Книжный каталог

Галина Афанасьевна Маховикова Инновационный менеджмент

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Рассматриваются национальные инновационные системы и стили, формы создания организационных структур управления инновационной деятельностью, обобщаются принципы и методы управления инновационной системой. Особое внимание уделено стратегиям развития инноваций и конкурентоспособности, финансированию инновационного процесса в России и за рубежом, вопросам коммерциализации и защиты прав на интеллектуальную собственность. В книге сформулированы социальные аспекты инновационной деятельности, требования к руководителям и специалистам, осуществляющим данный вид деятельности. Для студентов и преподавателей экономических вузов и факультетов, слушателей курсов переподготовки кадров, а также специалистов, занимающихся внедрением различных нововведений.

Характеристики

  • Форматы

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Маховикова Г., Ефимова Н. Инновационный менеджмент Учеб. пос. Маховикова Г., Ефимова Н. Инновационный менеджмент Учеб. пос. 194 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Кантор В.Е., Маховикова Г.А. Менеджмент Кантор В.Е., Маховикова Г.А. Менеджмент 109 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Инновационный менеджмент. Шпаргалка Инновационный менеджмент. Шпаргалка 79 р. ozon.ru В магазин >>
Инновационный менеджмент Инновационный менеджмент 76 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Инновационный менеджмент Инновационный менеджмент 41 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Инновационный менеджмент. Шпаргалка Инновационный менеджмент. Шпаргалка 76 р. ozon.ru В магазин >>
Якобсон А. Инновационный менеджмент. Учебное пособие Якобсон А. Инновационный менеджмент. Учебное пособие 124 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Читать онлайн Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна - RuLit - Страница 1

Читать онлайн "Инновационный менеджмент" автора Маховикова Галина Афанасьевна - RuLit - Страница 1

Галина Афанасьевна Маховикова, Надежда Филипповна Ефимова

Последние десятилетия ярко продемонстрировали научно-практическую значимость инновационного развития как важнейшего фактора экономического роста национальных экономик и всех хозяйствующих субъектов. Будущее развитие стран в условиях глобальной экономики определяется центральной ролью нововведений, повышающих производительность труда, эффективность вложения капитала.

Несмотря на то что в 90-е гг. Россия понесла огромный урон в связи с переходом на рыночный путь развития, она, по мнению международных экспертов, по-прежнему обладает достаточно мощным научно-техническим потенциалом. Проблема состоит в том, что имеющиеся разработки во многих случаях остаются невостребованными российской экономикой. Уровень внедрения не превышает 5 %, в то время как в США этот показатель составляет более 35 %. Доля сектора высоких технологий в ВВП России – 0,6 %, в США – 6 %. Часто отечественные разработки уходят за рубеж либо не используются, пролеживаются на полках, морально устаревают.

Тем не менее в России сложилась достаточно развитая инновационная инфраструктура. Действуют десятки технологических парков, десятки тысяч малых технологических форм, создаются региональные инновационно-технологические центры. Кризис 90-х гг. инициировал постепенную адаптацию научно-технических организаций к новым условиям хозяйствования. Несмотря на понесенный урон, наука сумела сохранить жизнеспособность и потому может и должна стать генератором новых инноваций, необходимых для решения актуальных задач качественно нового экономического роста, модернизации российской экономики.

Экономические перспективы дальнейшего развития России должны быть связаны с инновационной активностью. Только с помощью инновационной деятельности можно перейти к быстрому и устойчивому экономическому росту, вернуть Россию в число развитых промышленных стран.

Потенциал отечественных научно-исследовательских и инновационных организаций может быть в полной мере реализован при условии организационного и экономически налаженного профессионального инновационного менеджмента.

Понятие «инновационный менеджмент» означает самостоятельный вид профессиональной деятельности, связанной с процессами управления обновлением всех элементов деятельности хозяйствующих субъектов, охватывающей все стадии инновационного процесса от момента зарождения инновационной идеи до масштабного внедрения инновационных разработок в народном хозяйстве. Овладеть первыми профессиональными знаниями и деловыми навыками в области инновационного менеджмента можно, изучая соответствующие образовательные дисциплины.

