Книжный каталог

История инквизиции в Испании

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Прижизненное издание.Санкт-Петербург, 1914 год. Издание Брокгауз-Ефрон.Иллюстрированное издание.Типографский переплет.Сохранность хорошая.Самуил Горациевич Лозинский (1874-1945) - историк и писатель, автор многих работ, посвященных истории нового времени и средних веков (главным образом, исследования по истории католицизма - История инквизиции в Испании , Святая инквизиция , История папства ).Данное исследование охватывает период в 350 лет (1480 - 1830 гг.) и повествует о деятельности инквизиции в Новое время. Нигде в Европе, за исключением Испании, инквизиция не стала самостоятельным и независимым учреждением, просуществовавшим вплоть до второй четверти XIX века, и ни в какой другой стране не проявила столь энергичной и многосторонней деятельности. Книга содержит уникальный материал, переработанный историком С. Г. Лозинским.Не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации.

Характеристики

  • Тип обложки (Переплет)
    Твердый переплет
  • Количество страниц
    502
  • Формат издания
    175x265
  • Статус (вид издания)
    Антикварное издание
  • Сохранность
    Хорошая
  • Год выпуска
    1914
  • Автор на обложке
    С. Г. Лозинский
  • Тип издания
    Отдельное издание
  • Язык издания
    Русский
  • Издательство
    Издание Брокгауз-Ефрон
  • Автор
    Самуил Лозинский
  • Вес
    1110
  • Ширина упаковки
    180
  • Высота упаковки
    35
  • Глубина упаковки
    270

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Евгений Викторович Тарле История инквизиции Евгений Викторович Тарле История инквизиции 309 р. litres.ru В магазин >>
Самуил Лозинский История испанской инквизиции Самуил Лозинский История испанской инквизиции 479 р. ozon.ru В магазин >>
Люттоли Великий мавр Люттоли Великий мавр 89.9 р. litres.ru В магазин >>
Лозинский С. История испанской инквизиции Лозинский С. История испанской инквизиции 484 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
М. Филиппсон Религиозная контрреволюция в XVI веке. Инквизиция М. Филиппсон Религиозная контрреволюция в XVI веке. Инквизиция 294 р. ozon.ru В магазин >>
Наталья Ильина Удивительная Испания Наталья Ильина Удивительная Испания 89.9 р. litres.ru В магазин >>
Коллектив авторов История Испании. Том 1. С древнейших времен до конца XVII века Коллектив авторов История Испании. Том 1. С древнейших времен до конца XVII века 370 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Испанская инквизиция: история и деятельность

Испанская инквизиция

Несколько веков подряд главным тормозом развития общества являлась деятельность церкви: прикрываясь религиозными и нравственными принципами, она погубила множество людей, благодаря которым прогресс человечества могла бы продвигаться гораздо быстрее даже в те седые времена. Испанская инквизиция прослыла всеведущей и беспощадной, а одной из причин ее распространения стала завоевательная деятельность испанской короны.

Суть инквизиции

Своим появлением в обществе инквизиция обязана римско-католической церкви: она учредила специальный орган, целью которого являлся розыск, преследование и наказание еретиков. Основный принцип церкви, исповедовавший духовное спасение человечества исключительно через веру, привел к тому, что главной задачей каждого человека верующего стало обращение инакомыслящих на путь спасения.

По мнению религиозной правящей верхушки, если убеждение и проповедь не могли оказать должного воздействия на отступника, должны были найтись меры, которые через боль и мучения могли бы привести его под купол церкви. Лица же, которые угрожали спасению других, должны были быть отлучены от церкви, посажены в тюрьму, подвергнуты пыткам и сожжены впоследствии на костре.

При этом чем сильнее наблюдалось возвышение церковной власти в стране, тем более жестокими становились пытки и допросы.

Условно всю историю инквизиции можно разделить на 3 этапа:

  1. Преследования отступников до XIII века
  2. Доминиканская инквизиция (XIII век).
  3. Инквизиция в Испанском королевстве (XV век).

И если во время первого периода преследования еретиков носили очень индивидуальный и не частый характер, то уже в течение третьего этапа деятельность церкви была неразрывно связана с монархическими интересами.

Основатель инквизиции

Начало данному явлению в Испании было положено еще в XIII веке, но особое распространение оно получило в XV столетии благодаря булле Папы Римского, в которой прописывались принципы слежения за исполнением церковных доктрин, обращения мусульман и иудеев в истинную веру, разоблачения суеверий.

