науку, попытку объяснить мир, происхождение Вселенной или отдельных частей ее - рек, гор, животных. Такие мифы называются этиологическими[468].

Итак, сказка имеет развлекательное значение, а миф сакральное. Миф, в отличие от сказки – священный рассказ, в действительность которого верили. Миф есть рассказ религиозного порядка, а сказка - эстетического.

Былина, в отличие от сказки, рассказывается как реальная история. Она приурочена к определенному месту и временим, имеет стихотворный характер. В легенде сильно выражен религиозный элемент и больше поучительного смысла. Бывальщина не имеет сказочной формы, а рассказывается в простой, разговорной манере. Анекдот имеет только юмористическую цель. Он краток и сжат и рассказывается только к случаю.

Итак, основным признаком сказки является установка на вымысел, а основными функциями сказки могут быть: развлекательная, эстетическая, поучительная, воспитательная.

Можно встреться множество классификаций сказок. Выделяют богатырские, сатирические, анедоктические, кумулятивные, небылицы, легендарные, докучные и др. Е. Росс акцентирует внимание на сказках о животных (примерно 10 % от всех сказок), волшебных сказках (30 % от всех сказок), бытовых сказках (60 % от всех сказок)[469].

Сказка о животных - это совокупность разножанровых фольклорных произведений, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В этих сказках человек либо играет второстепенную роль (старик из сказки, где лиса крадёт рыбу из воза), либо занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Вершки о корешки»). Сказки о животных имеют два плана: иносказательное сатирическое повествование и смешанное, занимательное поучение.

Сказки о животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или не ожидаемый конец, известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой явление психологического порядка, чем вызван их реализм и близость к человеческой жизни, несмотря на полную фантастичность разработки. Так, например, многие сказки построены на коварном совете и неожидан ном для партнера, но ожидаемом слушателями конце. Отсюда шуточный характер сказок о животных и необходимость в хитром и коварном персонаже, каким является лиса, и глупом и одураченном, каким у нас обычно является волк. Так, лиса советует волку ловить рыбу, опуская хвост в прорубь[470].

.Сказки о животных отличаются от басен, где герои также животные. Хотя персонажи-животные присутствуют в обоих жанрах, сказки обычно лишены прозрачных аллегорий и прямых нравоучений.

Волшебные сказки наиболее архаичны, корнями они уходят в мифологическую эпоху. Волшебное начало сказки заключает в себе религиозно-мифологическое воззрение первобытного человека, одухотворение им вещей и явлений природы, приписывание этим вещам магических свойств.

Фантастическое начало сказки имеет свои жизненные корни в мечте людей о господстве над природой. Эта мечта является и жизненной основой волшебной сказки. «Как ни характерны для сказки ее герои и предметы, живые и оживотворенные носители сказочного действия, все же самым важным и характерным для сказки как жанра является само действие. Для чудесной сказки эти действия определяют собой волшебно-приключенческий характер чудесной сказки как особого повествовательного жанра», - писал Ю. М. Соколов[471].

Как отмечает В.Я. Пропп, «все волшебные сказки однотипны по своему строению»[472]. Можно выделить следующие элементы композиции волшебных сказок:

1. Экспозиция, в которой рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какое-то действие;

2. Завязка, которая состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают какую-то потерю или недостачу;

3. Развитие сюжета, где происходит поиск потерянного или недостающего;

4. Кульминация, где главные герой/героиня сражается с противоборствующей силой и всегда побеждает ее. Эквивалентом сражения может быть разгадывание трудных задач, которые всегда загадываются;

5. Развязка, где происходит преодоление потери, или недостачи. Герой/героиня в конце «воцаряются» или приобретают более высокий социальный статус, чем был в начале;

В.Д. Чернилев указывает, что «сюжет волшебной сказки представляет собой модель коловращения судеб главных героев с обязательным возвращением к идеальному миру»[473].

В.Я. Пропп доказывает, что все волшебные сказки имеют следующую структуру: отъезд героя из дома – первая встреча с чудесным помощником (или приобретение коня, меча, шапки-невидимки, клубка и т.п.) – вторая встреча с чудесным помощником – приключение в пути – встреча с соперником, битва с ним – решение дополнительных задач – получение желаемого (чудесного предмета, царевны и т.п.) –возвращение героя – награда.

ü Проанализируйте любую волшебную русскую народную сказку и докажите/опровергните позицию В.Я. Проппа.

Можно выделить следующие основные персонажи волшебной сказки и сформулировать их основные функции:

Выделим следующие законы сказочной поэтики:

ü Сказка знает старость, но не знает старения.

ü Герои передвигаются в пространстве почти беспрепятственно, не зная сопротивления естественной среды.

ü Действие в сказках не имеет логической мотивировки.

Сформулируем стилистические особенности волшебных сказок:

ü Зачин (вступление, присказка) обычно напрямую не связан с содержанием сказки. Он может быть хронологический («Жили-были. ») или топографический («В некотором царстве. »).