Учебный курс «Инновационный менеджмент» появился в учебных планах как закономерная потребность в специалистах, занимающихся различными направлениями организационно-экономических аспектов нововведений, умеющих организовывать проведение научно – исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществлять организационно – технологическую подготовку внедрения нововведений, способных работать на рынке нововведений. В Государственном образовательном стандарте (ГОС) по специальности «Менеджмент организации» в части требований к знаниям и умениям менеджера по циклам специальных дисциплин и дисциплин специализации подчеркивается, что менеджер должен «проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных форм управления… профессионально вести патентно-лицензионную работу в различных подразделениях предприятий (объединений), ассоциациях, совместных предприятиях… разрабатывать программы нововведений и составлять план мероприятий по реализации этих программ, применять методы научной организации труда и оргпроектирования, практически использовать навыки рационализации управленческого труда, владеть навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации… методами научных исследований в более узких направлениях менеджмента».

Для подготовки в вузе специалиста, отвечающего требованиям специализированных направлений инновационной деятельности, ГОС предусмотрена самостоятельная специализация «Инновационный менеджмент».

Предлагаемое учебное пособие написано с учетом требований вышеназванного государственного образовательного стандарта по специальности «Менеджмент организации» по специальной учебной дисциплине «Инновационный менеджмент». Его содержание учитывает требования дидактических единиц названного учебного курса.

Источник:

www.rulit.me

Галина Афанасьевна Маховикова

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Ru Галина Афанасьевна Маховикова - Инновационный менеджмент Популярные авторы Популярные книги Инновационный менеджмент

  • Читать ознакомительный отрывок полностью (38 Кб)
  • Страницы:

Галина Афанасьевна Маховикова, Надежда Филипповна Ефимова

Последние десятилетия ярко продемонстрировали научно-практическую значимость инновационного развития как важнейшего фактора экономического роста национальных экономик и всех хозяйствующих субъектов. Будущее развитие стран в условиях глобальной экономики определяется центральной ролью нововведений, повышающих производительность труда, эффективность вложения капитала.

Несмотря на то что в 90-е гг. Россия понесла огромный урон в связи с переходом на рыночный путь развития, она, по мнению международных экспертов, по-прежнему обладает достаточно мощным научно-техническим потенциалом. Проблема состоит в том, что имеющиеся разработки во многих случаях остаются невостребованными российской экономикой. Уровень внедрения не превышает 5 %, в то время как в США этот показатель составляет более 35 %. Доля сектора высоких технологий в ВВП России – 0,6 %, в США – 6 %. Часто отечественные разработки уходят за рубеж либо не используются, пролеживаются на полках, морально устаревают.

Тем не менее в России сложилась достаточно развитая инновационная инфраструктура. Действуют десятки технологических парков, десятки тысяч малых технологических форм, создаются региональные инновационно-технологические центры. Кризис 90-х гг. инициировал постепенную адаптацию научно-технических организаций к новым условиям хозяйствования. Несмотря на понесенный урон, наука сумела сохранить жизнеспособность и потому может и должна стать генератором новых инноваций, необходимых для решения актуальных задач качественно нового экономического роста, модернизации российской экономики.

Экономические перспективы дальнейшего развития России должны быть связаны с инновационной активностью. Только с помощью инновационной деятельности можно перейти к быстрому и устойчивому экономическому росту, вернуть Россию в число развитых промышленных стран.

Потенциал отечественных научно-исследовательских и инновационных организаций может быть в полной мере реализован при условии организационного и экономически налаженного профессионального инновационного менеджмента.

Понятие «инновационный менеджмент» означает самостоятельный вид профессиональной деятельности, связанной с процессами управления обновлением всех элементов деятельности хозяйствующих субъектов, охватывающей все стадии инновационного процесса от момента зарождения инновационной идеи до масштабного внедрения инновационных разработок в народном хозяйстве. Овладеть первыми профессиональными знаниями и деловыми навыками в области инновационного менеджмента можно, изучая соответствующие образовательные дисциплины.