Этот период ознаменовался также объединением Кастилии и Арагона под предводительством Фердинанда II и Изабеллы I. Имя основателя испанской инквизиции сегодня знает каждый, кто изучал историю и религию европейских стран того периода, – Томас-де-Торквемада. В ту эпоху ему принадлежала роль ближайшего советника королевы Изабеллы, которому она безмерно доверяла: таким образом Торквемада приобрел власть над всем испанским народонаселением.

Объектами преследования становились не просто отступники от церковной доктрины, но и политические деятели, и богатые жители страны, при этом совершенно независимо от их религиозных верований. В качестве вины им вменялось проведение колдовских ритуалов, которые помогали им захватывать власть и богатства.

Попасть в поле зрения Святой инквизиции можно было за малейшую провинность: при этом обвиняемые не имели права узнать, за что именно подвергаются пыткам и наказаниям, что, в свою очередь, не давало им возможности оправдаться.

Обратиться с прошением к Папе или Королеве также возможности не было, а потому те, кто попал в руки инквизиторов, считались приговоренными на смерть.

Способов уличить отступников в богохульстве существовало настолько много, что считаться им мог абсолютно каждый житель государства. Возможно, именно поэтому имя Великого инквизитора до сих пор считают символом религиозного фанатизма и жестокости. По сведениям историков, на его совести находится порядка 20 тысяч сожженных испанцев.

История инквизиции

Известная всем расправа над еретиками возникла в Испании в качестве отголоска тех событий, которые происходили во Франции, но уже с большим политическим оттенком. По мнению ученых, Испания в тот момент представляла собой наиболее удачный плацдарм для развития такого явления в обществе.

Мавры в Испании, а точнее, бесконечная борьба с ними привела к развитию такого всепоглощающего чувства как религиозный фанатизм, которым не преминули воспользоваться доминиканцы.

В тот момент на территориях, отвоеванных испанскими королями, евреев и мавров было великое множество. Первые отличались своей образованностью, просвещенностью, предприимчивостью, что позволяло им вести зажиточный образ жизни. Их богатство начало вызывать интерес правительства и зависть простого населения. Многие из евреев были обращены в христианство, но в тайне продолжали исповедовать веру своих отцов.

Именно в период объединения Изабеллы и Фердинанда и начинается преследование этих слоев населения реорганизованной инквизицией. И мотивом даже, скорее, служила не столько попытка христианизации этих членов общества, сколько возможность укрепить казну и власть монархов.

В 1480 году в Севилье был основан первый трибунал, который за год приговорил к смертной казни около 300 еретиков, что не могло не вызвать многочисленные жалобы и протесты местных архиепископов. С целью рассмотрения этих петиций был назначен генеральный инквизитор, в роли которого и выступил вдохновитель всего процесса – Томас-де-Торквемада.

Со временем была развита целая система инквизиционных учреждений: главный совет и 10 трибуналов по всей стране.

В 1484 году состоялся съезд инквизиторов, на котором был составлен документ, регулировавший принципы и методы обращения нехристиан в истинную веру.

С этого момента процесс от ареста до казни стал проходить гораздо быстрее.

В начале 90-х годов XV столетия Торквемаде удалось добиться от испанских королей приказа об изгнании евреев. А еще спустя немного времени, после завоевания Гранады, из страны были изгнаны и мавры. Крестившиеся мавры – мориски — еще какое-то время жили на территории королевства, но в 17 веке окончательно были выдворены из страны Филиппом III.

После этого инквизиция проникла в Португалию и Нидерланды и впоследствии послужила причиной отсоединения части территорий последней от Испании.

Окончание инквизиции

Упадок этого явления приходится на период правления Карла IV. Именно тогда впервые были предприняты попытки заботы о населении, а также было решено, что накопленные церковью богатства в значительной мере препятствуют развитию общества и его прогрессу.

Официальная отмена инквизиции произошла при Наполеоне и Жозефе Бонапарте в 1808-1812 годах.

В 1814 году была предпринята попытка возродить это явление в обществе, но особым успехом она не увенчалась. Окончательно инквизиция было отменена в 1834 году указом, который подписала регент Мария Кристина Бурбон-Сицилийская.

Стоит отметить, что список жертв Великой инквизиции в значительной мере пополнили и наследники испанского престола. Предать их сожжению, правда, не рискнули, но бесконечным преследованиям и заточениям все же подвергли.

В 2002 году Иоанн Павел II, в тот момент руководивший Ватиканом, принес личное покаяние за все те ошибки, которые совершила церковь в период расцвета инквизиции.