ü Шаблонные концовки («Я там был, мед-пиво пил. », «Стали жить-поживать. », «Сказка вся - больше врать нельзя..»).

ü Стилистические обороты («Скоро сказка сказывается, да. », «Коли стар человек, будь нам. », «Фу-фу! Русским духом пахнет..»)

ü Нет подробных портретов героев, но в целом положительные герои всегда красивы, а отрицательные имеют какие-либо недостатки внешности.

Следующий разряд сказок - сказки новеллистические, реалистические или бытовые. Характер их совершенно иной, чем характер сказки волшебной. По мнению В.Я. Проппа, все три названия возможны, но ни одно не обладает точностью научного термина и каждое может быть применено лишь условно и с оговорками[474].

Реалистическими сказки могут быть названы потому, что действующие лица в них — не потусторонние фантастические существа, а реальные люди. Но вместе с тем эти сказки далеки от того, что называется реализмом. Они могут быть названы новеллистическими, так как представляют собой краткие занимательные и интересные рассказы. Но это все же не новеллы, а настоящие сказки. Наконец, их можно назвать бытовыми, так как крестьянский дореформенный быт находит в них сравнительно широкое отображение, хотя описание быта никогда не является их целью.

Если в волшебной сказке мы видели некоторую двуплановость, наличие двух миров, то в бытовых сказках мир только один. Это наш мир, в котором мы живем, но при этом в сказках совершенно нет описания обстановки, в которой развивается действие. Обстановка не описывается, а только мыслится или подразумевается, или дается как некоторый фон, на котором действие развивается, и набрасывается очень скупыми штрихами. Но хотя в таких сказках и нет прямых описаний, быт составляет не только фон, но материал, арсенал, которым в художественных целях пользуется бытовая сказка. В силу этого бытовая сказка имеет самую тесную связь с действительностью. Действующие лица всегда принадлежат к определенной социальной категории. Герой бытовых сказок — уже не царевич, не младший из трех сыновей. Это молодой парень, крестьянин, солдат, батрак, мужик. Его антагонист — барин, помещик, поп, судья, богач[475].

Как и волшебные, бытовые - насквозь оптимистичны. Герой всегда побеждает своих противников. Но характер борьбы здесь иной, как иная и мораль этих сказок. В волшебной сказке всегда побеждает добро. Зло воплощено в образе фантастических существ: змея, Кащея, Яги и т. д. В бытовой же сказке носители зла — земные люди. Зло представлено не Кащеем, змеем, или ведьмой, а теми антагонистами, которых крестьянин видит в своей жизни. В борьбе с ними всякие средства хороши. Противник героя силен социально, но ничтожен по существу. Герой же ничтожен социально, он стоит на низших ступенях социальной лестницы. Он обездолен, беден, угнетен. В изображении его нет никакой идеализации. В его облике как будто нет ничего красивого, подчеркнуто героического. Он самый обыкновенный человек. Но в то же время он воплощение смелости, решительности, находчивости, неугасимой силы духа и воли к борьбе, иногда — необычайной хитрости. Поэтому он всегда побеждает.

Один из основных признаков этих сказок — отсутствие сверхъестественности. В них, как правило, не нарушаются законы природы. В волшебных сказках герой приобретает какое-нибудь волшебное средство и при помощи его достигает своих целей. В так называемых реалистических сказках волшебного средства никогда нет, и это может служить одним из признаков отличия их от волшебных сказок. И, тем не менее, сверхъестественное в этих сказках есть, но оно втянуто в орбиту обычной, будничной жизни и всегда окрашено комически. Так, например, есть сказки, в которых фигурирует черт. Но этот черт совсем не похож на волшебных персонажей фантастической сказки. Это всегда обманутый, одураченный черт, побежденный человеком,

Итак, бытовая сказка сходна с волшебной сказкой по композиции. Но в ней необычность содержания сочетается с реалистическим описанием бытовой обстановки. В сказке этого жанра действует человек-трикстер (англ. Trickster - обманщик, ловкач). Обычно он из демократической среды, борется за справедливость с власть предержащими и добивается этого.

Можно предложить следующую классификацию бытовых сказок по содержанию:

Необходимо отметить, что фольклорная сказка стала импульсом к созданию огромного количества литературных сказок, подарив авторам готовые сюжетные схемы, поэтические средства, формулы и т.п.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «сказка»? Чем сказка отличается от мифа, басни и т.п.?

2. Дайте характеристику наиболее распространенным классификациям сказок.

3. Дайте характеристику основным элементам композиции волшебных сказок.

Источник:

studopedia.su

Народное творчество 12 русских сказок в городе Ижевск

В этом каталоге вы сможете найти Народное творчество 12 русских сказок по разумной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть прочие предложения в категории Детская литература. Ознакомиться с свойствами, ценами и обзорами товара. Доставка осуществляется в любой город России, например: Ижевск, Красноярск, Волгоград.