Книжный каталог

Психология профессионального педагогического мышления

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

В книге обсуждаются методологические, теоретические и практические вопросы профессионального мышления педагога. Деятельностный подход к пониманию природы педагогического мышления обусловливает основную ценность данного коллективного труда ярославских психологов. На основе анализа деятельности учителя, преподавателя описаны функции, критерии педагогического мышления. Особое внимание обращено на функционально-уровневую характеристику процесса решения педагогической ситуации. В зоне пристального внимания исследователей находится личность педагога. Главная цель коллективной монографии - теоретическое обоснование оптимального сочетания личностного и деятельностного подходов как средства исследования и совершенствования педагогического мышления. Книга адресована студентам психологических и педагогических факультетов, практическим психологам, учителям, руководителям образования и всем интересующимся современными проблемами психологии образования.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
М. М. Кашапов Психология творческого мышления. Учебное пособие М. М. Кашапов Психология творческого мышления. Учебное пособие 1029 р. ozon.ru В магазин >>
Коломинский Я. (ред.) Психология педагогического взаимодействия Коломинский Я. (ред.) Психология педагогического взаимодействия 185 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Психология спорта- Психология спорта- 92 р. piter.com В магазин >>
Е. П. Ильин Психология спорта Е. П. Ильин Психология спорта 649 р. ozon.ru В магазин >>
Психология спорта Психология спорта 655 р. piter.com В магазин >>
Психология спорта Психология спорта 365 р. piter.com В магазин >>
Психология спорта Психология спорта 715 р. piter.com В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Кашапов М

Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления

Скачивание файла

19.00.07. – педагогическая психология. (На правах рукописи). Научный руководитель – академик РАО, доктор психологических наук, профессор В. Д. Шадриков.

Целью исследования является создание и экспериментально-теоретическое обоснование психологической концепции педагогического мышления на основе комплексного исследования особенных и единичных характеристик профессионального мышления учителя.

Профессиональное педагогическое мышление как предмет психологического анализа.

Методологический аспект исследования профессионального педагогического мышления:

Психологические основы исследования педагогического мышления.

Деятельностный подход в исследовании профессионального педагогического мышления.

Системный подход в исследовании профессионального педагогического мышления.

Ситуационный подход в исследовании профессионального педагогического мышления.

Общая характеристика профессионального мышления.

Сущность понятия "Педагогическое мышление".

Функции профессионального педагогического мышления.

Проблемносте как единица анализа педагогического мышления.

Анализ педагогической проблемносте и средств её разрешения.

Исследование процесса решения педагогической проблемной ситуации как способ изучения профессионального мышления учителя.

Психологический анализ методов исследования педагогического мышления.

Исследование процесса решения педагогической проблемной ситуации как способ изучения профессионального мышления учителя.

Ситуационный анализ педагогических ошибок как способ исследования профессионального мышления учителя.

Исследование мотивационной сферы учителей с разным уровнем решения педагогической проблемной ситуации.

Исследование целеполагания в процессе решения педагогической проблемной ситуации.

Исследование программы деятельности учителей.

Исследование информационной основы педагогической деятельности.

Исследование процесса принятия педагогического решения.

Исследование педагогического мышления как профессионально важного качества учителя.

Эмпирическое исследование процесса оценивания как компонента педагогического мышления.

Описание экспериментальной методики исследования процесса решения педагогической ситуации.

Сравнение особенностей мышления испытуемых с различным уровнем успешности решения педагогических ситуаций.

Индивидуальные приемы профессионального решения педагогической проблемной ситуации.

Теоретический анализ подходов к формированию профессионального педагогического мышления:

Анализ подходов к формированию педагогического мышления.

Психологические основы формирования педагогического мышления.

Экспериментальное обучение оптимальному способу решения педагогической проблемной ситуации.

Критерии профессионализации педагогического мышления.

Типы профессионального педагогического мышления.

Характеристика профессионального педагогического мышления.

Комментарии Смотрите также

Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления

19.00.07. – педагогическая психология. (На правах рукописи). Научный руководитель – академик РАО, доктор психологических наук, профессор В. Д. Шадриков.

Гуслякова Н.И. Психологические механизмы становления профессионального сознания

Объект исследования – профессиональное сознание будущего.