Орудия пыток

Инквизиция в Испании славилась своей жестокостью и разнообразием всевозможных пыток. Некоторые орудия издевательств над человеческими телами до сих пор сохранились в музеях страны:

  • кресло допроса – использовалось для проведения следствия. Подсудимый усаживался в него в обнаженном виде так, чтобы при малейшем движении в него вонзались шипы. Иногда, чтобы усилить муки, инквизиторы разводили под креслом костер;

  • дыба-ложе – представляла собой большой стол, на который укладывался подсудимый, а его руки и ноги фиксировались специальными деревянными обручами. Обездвиженное тело начинали вытягивать, что причиняло неимоверную боль и приводило к разрыву тканей. Таким образом растянуть тело удавалось на 30 см;
  • дыба-подвес – считалась самым легким орудием пытки. Обвиняемому связывали руки за спиной и перебрасывали конец веревки через лебедку, которая поднимала тело вверх. К ногам зачастую привязывали груз и оставляли подвешенного в таком положении на какое-то время.

Следует напомнить, что в каком-то измененном виде инквизиция существовала и в XX веке вплоть до 1965 года. Тогда она носила название Священной конгрегации. В наши дни так же по-прежнему можно найти отголоски этого явления, которые проявляются в виде отлучений от церкви, различных списков запрещенных церковной цензурой книг и прочих действий.

Источник:

v-ispanii.com

Появление инквизиции в Испании, Учреждение Святого трибунала - Испанская инквизиция, её роль в жизни страны и общества

Появление инквизиции в Испании Учреждение Святого трибунала

С раннего периода существования христианской церкви епископы, и в их числе папы римские, были наделены инквизиторскими полномочиями - расследовать, судить и карать еретиков и пользовались ими на протяжении всей истории церкви. Этими правами продолжают пользоваться после роспуска священной канцелярии, согласно все ещё действующему каноническому праву. Инквизиция, согласно данным ей при утверждении привилегиям, не была ответственна ни перед каким государственным учреждением и не была подсудна никакому светскому суду. Все, что имело какое-либо касательство к инквизиции, могло рассматриваться исключительно инквизиционными трибуналами, деятельность которых все более и более расширялась, неизбежно приходила в столкновение с обычными светскими судами. На решение инквизиционных судов возможна была апелляция лишь к великому инквизитору, и это делало инквизицию страшной и совершенно независимой силой.

Главным объектом гнева Испанкой инквизиции за время ее существования была «иудействующая ересь» Григулевич И. Р. Инквизиция. М.: Политиздат, 1985. С. 16.. Дело в том, что когда в 711 г. арабы завоевали большую часть Иберийского полуострова, образовались две группы государств: испано-христианские и арабо-мусульманские. После этого до 1492 г. шел процесс отвоевания испанских земель. За это время арабы и христиане приобрели очень тесный контакт, отчасти благодаря евреям. Но благодаря учреждению инквизиции это относительное мирное сосуществование трех народов раскололось.

Инквизиция возникла из-за того, что католическая церковь стала утрачивать свою силу, а также терять верующих. Были также и материальные причины (например, поддержка доносчиков и палачей, борющихся с инаковерующими). В Испании, кроме того - это была ненависть к евреям, т.к. евреи были весьма заметны в обществе и богаты; помимо этого правители мавров выказывали евреям всяческое расположение, чего обычные испанцы редко видели по отношению к себе. Так же, евреи были известны как практикующие магию, что по тем временам шло вразрез с устоями церкви. В Испании точной даты основания святой инквизиции не известно: одни исследователи предлагают считать годом основания трибунала 1481 в Севилье, поскольку к этому году учреждения инквизиции уже вполне оформились, для других ориентиром служит булла 1483 года, в которой папа назначил инквизитором Томаса де Торквемаду, третьи - и вовсе указывают еще более ранние даты.

В 1224 году инквизиция существовала уже в Италии под ведением доминиканских монахов. Это подтверждается узаконением Фридриха II, опубликованным в Падуе против еретиков 22 февраля двенадцатого индикта, что соответствует указанному выше году. Закон этого императора гласил, что еретики, осужденные Церковью и преданные ею светскому правосудию будут наказаны соответственно их преступлению; если боязнь казни приведет кого - либо из них к воссоединению с Церковью, он будет подвергнут канонической епитимьи и заключен пожизненно в тюрьму; еретики, вернувшиеся в лоно церкви, обязуются отправляться на поиски других виновных, пока их не обнаружат; произнесший отречение от ереси в смертный час, а затем вторично впавший в нее по выздоровлении одинаково будет подвергнут смертной казни; преступление оскорбления Божия величества сильнее преступления оскорбления величества человеческого; так как Бог наказывает детей за грехи отцов, то и дети еретиков, до второго поколения, будут объявлены неправоспособными к занятию общественной должности и пользованию почетом, исключая детей, сделавших донос на своих отцов, который в силу этого должны считаться невинными Льоренте Х. А. Критическая история испанской инквизиции, т. I. М., 1936. С. 73.. В 1232 году в силу буллы Григория IX в Испании была принята первая инквизиция.