Учебный курс «Инновационный менеджмент» появился в учебных планах как закономерная потребность в специалистах, занимающихся различными направлениями организационно-экономических аспектов нововведений, умеющих организовывать проведение научно – исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществлять организационно – технологическую подготовку внедрения нововведений, способных работать на рынке нововведений. В Государственном образовательном стандарте (ГОС) по специальности «Менеджмент организации» в части требований к знаниям и умениям менеджера по циклам специальных дисциплин и дисциплин специализации подчеркивается, что менеджер должен «проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных форм управления… профессионально вести патентно-лицензионную работу в различных подразделениях предприятий (объединений), ассоциациях, совместных предприятиях… разрабатывать программы нововведений и составлять план мероприятий по реализации этих программ, применять методы научной организации труда и оргпроектирования, практически использовать навыки рационализации управленческого труда, владеть навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации… методами научных исследований в более узких направлениях менеджмента».

Для подготовки в вузе специалиста, отвечающего требованиям специализированных направлений инновационной деятельности, ГОС предусмотрена самостоятельная специализация «Инновационный менеджмент».

Предлагаемое учебное пособие написано с учетом требований вышеназванного государственного образовательного стандарта по специальности «Менеджмент организации» по специальной учебной дисциплине «Инновационный менеджмент». Его содержание учитывает требования дидактических единиц названного учебного курса.

Написанное кратко, в доступной форме, учебное пособие должно быть полезно как для студентов специальности «Менеджмент организации», так и других смежных экономических специальностей, а также и для практических работников, изучающих современные аспекты инновационного менеджмента.

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие инновации, инновационного процесса, инновационного цикла и инновационной деятельности

1.2. Классификационные признаки инновации и инновационных процессов

1.3. Основные виды и субъекты инновационной деятельности

1.1. Понятие инновации, инновационного процесса, инновационного цикла и инновационной деятельности

Мировой исторический опыт неопровержимо доказывает, что эффективное и устойчивое развитие предприятий в различных сферах бизнеса достигается за счет оперативного использования в своей хозяйственной деятельности открытий, изобретений и других инноваций, обеспечивающих стратегически конкурентные преимущества на рынке.

Семантически слово «новый» имеет несколько значений: впервые сделанный, недавно появившийся, пришедший на смену прежнему, просто следующий.

Термин «инновация» авторами часто понимается по – разному. Наибольший вклад в развитие теории инновации внес австрийский экономист Й. Шумпетер, разработавший в 30-е гг. XX в. собственную теорию экономического развития. Он считал, что основу экономического роста составляют нововведения. Позже, развивая данную теорию, Шумпетер использовал термин innovation, что в переводе с английского означает «нововведение».

В соответствии с классификацией Й. Шумпетера[1] понятие «нововведения» рассматривается как:

1) изготовление нового, т. е. еще не известного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;

2) внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически не известного, метода (способа) производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;

3) освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал ли этот рынок прежде или нет;

4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

5) проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Д. В. Соколов, А. Б. Титов, М. М. Шабанова[2] под инновацией (нововведением) понимают итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический).

Ю. П. Морозов[3] под инновациями понимает прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера.

А. П. Пригожий[4] считает, что нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии и т. п.

В словаре «Научно-технический прогресс»[5] инновация (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т. д.

Авторы справочного пособия «Инновационный менеджмент»[6]под инновацией понимают использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества.

Таким образом, в приведенных определениях четко прослеживаются две точки зрения: первая, когда нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т. д.; вторая – как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих.

Инновационный процесс можно определить как процесс преобразования научного знания в инновацию или процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу. Направленность, темпы, цели инновационного процесса зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий), который начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ – раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. Следующий этап инновационного процесса – прикладные научно-исследовательские работы (прикладных НИР), направленные на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов.

Этап опытно-конструкторских работ (ОКР) связан с применением результатов прикладных НИР для создания (или модернизации) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР – переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Результаты ОКР могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю.

Завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного производства новых изделий, которое включает научное и производственное освоение: проведение испытаний новой продукции на опытной базе науки, а также техническую и технологическую подготовку производства. При этом процесс промышленного производства осуществляется также в два этапа: собственное производство новой техники в масштабах, определяемых запросами потребителей, и реализация новой продукции потребителям.

За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение безаварийной экономичной работы, а также необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.

Таким образом, инновационный процесс определяется как комплекс последовательных работ от получения теоретического знания до использования товара, созданного на основе нового знания, потребителем.

Понятие «инновационный цикл» предполагает наличие обратной связи между потребителем нового товара и научной сферой. Инновационные циклы могут быть различной протяженности в зависимости от того, к какой стадии научного поиска обращается потребитель за совершенствованием способа удовлетворения своей потребности.

Среди российских ученых, изучающих проблемы цикличности и внесших вклад в разработку многих теоретических и практических аспектов данной проблемы, можно назвать Ю. В. Яковца и Е. Г. Яковенко. Ю. В. Яковец выделил циклы и фазы развития техники, а также провел периодизацию научно-технических революций. В работах Е. Г. Яковенко и его коллег рассмотрены циклы жизни изделий, моделирование процессов цикличности на микроуровне.

Согласно теории длинных волн Н. Кондратьева научно-техническая революция развивается волнообразно с циклами протяженностью примерно в 50 лет. Известно 5 технологических укладов (волн).

Первая волна (1785–1835) сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды.

Вторая волна (1830–1890) связана с развитием железнодорожного транспорта и механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.

Третья волна (1880–1940) базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии. Эта же волна связана с концентрацией банковского и финансового капитала.

Четвертая волна (1930–1990) основана на развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов.

Пятая волна (1985–2035) будет основана на достижениях в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т. д.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках.

Инновационная деятельность «предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям»[7].

В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность (НТД), тесно связанная с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники.

К инновационной деятельности относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, а также маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, поиски новаторских идей и решений; партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта.

Инновационная деятельность базируется на следующих принципах:

1) приоритет инноваций над традиционным производством;

2) экономичность инновационного производства (достижение коммерческого успеха);

3) гибкость (под новую идею создается самостоятельная инновационная структура, которая может быть абсолютно непригодной для решения других проблем);

4) комплексность (кардинальная инновация, как правило, вызывает появление целой совокупности сопутствующих ей более мелких нововведений).

1.2. Классификационные признаки инновации и инновационных процессов

В процессе инновационной деятельности предприятие может функционировать с наибольшей результативностью, лишь четко ориентируясь на определенный объект и руководствуясь максимальным учетом воздействия факторов внешней и внутренней среды. Для этого необходима подробная классификация инноваций, их свойств и возможных источников финансирования. Единой, общепризнанной классификации инноваций или хотя бы классификационных признаков не существует. Каждый автор считает своим долгом предложить и свой набор классификационных признаков, и свой перечень инноваций, подпадающих под эти признаки[8].

Наиболее традиционным подходом к типологии нововведений является их разделение на нововведения-продукты и нововведения-процессы.

По этапам научно-технического прогресса (НТП) выделяют следующие виды инноваций:

• технические (появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами);

• технологические (связаны с применением улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции);

• организационно-управленческие (решают задачи оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения);

• информационные (направлены на рационализацию информационных потоков, повышение достоверности и оперативности получения информации);

• социальные (способствуют улучшению условий труда, решению проблем здравоохранения, образования, культуры).

Все-таки в мире выработан своеобразный стандарт понятия инновации и классификации инноваций. В этом плане были изданы международные документы, которые постоянно совершенствуются группой национальных экспертов. К ним относятся:

ОЭСР: Измерение научно-технической деятельности: Стандартная практика для обзоров в области исследований и экспериментального развития. Пособие Фраскати, 1993.

ОЭСР: Предлагаемое руководство по сбору и обработке данных по техническим новшествам. Пособие Осло, 1996.