Гуслякова Н.И. Психологические механизмы становления профессионального сознания

Объект исследования – профессиональное сознание будущего.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования

Столяренко А.М. Психология и педагогика

Ванакова Г.В. Педагогическая психология

г. Биробиджан, 2004

Бережнова Н.Д. Влияние стилей педагогич. общения на функционир. мыслительных операций учащихся средних школ

19.00.07 - педагогическая психология

Объект исследования: стили педагогического общения учителей и мыслительные операции учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Предмет исследования: стили пед.

Лобейко Ю.А., Швалева Н.М. Развивающая психология в профессиональном образовании. Научно- методическое пособие

Психологическое содержание профессиональной деятельности специалиста в области профессионального образования

Васильева Т.Н. Формирование саногенного мышления младшего школьника

Раскрываются сущность, место саногенного и патогенного мышления в структуре личности младшего школьника, выявляется их специфика в свете педагогических пролем, содержится программа формирования саногенного мышления младшего школьника.

Источник:

www.studmed.ru

Профессиональное мышление педагога и пути его развития

e-Works.com.ua Дисципліни Профессиональное мышление педагога и пути его развития

Раздел І. Теоретический анализ проблемы профессионального педагогического мышления.

1.1. Профессиональное педагогическое мышление.

1.2. Творческое педагогическое мышление как объект изучения педагогической психологии.

1.3. Структура педагогического мышления педагога.

РазделІІ. Исследование творческих особенностей педагогического мышления.

2.1. Методы исследования.

2.2. Анализ результатов исследования.

ІІІ. Профессиональное оперативное мышление будущего учителя и пути его развития.

Список используемой литературы.

Актуальность темы. Проблема исследования профессионального мышления педагога является одной из фундаментальных в педагогической психологии. Ее значимость обусловлена ролью педагогического мышления в организации деятельности педагога, его профессионального поведения и общения. Процесс педагогического труда не терпит стандарта и шаблона, хотя масштабы творческих задач педагога могут быть разными, начиная от внесения принципиальных инноваций в содержание, формы и методы учебно-воспитательной работы и кончая решением многообразных текущих вопросов, возникающих в различных ситуациях деятельности педагога.

Творчество - наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Этим определяется проблема развития творческого мышления учителя. Кроме того, проблема подготовки учителя, воспитателя дошкольного образовательного учреждения к педагогической деятельности, как к творческому процессу, приобретает в настоящее время особую значимость и остроту. Это обстоятельство требует полного и всестороннего исследования творческих особенностей педагогического мышления.

Цель: выявить психологические особенности творческого педагогического мышления и пути его развития.

1. теоретический анализ проблемы профессионального педагогического мышления;

2. исследование творческих особенностей педагогического мышления;

3. профессиональное оперативное мышление будущего учителя и пути его развития

Раздел І. Теоретический анализ проблемы профессионального педагогического мышления 1.1. Профессиональное педагогическое мышление

Профессиональное мышление - это одна из форм мышления. Данная форма имеет ряд отличительных особенностей и свойств: активность - преобразующая позиция субъекта мышления; специфичность объекта мысли, которым является не сам объект изучения или труда, а вся взаимодействующая система; индивидуализированность мышления, обобщенность знания; действенность.[1]

Профессиональное педагогическое мышление отвечает всем общим законам мышления, но имеет свою специфику согласно теории профессионального мышления (Ф.Н. Гоноболин, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, Н.В. Кузьмина. А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Кашапов, Ю.П. Поваренков, В.А. Мазилов, Т.Г. Киселева).

Профессиональное мышление педагога - есть сложное образование, характеризующееся своеобразием структуры, содержательного и практически - действенного фондов, качественных характеристик и направленностью на решение практических задач по преобразованию деятельности и личности учащегося.

Анализ литературы, посвященной проблемам педагогической деятельности, позволил выделить ряд важнейших характеристик педагогического мышления. В качестве единицы профессионального мышления педагога, опираясь на идеи С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, Л.В. Путляевой, А.В. Карпова, М.М. Кашапова, мы выделяем педагогическую проблемность. Именно с момента ее выявления и анализа происходит возникновение проблемной ситуации, перерастающей в педагогическую задачу. Уровни педагогической деятельности связываются с уровнями обобщения собственной практики, выработкой стратегий осуществления деятельности (Н.В. Кузьмина). Возникающие проблемные ситуации педагог способен решать на уровне ведущих идей, на уровне конструктивно - методических схем, либо на уровне технических приемов (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская). В последнее время проблемность стала считаться одним из базовых профессионально важных качеств педагога (А.В. Карпов, Е.В. Карпова, Е.В. Конева, Н.А. Токарева). Проблемность мышления рассматривается как одно из наиболее общих проявлений креативности (А.В. Карпов, Е.В. Карпова).