В период с 1232 по 1481 года, происходит становление инквизиции, такой какой ее знает большинство из нас, представляя ее как карательный орган

В 1233 году французская инквизиция получила устойчивую форму, данную ей св. Людовиком на основании определений соборов в Тулузе, Нарбонне и Безье. В это время Испания, не считая магометанских государств, была разделена на четыре христианских королевства: Кастилию, Наварру, Арагон и Португалию. Кастилия находилась под властью св. Фердинанда, который не замедлил присоединить к ней королевства Севилья, Кордова и Хаэна. Хайме I правил Арагоном. Этот государь вскоре оказался владыкой королевства Валенсия и Майорка. Наварра подчинялась Санчо VIII, который в следующем году умер, оставив свою корону Теобальду I, графу Шампаньи и Бри, Санчо II царствовал в Португалии.

В этих четырех католических королевствах Испании находились доминиканские монастыри со времени учреждения этого ордена; поэтому, вероятно, там была учреждена инквизиция, как уверяют в этом многие авторы,. Между тем ни один подлинный документ не подтверждает ее существования в этих государствах до 1232 года, когда папа Григорий IX обратился к архиепископу Таррагоны дому Эспараго и к его викариям с буллой от 26 мая, в которой, после пышного вступления, извещает их, что до него дошли сведения о проникновении ереси во многие города их епархий. Он увещевает их, чтобы они противодействовали ее успехам, самолично разыскивая еретиков и распространителей ереси или приказывая это делать монахам-проповедникам и другим лицам, согласно тому, как он уже повелел в 1231 году в своей булле против еретиков и их сообщников Льоренте Х. А. Критическая история испанской инквизиции, т. I. М., 1936. С. 73..

Папа прибавляет: если какой-либо еретик захочет вернуться в лоно Церкви, можно ему дать отпущение согласно формам, предписанным канонами, после наложения на него обычной епитимьи. Но он усиленно советует не оказывать этой милости иначе, как уверившись в искренности обращения виновных способами, диктуемыми благоразумием и согласными со всеми постановлениями на этот счет, дабы избегнуть скандала вторичного отпадения Ланглуа Ш. В. Инквизиция по новейшим исследованиям. М., 1903. С. 57..

Есть мнение, что архиепископ Таррагоны сообщил полученное им папское бреве брату Суэро Гомесу, первому провинциалу испанских доминиканцев, уроженцу Португалии, одному из первых учеников св. Доминика, поручая ему определить монахов своего ордена, которых он сочтет наиболее подходящими для исполнения обязанностей уполномоченных папою инквизиторов и поставить их именем Его Святейшества. Это утверждение не основано ни на каком свидетельстве; однако, Суэро умер 7 апреля 1233 года, и архиепископ обратился к брату Хилю Родригесу де Вальядаресу, который его сменил, и функции которого простирались на четыре христианских королевства полуострова вследствие небольшого числа монастырей его ордена, тогда существовавших. Он послал папскую буллу также дому Бельтрандо, епископу Лериды, который приказал ее исполнить в своей епархии, где была основана первая испанская инквизиция Лозинский С. Г. История инквизиции в Испании. СПб., 1914. С. 42..

8 ноября 1235 года Григорий IX возобновил и сделал общим для всего христианства узаконение, изданное им в 1231 году против римских еретиков. Видя, что доминиканцы справляются успешно с порученной им обязанностью, он доверил им исполнение своей буллы, выпустив 20 мая 1233 года бреве с поручением приору и монахам-доминиканцам Ломбардской провинции. Этот документ находится в Собрании соборов Там же с. 51..

По смерти архиепископа Эспараго его заместил дом Гильерме Монгриу. Не зная, как держаться в отношении некоторых пунктов последней папской буллы, он запросил римскую курию. Григорий IX ему ответил 30 апреля 1235 года, послав при этом для руководства инквизиторов примечания, которые были редактированы его духовником св. Раймондом де Пеньяфорте, испанцем, доминиканским монахом Кудрявцев А. Е. Испания в средние века. Л., 1937. С. 38.. Новому архиепископу было предложено доставить их инквизиторам и с точностью их выполнять.

Гильерме Монгриу с помощью инквизитора доминиканского монаха Педро де Планедиса и епископа Урхеля приступил к исполнению папской буллы против еретиков своей епархии. Это стоило жизни монаху Педро, почитаемому ныне за святого в Урхельском соборе.