ОЭСР: Людские ресурсы в области науки и техники. Пособие Канберры, OECD/GD(95)77.

Различные виды инноваций тесно взаимосвязаны. Например, технические и технологические инновации создают условия для управленческих решений, поскольку изменяют организацию производства.

Существует еще ряд классификаций инноваций: по инновационному потенциалу, по объему применения, по целям, по степени сложности, по радиусу действия, по степени новизны продукта (процесса) и т. д. Но все эти классификационные признаки носят в основном терминологический характер.

Новизна инновации может относиться и к продукту, и к технологическому процессу (в целом или отдельным его элементам). По степени новизны инновации делятся:

• на базисные, направленные на освоение новых поколений машин и материалов и основанные на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении;

улучшающие – затрагивают уже существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены, а также инновации, связанные с внедрением значительно усовершенствованных методов производства. Эти инновации служат распространению и совершенствованию освоенных поколений техники (технологии);

псевдоинновации – подразумевают незначительные технические или внешние (дизайн, декор, упаковка и т. п.) изменения в продукте, при этом конструктивное его исполнение остается неизменным.

Данный классификационный признак может быть рассмотрен и с рыночных позиций. В этом случае инновации по степени новизны делятся на новые:

• для отрасли в мире;

• отрасли в стране;

• данного инновационного предприятия.

В зависимости от масштабов производства, имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов, характера продукции, традиционных форм организации научно-технической деятельности в отрасли и других факторов для каждого инновационного проекта можно выделить несколько стадий и этапов жизненного цикла этого проекта, что и положено в основу классификации инновационных процессов. Инновационная разработка включает следующие стадии: исследование и разработка, освоение, серийное или массовое производство, обслуживание. При этом инновационная деятельность может представлять собой полный инновационный цикл (от фундаментальных исследований до сбыта), либо неполный инновационный цикл, включающий отдельные стадии (поисковые исследования, прикладные научно-исследовательские работы, производство).

Многообразие классификационных признаков инноваций свидетельствует о том, что формы организации нововведений, масштабы и способы воздействия на экономику, а также методы оценки их эффективности также должны отличаться многообразием.

Классификация инноваций позволяет предприятию определить наиболее эффективную инновационную стратегию и механизм управления инновационной деятельностью. Например, отраслевая инновация определяет адресность управленческих воздействий; степень радикальности инноваций – параметры этих воздействий и возможность коммерческой реализации инноваций. Так, результаты фундаментальных исследований, как научное открытие, становятся достоянием всего общества и не могут быть закреплены за каким-либо физическим или юридическим лицом даже на короткое время. Непосредственная инновационная деятельность начинается именно с проведения поисковых исследований. Результатом выполнения прикладных научных исследований является создание нового продукта, процесса, форм применения новой техники. Таким образом, если рассматривать полный инновационный цикл, то в инновационный процесс кроме научно-технической и производственной стадии необходимо включать стадию маркетинга и организацию сбыта.

1.3. Основные виды и субъекты инновационной деятельности

Деятельность по организации и осуществлению инновационных процессов называется инновационной деятельностью. Такая деятельность предполагает использование результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских разработок и решений, различных новшеств для создания или усовершенствования продукта, выведенного на рынок, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого предприятием. Инновационная деятельность включает оказание образовательных, финансовых, консалтинговых услуг.

К основным видам инновационной деятельности относятся:

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

• технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;

• приобретение (продажа) патентов, лицензий, ноу-хау;

• инвестиционные решения, необходимые для проведения инновационной деятельности;

• сертификация и стандартизация инновационных продуктов;

• маркетинговые решения инновационной деятельности;

• выбор и организация рынков сбыта инновационных продуктов;

• подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности.

Инновационная деятельность обладает рядом особенностей.

• Длительность инновационного процесса. Инновация наиболее длительный из всех бизнес-процессов по времени, таких как реальное инвестирование, производство.

• Высокая степень неопределенности и риски инновационного процесса. От прочих бизнес-процессов инновация отличается низкой предсказуемостью результатов.