Согласно точке зрения М.М. Кашапова. Т.Г. Киселевой, профессиональное педагогическое мышление осуществляется на двух уровнях: ситуативном и надситуативном. Ситуативность - надситуативность мышления педагога приводит к психологическим отличиям в целемотива

Источник:

e-works.com.ua

Профессиональное мышление как важнейший компонент операциональной сферы профессионального сознания

Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов

Главное меню Профессиональное мышление как важнейший компонент операциональной сферы профессионального сознания

Важным компонентом операциональной сферы сознания профессионала можно считать профессиональное мышление, состоящее в использовании мыслительных операций как средства осуществления профессиональной деятельности. Профессиональное мышление - это преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений. Развитие профессионального мышления - важная сторона процесса профессионализации человека и предпосылка успешности профессиональной деятельности.

- практическое мышление, прямо включённое в практику человека, связанное с целостным видением ситуации в профессиональной деятельности, прогнозированием её изменений, с постановкой целей, выработкой планов, проектов, нередко развёртывающихся в условиях жесткого дефицита времени, информации; сопровождающееся «чутьём» ситуации и др.;

Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, которые раньше отсутствовали или имелись, но в другом виде (например, ряд профессиональных способностей вырастает из общечеловеческих качеств). Значит, развитие профессионального мышления есть «приращение» к психике человека, ее обогащение.

Знаете ли Вы:

Почему люди боятся летать?

Какой самый тяжелый день в недели?

У кого богаче сексуальная жизнь:у атеистов или верующих?

Зачем нужно есть жирную рыбу?

Материалы на сайте предназначены для лиц старше 18 лет.

Источник:

psyvision.ru

РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ “ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ”

научная статья по теме РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ “ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ” / ПОД РЕД. М.М. КАШАПОВА. М.: ИП РАН, 2003 Психология

Текст научной статьи на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ “ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ” / ПОД РЕД. М.М. КАШАПОВА. М.: ИП РАН, 2003»

?РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ

РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ "ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ" / Под ред. М.М. Кашапова. М.: ИП РАН, 2003

Основную ценность коллективного труда ярославских психологов обусловливает деятельност-ный подход к пониманию природы педагогического мышления. Рецензируемая книга является своего рода вехой в более чем 30-летнем изучении ярославскими психологами практического мышления профессионала, в частности, вполне правомерно признание заслуг Ю.К. Корнилова в развитии этого направления, а его статья задает тон всей коллективной монографии, в которой обсуждаются методологические, теоретические и практические вопросы профессионального мышления педагога.

Систематическое формирование педагогического мышления способствует подготовке учителя, способного к осознанному творческому преобразованию себя и учащихся. Однако, наиболее трудным, а потому практически неисследованным, остается обучение умению разрешать педагогические нестандартные ситуации, вычленять принципы, механизмы и закономерности становления профессиональных и личностных особенностей педагогического мышления - прежде всего, нравственных, духовных. Главная цель коллективной монографии - теоретическое обоснование оптимального сочетания личностного и деятельностного подходов как средства исследования и совершенствования педагогического мышления.

Новая книга о педагогическом мышлении выгодно отличается от большого количества отечественных работ по данной тематике, написанных известными психологами тем, что в ней одновременно решается несколько важных проблем.

Во-первых, она очень современна, поскольку в ней нашли отражения те изменения в обществе и самом педагоге, которые происходят в наше непростое время. Учитель, хочет он того или нет, вынужден применять ситуационно целесообразные действия, а также выходить не только за рамки решаемой ситуации, но и за пределы собственных возможностей. На высоте профессионального положения оказывается тот педагог, который психологически готов к такой напряженной интеллектуальной и личностной работе. К сожалению, по представленным данным, таких педагогов всего лишь 17-18%: в книге проведен тщательный ситуационный анализ "педагогического брака".

Во-вторын, в монографии пролонгирована идея выявления и формирования (точнее - самодетерминации) тех качеств профессионального педагогического мышления, которые помогают учителю мыслить и действовать эффективно вопреки неблагоприятным объективным факторам, под влиянием которых оказалось современное образование. Совокупность установленных авторами качеств образует надситуативный тип педагогического мышления.

В-третьих, убедительно показано, что современному учителю может помочь прежде всего он сам, поскольку резервы совершенствования неисчерпаемы. Неправильное мышление порождает ошибки, а психологически грамотное - помогает педагогу обернуть поражение победой.