В 1242 году дом Педро Альбалате, архиепископ Таррагоны, преемник дома Гильерме Монгриу, собрал в этом городе поместный собор. На нем определили способ, каким инквизиторы должны были действовать против еретиков, и канонические епитимий, которым примиренные с Церковью должны были подвергаться и которые, несомненно, были гораздо суровее, чем епитимьи теперешней испанской инквизиции. Одна из этих епитимий состояла в том, что примиренный должен был в течение десяти лет каждое воскресенье Великого поста стоять у церковных дверей в одежде кающегося, на которую нашивались два креста из материи отличного от одежды цвета, чтобы все могли их заметить. Было постановлено также, чтобы нераскаянные передавались светскому правосудию для смертной казни Там же с. 43..

Папа Иннокентий IV покровительствовал инквизиции и умел ценить услуги, которые ей оказывали доминиканцы. 9 июня 1246 года он отправил генералу и монахам ордена бреве. В нем он позволял генералу и его преемникам не признавать монахов, которые явились бы от святого престола для проповеди крестового похода или для борьбы с ересью; посылать этих инквизиторов, куда ему заблагорассудится и заменять их другими по выбору. В случае отказа этих делегатов римской курии доминиканцы были уполномочены принуждать их посредством церковных наказаний. Каждый провинциал мог это делать по отношению к монахам своей провинции Козик П. З. Социальные основы христианского сектанства II-III вв. Казань, 1961. С. 89..

Особое доверие, которое папа оказывал испанским доминиканцам, доказывает бреве от 22 октября 1248 года, адресованное провинциальному приору братьев проповедников королевства и монаху этого ордена. Папа заявляет, что эти монахи особенно отличились в деле обращения еретиков; это заставляет его счесть уместным уполномочить приора выбрать и назначить некоторых из их среды в качестве инквизиторов той части Нарбоннской Галлии, которая находится под властью арагонского короля Хаиме I, и обязать их взять за правило своего поведения узаконения папы Григория IX.

21 июня 1253 года, тот же папа отправил доминиканским монахам, инквизиторам Ломбардии и Генуи, новое бреве, распоряжения которого относились также и к инквизиторам Испании. Он им давал власть истолковывать регламенты и права городов таким способом, чтобы считать их недействительными во всех тех случаях, когда они могли бы повредить интересам инквизиции; лишать должностей, почестей и звания тех, кого сочтут достойными этого наказания, и вести судебные дела, не сообщая обвиняемым имен свидетелей. Даруя эти новые привилегии и преимущества, папа повелевал инквизиторам распорядиться, чтобы показания подтверждались свидетелями в присутствии уважаемых особ, дабы не возникало никакого сомнения в их подлинности.

9 марта 1254 года папа подтвердил свои распоряжения новым бреве. Права инквизиторов получили новое расширение, так как им было позволено лишать почестей, должностей и званий не только еретиков, но и их пособников, сообщников и укрывателей. Бреве гласило также, что свидетельские показания будут иметь силу в судопроизводстве, хотя имена свидетелей и оставались неизвестными.

Папа Урбан IV, видя, с каким рвением доминиканцы преследуют еретиков, выпустил бреве, в котором заявлял, что отныне в королевстве не будет иных инквизиторов, кроме доминиканских монахов-проповедников. Он уполномочивал их требовать к себе все процессы, начатые каким-либо другим инквизитором, кто бы он ни был, за исключением тех дел, которые должны разбираться епархиальным епископом. В то же время он даровал им власть арестовывать в согласии с епископом не только еретиков, но и их пособников, сообщников и укрывателей; лишать их церковных доходов, если они ими обладают, отлучать их от Церкви и привлекать к суду всех тех, кто воспротивится мерам, которые инквизиция сочтет нужным принять.

1 августа 1255 года Урбан IV предоставил всем провинциалам доминиканцев Испании право назначать двух инквизиторов, смещать их, если ими останутся недовольны, и выбирать на их место других. 4 августа он прибавил к этому праву привилегию, состоящую в том, что инквизиторы не могут быть никем отлучаемы от Церкви или отрешаемы от священнослужения, кроме папы или по специальному апостолическому поручению, и что они могут освобождать друг друга взаимно от всякого рода отлучения Григулевич И. Р. Папство. Век ХХ. М., 1981. С. 52..

Инквизиция, существовавшая в период с 1232 по 1474 года, была создана для борьбы с еретическими учениями, под ее юрисдикцию подпадал также контроль и наблюдение за иноверцами, такими как: евреи и мусульмане. Хотя все же, в основном она боролась против еретиков, которые переиначивая учение Христа, подрывали устои Церкви и уводили паству. Случаи сожжения на кострах, в то время, были крайне редки. Более предпочтительным было заставить еретика отречься, а затем заставить выдать других еретиков. Тех, кто упорствовал, ждали пытки и тюремное заключение, но после отречения, их отпускали с наложением епитимьи. На смену «старой» инквизиции приходит «новая», в которой большое внимание было уделено: внушению страха в народ, посредством публичного сожжения на костре. Характерной чертой также стало, частое применение, наказания в виде конфискации имущества и уплата различных штрафов.