• Способность инициировать структурные изменения. Успешная инновация существенно влияет на положение предприятия, его организацию, позицию на рынке, структуру отрасли и экономику в целом.

• «Человекоемкость» (повышенная интеллектуальная насыщенность) инновационной деятельности. Основным инновационным ресурсом является человеческий капитал, творческая способность к генерации и воплощению идей.

• Характер инновационного целеполагания. Недостижение первоначально поставленных целей еще не означает провала инновационного проекта, и наоборот, создание нового продукта не означает коммерческого успеха.

• Неформализуемые механизмы в инновационном процессе. Инновации инициируют изменения, эффекты, которые слабо или вовсе не поддаются формализации.

Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологии предприятиями независимо от их форм собственности и организационно-правовой формы, находящимися на территории страны.

Субъектами инновационной деятельности являются те организации и лица, которые осуществляют инновационную деятельность, т. е. организуют, стимулируют и развивают инновационную деятельность с учетом специфических особенностей таковой деятельности.

К таким организациям относятся юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, как российского, так и иностранного происхождения. К физическим лицам относятся граждане РФ и иностранные граждане. К субъектам инновационной деятельности относятся также органы государственной власти и ее субъекты и органы местного самоуправления (табл. 1.1).

Субъекты инновационной деятельности могут иметь функции заказчиков, исполнителей и инвесторов инновационных программ, проектов и программ поддержки инновационной деятельности в зависимости от стратегических задач, стоящих перед ними, и инновационного потенциала.

Инновационный потенциал – совокупность различных видов ресурсов, используемых субъектами инновационной деятельности для ее осуществления. Специфические особенности различных субъектов инновационного предпринимательства представлены в табл. 1.2.

СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

2.1. Понятие и содержание инновационного менеджмента

2.2. Цели, задачи и функции инновационного менеджмента

2.3. Технология и методы инновационного менеджмента

2.4. Теоретические подходы к развитию и современному состоянию инновационного менеджмента

2.1. Понятие и содержание инновационного менеджмента

Чтобы управлять инновационной деятельностью, четко сформулировать цели управления, поставить реальные для выполнения задачи, оценить возможные варианты, сформировать организационные и производственные структуры, необходим особый вид профессиональной деятельности – инновационный менеджмент.

Инновационный менеджмент – это самостоятельная область научных знаний и профессиональной деятельности.

В общем понимании инновационный менеджмент – это совокупность научно обоснованных принципов, форм, методов, приемов и средств управления инновациями в сфере их создания, освоения в производстве и продвижения на рынок с целью получения прибыли. Рынок этот отличен от обычного рынка товаров и услуг, это рынок научных, технологических и организационно-управленческих новшеств. Инновационный менеджмент рассматривает специфические формы управления в сфере инноваций, инновационных процессов, осуществляемых всеми хозяйствующими субъектами, во всех сферах национальной экономики.

Инновационный менеджмент как наука управления представляет собой систему знаний о способах наиболее рациональной организации управления инновационными процессами, инновационной деятельностью для достижения стратегических целей и решения тактических задач. Он базируется на теоретических положениях общего менеджмента, которые применимы к управлению научно-производственным циклом и представляет совокупность систематизированных знаний по теории инноватики.

Как способ управления инновационный менеджмент направлен на выполнение основных функций научно-технической деятельности в части разработки и внедрения полученных новых результатов, проведенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на создание новой продукции, модернизацию и совершенствование технических параметров и качества ранее освоенной и выпускаемой продукции. Инновационный менеджмент способствует созданию и рациональному использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до их реализации в виде готового товара на рынке.

Как самостоятельная область научных знаний инновационный менеджмент сформировался во второй половине XX столетия.

Инновационный менеджмент позволяет реализовать возможности научной деятельности и тем самым достичь мирового лидерства в отдельных областях научных знаний, обеспечивающих высокий потенциал соответствующих стран, реализовать способность науки как средства производства богатства.