В монографии обсуждаются теоретические и практические аспекты профессионального мышления учителя как процесса решения педагогической проблемной ситуации. В практическом мышлении учителя, исследование которого является доминантой данной работы, имеются специфические особенности категориального аппарата, которые наиболее полно и ярко выражаются прежде всего личностными механизмами мышления, его эмоциональной регуляцией и функциональ-но-уровневыми характеристиками.

В теоретических выкладках предпринятого авторами системного исследования педагогического мышления изложена сущность профессионального мышления учителя. Безусловную ценность имеет разработанный авторами словарь психологических терминов, в котором продолжены традиции исследования педагогического мышления, заложенные Ю.Н. Кулюткиным, Д.В. Виль-кеевым и другими отечественными психологами. Представленный в монографии концептуальный аппарат психологически выверен, логически строен и четко выражает профессиональную ориентацию авторов. Введение в психологический оборот таких понятий, как "педагогическая проблемность", "ситуативный и надситуативный уровень обнаружения педагогической проблем-ности", "педагогическая проблемная ситуация", "ситуативный и надситуативный тип профессионального педагогического мышления" в существенной мере обогащают теорию и практику не только педагогической, но и других отраслей психологии.

Затрагивая проблемы теории, Ю.К. Корнилов в статье "Некоторые особенности педагогичес-

кого мышления как вида мышления практического" выделяет такие особенности практического мышления, как необычность и комплексность его объекта, влияние опыта субъекта, непосредственный характер связи с реализацией и его ведущая особенность - преобразующая направленность.

В статье A.B. Карпова "Психологический анализ деятельности педагога как основа изучения педагогического мышления" раскрывается одно из основных методологических положений, согласно которому именно психологический анализ деятельности является базовой процедурой для раскрытия основных закономерностей педагогического мышления.

Развивая данное положение, автор предложил и аргументировано доказал необходимость рассмотрения не трех-, а пятиуровневой структуры деятельности при изучении ее "субъект-субъектных" видов и, в частности, деятельности педагога. Данная структура включает наряду с тремя традиционными еще два качественно специфических уровня, обозначенных автором понятиями "инфрадеятельностный" и "метадеятельностный". Первый локализуется между уровнем действий и "автономной" деятельности и выделяется по строгому критерию соответствия тем или иным целостным деятельностным ситуациям (а не мотиву или цели). Второй фиксирует тот важный факт, что деятельность педагога и вообще любая деятельность "субъект-субъектного" типа должна быть понята как своеобразная "деятельность по организации деятельности" других людей, т.е. как метадеятельность.

Бесспорным достоинством книги можно считать разработанную М.М. Кашаповым структур-но-уровневую теорию педагогического мышления, которая представлена в статье "Психология профессионального педагогического мышления (методология, теория, практика)". Исходя из анализа деятельности учителя, преподавателя, описаны функции и критерии педагогического мышления. Особое внимание обращено на функциональ-но-уровневую характеристику процесса решения педагогической ситуации. В зоне пристального внимания находится и личность педагога. Выделены следующе компоненты педагогического мышления: 1) деятельностный, ситуативный - отражает самодетерминацию творческой интеллектуальной активности педагога; специфику решения педагогической проблемной ситуации; 2) личностный, надситуативный - отражает способы контроля, оценки и осознания педагогом своей деятельности; своевременное выявление и оптимальное разрешение нравственных проблем, возникающих в процессе личностного развития как учащихся, так и самого педагога.

Выделены и теоретически обоснованы основные критерии сформированное™ педагогического мышления: адекватность, экономичность, оперативность, креативность. Показано, что профессиональное развитие и формирование педагогического мышления - это процесс, состоящий из определенных этапов, которые подвержены своеобразному влиянию разнообразных факторов, характеризуются специфической формой интеллектуальной активности и конкретными новообразованиями. Для каждого этапа необходимы свои уровни и типы (ситуативный и надситуативный) мыслительной деятельности педагога, следовательно, исследование и формирование педагогического мышления должно характеризоваться вариативностью.

На концептуальной основе данной теории были сконструированы разнообразные психодиагностические методики определения уровня развития профессионального педагогического мышления. Тщательность создания комплекса методик обеспечила возможность применения их на различных выборках и в разных образовательных системах, что говорит об их универсальности. Оригинальным воплощением замысла автора является создание обучающих программ, в том числе специально разработанного психолого-педагогического тренинга творческого мышления.