После того как, в 1469 году состоялась свадьба Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской, в 1474 году они восходят на престол объединенного королевства (Кастилия, Арагон, Сицилия). С образованием этого нового королевства, инквизиция, действовавшая тут ранее, теряет юридическую основу. Поэтому папа Сикст IV всячески старался их уговорить вернуть ее. Фердинанд и Изабелла были крайне религиозными людьми, поэтому они особо не противились папе, но все-таки религиозные мотивы не были главными. Предлогом для введения предыдущей инквизиции была война с альбигойцами. В теперешней инквизиции, необходимость наказать отступничество новообращенных испанских евреев.

Важно заметить, что огромная торговля, которую вели испанские евреи, передала в течение XIV века в их руки наибольшую часть богатств полуострова и что они приобрели благодаря этому большую сипу и влияние на управление в Кастилии.

Христиане, которые не могли с ними соперничать в промышленности, почти все стали их должниками, и зависть не замедлила сделать их врагами своих заимодавцев. Такое настроение было подстрекаемо и старательно поддерживаемо людьми, которые поддерживали свои корыстные замыслы; в результате часто происходили ожесточенные споры и народные волнения почти во всех городах двух королевств, вплоть до Наварры.

В 1391 году, в результате распространения слухов о том, что евреи на своих праздниках приносят в жертву христианских детей. Они повлекли за собой погромы в множестве городов, толпы людей выходили на улицы и попросту вырезали всех евреев. У историков существуют разные мнения по: числу жертв в этих погромах; некоторые называют число 20000, а некоторые 5000.

Было известно, что некоторые смогли избежать смерти, сделавшись христианами. Неудивительно что, прознав об этом, большое количество из них искали спасения, и церкви наполнились евреями, разного возраста и разного социального положения, которые спешили принять крещение. В короткое время более ста тысяч семейств, то есть, быть может, миллион человек, отказались от закона Моисеева, чтобы принять веру Иисуса Христа Льоренте Х. А. Критическая история испанской инквизиции, т. I. М., 1936. С. 43..

Число обращений значительно возросло в течение первого десятилетия XV века благодаря рвению некоторых миссионеров, которые в момент вышеупомянутых народных возмущений начали произносить проповеди против иудейского закона, чтобы заставить следовавших ему оставить его.

Все эти новообращенные евреи обозначались названием новых христиан, или новохристиан, потому что они лишь недавно приняли христианство. Народ звал их также обращенными, как переменивших веру, и исповедниками, потому что, делаясь христианами, они исповедали упразднение закона Моисеева.

Евреи между собою как бранное слово употребляли еврейское выражение мараны (marranos), происходящее от искажения слов маран-афа (maran-atha), что значит, Господь наш пришел. Вследствие этого не новохристиане (коренные христиане) из презрения называли новых христиан поколением маранов или проклятой расой Лозинский С. Г. Святая инквизиция. М., 1927. С. 65..

Наконец, их все равно называли евреями, потому что их смешивали с теми, которые не переставали быть евреями, этому причиной служило то, что большинство новообращенных, через некоторое время вновь возвращались к старой вере.

Ввиду того, что в обращались в христианство только из-за страха смерти, но не из-за истинного убеждения, а также надежда разделить с христианами общественные места и должности также привела большое число евреев в церковь с просьбой о крещении. В дальнейшем многие из них раскаялись в отречении от прежней веры и вернулись к иудаизму тайно, тем не менее, внешнее поведение они сообразовывали с поведением остальных христиан.

Многие из них были опознаны; это послужило религиозным мотивом, который побудил Фердинанда V приказать учредить трибунал. Сикст IV не мог его не одобрить, потому что введение его должно было увеличить влияние власти святого престола Там же с. 69.. Этому двойному замыслу, скрытому под видимостью рвения к защите веры, испанская инквизиция обязана своим происхождением.

Фердинанд V был особенно расположен принять в свои владения инквизицию. Она ему предоставляла легкую возможность увеличить свои сокровища посредством конфискации громадных богатств, принадлежащих евреям. Единственным препятствием, которое надо было преодолеть, был отказ королевы Изабеллы, которая, несмотря на свою религиозность, не давала согласия на то, что предполагалось совершить в Кастилии.

Эта королева не могла одобрить того средства, которое открыто претило мягкости ее характера; но, если потревожить ее совесть, все были уверены в получении ее согласия, и ей дали понять, что при сложившихся обстоятельствах мера эта была для нее религиозным долгом.