Объектами инновационного менеджмента выступают инновационные процессы во всем их разнообразии: сфера научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инновационная деятельность предприятия, сами научно-технические новшества. Уровень инновационной деятельности включает: народное хозяйство в целом, отраслевой уровень, предприятие, отдельный инновационный проект, отдельная разработка. Условия ведения инновационной деятельности зависят от поставленных задач, сроков их выполнения, последовательности выполнения, исполнителей.

2.2. Цели, задачи и функции инновационного менеджмента

Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Цель устанавливает определенные ориентиры развития на заданный период. С одной стороны, цель выступает как результат прогнозов и оценки ситуации, а с другой – как ограничитель для планируемых инновационных мероприятий.

Цели инновационного менеджмента сводятся к тому, чтобы найти новое техническое решение в области создания изобретения, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организации серийного производства, одновременной подготовки и организации сбыта такой продукции, внедрения нового товара на рынок, закрепления на новых рынках с помощью более высокого качества и конкурентоспособности товара.

Реализация поставленных целей предполагает учет различного рода факторов, среди которых можно выделить следующие: ориентация инноваций на рынок, соответствие инноваций целям предприятия, восприимчивость предприятия к инновациям, наличие на предприятии источника творческих идей, экономически обоснованная система отбора и оценки инновационных проектов, эффективные методы управления инновационными проектами и контроль за их реализацией, индивидуальная и коллективная ответственность за результаты инновационной деятельности.

Исходные принципы инновационного менеджмента сводятся к следующим основным положениям: инновации есть решающее условие выживания предприятия, и они должны соответствующим образом управляться; ресурсы, выделенные на НИР и ОКР, оправданы лишь в той мере, в какой они приводят к достижению поставленной цели. Чтобы выявить факторы, обеспечивающие успех, требуется постоянный анализ выполненных и внедренных инноваций; повышение эффективности инвестиций в НИР и ОКР.

Инновационный менеджмент предполагает выполнение следующих задач (работ):

• разработка и осуществление единой инновационной политики;

• разработка проектов и программ инновационной деятельности;

• подготовка и рассмотрение проектов по созданию новых видов продуктов;

• контроль за ходом работ по созданию новой продукции и ее внедрению;

• финансовое и материальное обеспечение проектов инновационной деятельности;

• подготовка и обучение персонала к инновационной деятельности;

• формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов.

Перечень задач, которые можно решить в процессе управления инновациями, довольно широк и может различаться по отношению к продуктовым инновациям и технологическими нововведениями. Так, применительно к продуктовым инновациям основными задачами, требующими своего решения, будут: исследование рынков сбыта и возможных способов реализации новых продуктов, исследование рынков ресурсов; прогноз особенностей и длительности каждой стадии жизненного цикла нового товара; анализ патентной чистоты нового продукта и способов ее обеспечения, определение методов защиты нового продукта; определение субподрядчиков по проекту создания нового продукта; поиск вариантов кооперации с возможными конкурентами при реализации технически сложных изделий и высокорисковых нововведений; анализ затрат, цены с учетом объемов производства и сбыта нового продукта для получения целевой прибыли; оценка эффективности инновационного проекта и его привлекательности для инвесторов, способы привлечения инвестиций; выявление возможных технических и коммерческих рисков, их минимизация, способы страхования; определение эффективной маркетинговой стратегии, выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта; оценка идей по созданию новых продуктов, управление персоналом, занятым в разработке и производстве нового продукта, создание благоприятного климата и корпоративной культуры.

Состояние инновационной системы, когда обеспечивается эффективное и согласованное функционирование всех внутренних и внешних ее элементов, называется гармонией. Поэтому основная целевая задача инновационного менеджмента – достижение гармонии в развитии инновационного предприятия.

Выделяют две группы функций инновационного менеджмента: 1) основные; 2) обеспечивающие.

Основные функции – это планирование (стратегическое, текущее, оперативное); организация; мотивирование; контроль. Основные функции инновационного менеджмента являются общими для всех видов и любых условий ведения инноваций, они отражают содержание основных стадий управления инновационной деятельностью.