Изабелла поддалась представлениям своего совета и поручила своему послу дому Франсиско де Сантильяну, епископу Осмы, ходатайствовать от ее имени перед римской курией о булле для учреждения в Кастильском королевстве трибунала инквизиции.

Этот документ был выпущен 1 ноября 1478 года. Он уполномочивал Фердинанда и Изабеллу назначить двух или трех архиепископов и епископов или других церковных сановников, известных своей мудростью и добродетелью, из белых священников или монахов в возрасте не моложе сорока лет и безупречного поведения, после того как они выдержат полный экзамен. Этим священнослужителям во всех королевствах и государствах Фердинанда и Изабеллы должно быть поручено обнаружение еретиков, вероотступников и пособников этих преступлений. Папа присвоил им необходимую юрисдикцию, чтобы действовать против виновных согласно с правом и обычаями, и позволял обоим государям отзывать их и назначать на их место других лиц.

Ввиду того, что вводимая мера не нравилась Изабелле, совет этой королевы, по ее приказанию, велел отсрочить исполнение этой буллы, чтобы прекратить зло, на которое жаловались в народе, другими, менее суровыми мерами.

Кардинал Мендоса, архиепископ Севильи, составил катехизис, приспособленный к существовавшим обстоятельствам, для употребления его новохристианами. Этот прелат опубликовал его в своем дворце в 1478 году и особенно рекомендовал всем приходским священникам пользоваться им, чтобы часто и с величайшим старанием объяснять неофитам на особых собраниях христианское учение.

В 1480 году один еврей обнародовал сочинение, в котором нападал на управление Фердинанда и Изабеллы и говорил много дурного о христианской религии. Фернандо де Талавера, иеронимитский монах, духовник королевы, известный как своей ученостью, так и своими добродетелями, опубликовал в следующем году сочинение под заглавием: «Католическое опровержение еретического пасквиля, вышедшего в Севилье в 1480 году» Арну А. История инквизиции. Л., 1926. С. 24..

Если бы следовали такому способу воздействия на народные массы, то многочисленные жертвы инквизиции, не стали бы позором для Испании, но так как, король и папа хотели, чтобы трибунал был принят, то стало возможным получить на это согласие королевы. Папский нунций и доминиканцы ничем не пренебрегали для успеха в этом деле. Оба государя, будучи в Медина-дель-Кампо, назначили 17 сентября 1480 года первыми инквизиторами брата Мигуэля Морильо и брата Хуана де Сан-Мартино, доминиканцев (первый был инквизитором в арагонской провинции Руссильон), а в качестве советника и асессора этих двух монахов доктора Хуана Руиса де Медину, светского аббата коллегиальной церкви в Медина-де-Рио-Секо, советника королевы. В качестве прокурора двум инквизиторам дали Хуана Лопеса дель Барко, капеллана Изабеллы.

Население королевства Кастилия с таким недовольством встретило учреждение у них инквизиции, что, когда, инквизиторы прибыли в Севилью и показали свои мандаты и королевский приказ, то оказалось невозможным собрать небольшое число людей и получить средства, в которых они нуждались для того, чтобы приступить к исполнению своих обязанностей.

Совету Фердинанда и Изабеллы, которые находились еще в Медина-дель-Кампо, понадобилось послать 27 декабря новый приказ, чтобы префект и другие власти Севильи и епархии Кадиса помогли инквизиторам водвориться и вступить в должность; при этом королевский приказ был истолкован в том смысле, что он относится только к жителям городов и местечек, которые непосредственно принадлежали владениям королевы. Тогда почти все новохристиане переселились на земли герцога Медина-Сидонии, маркиза Кадиса, графа д'Аркосы и других частных владельцев.

Это добровольное выселение было причиной того, что инквизиторы получили королевский указ против переселенцев. Новый трибунал объявил их почти уличенными в ереси в силу факта их переселения и желания бегством избавиться от наблюдения и власти инквизиции.

Новый трибунал был учрежден в доминиканском монастыре Святого Павла в Севилье, и 2 января 1481 года был обнародован первый акт их юрисдикции в виде эдикта, объявлявшего, что на основании дошедшего до них сведения об эмиграции новохристиан они повелевают маркизу Кадиса, графу Аркосе и герцогам, маркизам, графам, рыцарям, грандам Испании и другим дворянам Кастильского королевства схватить их в двухнедельный срок, выслать беглецов под конвоем в Севилью и наложить секвестр на их имущество, под страхом отлучения от Церкви тех, кто не выполнит этого приказания, сверх тех наказаний, которые они навлекут на себя по справедливости как пособники еретиков, а именно: конфискацию их собственного имущества, потерю званий и должностей и владетельных прав. Инквизиторы оставляли за собою или предоставляли папе право освобождать виновных от церковных наказаний Арну А. История инквизиции. Л., 1926. С. 32.. Здесь ясно видно начало первых поползновений нового трибунала против светской власти.