К обеспечивающим функциям инновационного менеджмента относят функции, способствующие эффективному осуществлению основных функций: социально-психологические и технологические или процессуальные функции. Социально-психологические функции менеджмента связаны с состоянием производственных отношений в коллективе. Различают две их разновидности: делегирование и мотивация.

Делегирование – комплекс управленческих решений, способствующих рациональному распределению работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления.

Мотивация – создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации, обеспечение их профессионального уровня и возможности карьерного роста, т. е. создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека. Рациональное соотношение делегирования полномочий и мотивации труда исполнителей – главное условие успешного менеджмента в инновациях.

К числу обеспечивающих относятся также технологические функции, которые позволяют реализовать основные и социально-психологические функции и включают подготовку, получение, переработку и передачу информации для успешного продвижения инноваций.

Все перечисленные функции инновационного менеджмента взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, создают целостную функциональную систему инновационного менеджмента.

2.3. Технология и методы инновационного менеджмента

Технология и методы инновационного менеджмента определяют содержание процессуальных функций управления инновациями. Они отражают наиболее общие элементы управления, которые не зависят от характера инноваций, масштабов инновационной деятельности или от отраслевой принадлежности. Процессные функции отражают единую технологию реализации всех основных функций управления: формирование целей, планирование инноваций, организация и контроль инновационных процессов. Два главных компонента инновационного менеджмента – это коммуникации и решения.

Одним из центральных элементов управленческой деятельности является информация. Руководитель любого уровня от 50 до 90 % своего времени тратит на работу с информацией. Обмен информацией между участниками инновационного процесса при подготовке и обеспечении реализации эффективных управленческих решений представляет собой сущность функции коммуникации в менеджменте. Звеном коммуникационного процесса выступает коммуникационная ячейка, состоящая из коммуникатора (передатчика), коммуниканта (приемника) и коммуникационного канала. Инициатором информационного контакта выступает коммуникатор, им может быть любое звено коммуникационного процесса, принимающее управленческое решение. Коммуникант может представлять как внешнюю среду (партнеры по кооперации, сбытовые организации и поставщики, информационные фонды и т. д.), так и внутренние звенья инновационного предприятия. Существенное значение для эффективности коммуникации имеет правильный выбор коммуникационного канала, где могут использоваться разнообразные носители информации. Существенное значение в информационном обеспечении инновационных процессов имеют технические средства.

Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. С. 169–170.

Соколов Д. В., Титов А. Б., Шабанова М. М. Предпосылки анализа и формирование инновационной политики. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. С. 13.

Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. Н. Новгород: Изд-во ИНГУ, 1997. С. 17.

Пригожим А. П. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. С. 270–275.

Научно-технический прогресс: Слов. / Сост.: В. Г. Горохов, В. Ф. Халипов. М.: Политиздат, 1987. С. 45.

Инновационный менеджмент: Справ, пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. 2-е изд. М.: ЦИСН, 1998. С. 11; Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учеб. / Л. С. Барютин и др.; под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 2004. С. 6.

Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический слов. / Под ред. Л. М. Гохберга. М.: ЦИСН, 1996. С. 30–31.

См. например: Экономика предприятия: Учеб. / Под ред. Н. А. Сафронова. М.: Юристъ, 2001. С. 389–390; Пригожий А. И. Указ. соч.; Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. М.: Луч, 1992. С. 22; Воробьев В. П., Денисов Е. Ф., Рогова Е. М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПб. ГУЭФ, 1999. С. 23.

Источник:

modernlib.ru

Галина Афанасьевна Маховикова Инновационный менеджмент в городе Магнитогорск

В нашем интернет каталоге вы имеете возможность найти Галина Афанасьевна Маховикова Инновационный менеджмент по доступной цене, сравнить цены, а также посмотреть иные предложения в категории Бизнес и экономика. Ознакомиться с свойствами, ценами и обзорами товара. Доставка выполняется в любой населённый пункт РФ, например: Магнитогорск, Санкт-Петербург, Липецк.