Число пленников вскоре сделалось столь значительным, что монастырь, назначенный инквизиторам, не мог более их вместить, и трибунал устроился в замке Триана, расположенном в предместье Севильи.

Что интересно, многие испанские авторы-современники, не зная или забыв о недовольстве, сопротивлении и даже восстаниях, сопровождавших учреждение в Испании инквизиции в XV веке, поздравляли свое отечество с возвращением в него инквизиции и прилагали можество усилий, чтобы открыть, в какой стране она получила начало. Город Сеговия был одним из претендовавших на эту честь, и историки серьезно разделились на два лагеря по вопросу о том, имела ли святая инквизиция свои заседания в доме майората Касереса или в доме маркиза де Мойи Льоренте Х. А. Критическая история испанской инквизиции, т. I. М., 1936. С. 51..

Инквизиторы вскоре обнародовали второй указ, который они назвали льготным указом, для побуждения тех, кто отступил в вере, добровольно отдаться в их руки. Они обещали тем отступникам, которые придут к ним: «с истинной скорбью о своих грехах и твердым намерением отбыть епитимью, даровать прощение и не конфисковать имущества. Если кто пропустит льготный срок и будет оговорен другими, то будет, преследуем согласно строгости закона».

Нашлось немало людей, которые попались на эту уловку. Инквизиторы дали им отпущение только тогда, когда они под присягой сообщили имена, положение, местожительство и приметы всех тех, о которых знали как о вероотступниках, все равно, были ли они заведомо таковыми или о них только шла такая молва. Их заставили также дать обещание сохранять обо всех этих сообщениях тайну, и инквизиторы успели этим путем поймать в свои сети множество новохристиан, которые не хотели открыть своего вероотступничества.

Когда льготный срок, дарованный инквизиторами, истек, они опубликовали новый указ, который повелевал под угрозой смертного греха и верховного отлучения от Церкви донести в трехдневный срок о лицах, известных тем, что они приняли иудейскую ересь Там же с. 54..

Та же участь ожидала обращенного еврея, если он, не впадая обратно в иудаизм, сохранял некоторые привычки своего детства, которые вовсе не были противны христианству, но при зложелательстве могли быть приняты за явные признаки отступничества. Это дало инквизиторам повод установить в их указе различные случаи, когда донос становился обязательным. Вот некоторые из них:

«Если он говорит, что закон Моисея в настоящее время так же действителен для нашего спасения, как и закон Иисуса Христа. Если он соблюдает субботу из уважения к покинутому им закону, что достаточно доказывается тем, что он в этот день носит рубашку и платье более чистые, чем обыкновенно, что покрывает чистой скатертью свой стол и воздерживается зажигать в своем доме огонь с вечера предыдущего дня. Если перед тем, как его зарезать, как и овец, которыми он хочет питаться, он смотрит, нет ли на лезвии ножа, которым он должен воспользоваться, какой-либо зазубрины, проводя им по ногтю пальца; если он покрывает кровь землею. Если празднует Пасху опресноков, поедая в эти дни утром сельдерей, салат-латук или другие овощи и огородные растения. Если он ест мясо какого-либо животного, зарезанного евреями. Если он съел то же мясо, что и евреи, и сидел за их столом. Если он обращался к мертвым со словами похвалы или читал над ними печальные стихи. Это напоминает обычай евреев произносить речь или стихи в похвалу умерших» Величкина В. М. Очерки истории инквизиции. М., 1906. С. 33..

И это только некоторые из них, нетрудно понять, насколько эти статьи смешны и нелепы, другие несправедливы и почти все дышат произволом. Факты, обозначенные как улики иудаизма в статьях до такой степени двусмысленны, что, даже собранные вместе, они по своей сущности они ничего не означают.

Все эти статьи доказывают искусство, с которым инквизиторы принялись за дело, чтобы выявить обстоятельства, способные убедить королеву Изабеллу, что в Испании, а в особенности в епархиях Севильи и Кадикса, действительно существует очень большое число иудействующих еретиков.

Источник:

studwood.ru

История инквизиции в Испании в городе Хабаровск

В данном интернет каталоге вы сможете найти История инквизиции в Испании по разумной цене, сравнить цены, а также найти прочие предложения в категории Наука и образование. Ознакомиться с параметрами, ценами и рецензиями товара. Доставка может производится в любой населённый пункт РФ, например: Хабаровск, Волгоград, Екатеринбург.