Статья Т.Г. Киселевой "Социально-психологические особенности уровневых характеристик профессионального педагогического мышления в процессе оценивания" продолжает идею М.М. Ка-шапова об уровневости мышления - ситуативнос-ти-надситуативности. Используя системогенети-ческий подход в отношении педагогической деятельности, автор утверждает, что на разных уровнях существуют отличия в целемотивацион-ном компоненте, выделении информационной основы деятельности, составлении программы и принятии решения. Интересным в практическом и теоретическом планах является анализ оценочных шкал, применяемых педагогами с различным уровнем обнаружения проблемности. Гибкость мышления как принципиально важное отличие надситуативно мыслящих педагогов подтверждена и при изучении проблемы оценивания. Уровень мышления педагога рассматривается как объяснительный принцип и в отношении мотивации профессиональной деятельности, и в оценке эффективности решений, и в характере разрешения конфликтов между педагогом и детьми.

A.A. Смирнов в статье "Мышление педагога и субъективный опыт" доказывает, что основу педагогического мышления составляет умение решать педагогические задачи, успешность кото-

РЕ ЦЕНЗИЯ 1-1.А. КОЛЛЕ КТИВНУЮ МОНО ГРАФИК)

рого зависит от способности педагога использовать имеющийся у него аналогичный опыт. Показано, что данный опыт структурируется в виде субъективной классификации педагогических задач с помощью различной системы оснований, а его использование при решении конкретной задачи происходит путем ее соотнесения с имеющейся субъективной классификацией. Автором раскрыта сущность категоризации задач, описаны ее виды и функции, представлены результаты исследований субъективной классификации педагогических задач на разных этапах профессионализации педагогов.

В статье Т.В. Разиной "Рефлексия в педагогическом мышлении" отмечены стороны, аспекты и роль рефлексии в педагогическом мышлении. Описана феноменология ее возникновения и существования в процессе решения педагоги

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Психология»

ПАНОВ ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ ПРОФЕССОР РАО В.И. — 2009 г.

Источник:

naukarus.com

Педагогическое мышление - Студопедия

Педагогическое мышление

Педагогическое мышление делится на практическое и диагностическое. Однако, по мнению авторов, такое разделение должно носить условный характер, так как изолированного функционирования этих подвидов профессионального мышления быть не может.

Педагогическое мышление — своеобразная мыслительная деятельность с особыми формами анализа и синтеза, направленная на формирование проектировочно-гностических (прогностических) способностей и личностных качеств педагога любой квалификации (педагог-психолог, логопед, экономист, олигофренопедагог, юрист и др.) в учебно-педагогической деятельности.

Что же из себя представляют проектировочно-гностические способности и какими качествами личности должен обладать настоящий педагог?

Авторы сочли необходимым привести их описание, подробно и доступно изложенное И.А. Зимней в учебном пособии «Педагогическая психология», 1997 г.

Способности - это свойства индивида, обеспечивающие успешность выполнения определенной деятельности. Педагогические способности - это свойства индивида, обеспечивающие успешность выполнения учебно-педагогической деятельности. Педагогические способности включают в себя:

· способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;

· способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;

· самостоятельный и творческий склад мышления;

· находчивость или быстрая и точная ориентировка;

· организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива (Н.Д. Левитов)

Ф.Н. Гоноболин выделяет двенадцать способностей, которые можно объединить в четыре группы:

· дидактическая (способность передачи знаний в краткой, доступной и интересной форме);

· рефлексивно-гностическая (понимание учителем ученика, интерес к детям, творчество в работе, наблюдательность);

· интерактивно-коммуникативная (педагогически-волевое влияние на детей, педагогическая требовательность, педагогический такт, способность организовать детский коллектив);

· способности, характеризующие содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. Более глубокое понятие педагогических проектировочно-гностических способностей даны в классификации В.А. Крутецкого:

1. «Дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, непонятное, неясное - понятным. Профессиональное мастерство, как мы его понимаем сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужную сторону.

2. Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.

3. Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.

4. Речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного учителя на уроке всегда обращена к учащимся. Сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает ли одобрение или порицание, речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.

5. Организаторские способности - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени - умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.

6. Авторитарные способности - способности непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т.д.). Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности, от его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т.д.), а также от чувства собственной ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.

7. Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием свой мысли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой)».

К личностным профессиональным качествам педагога, близким к понятию «способности», по А.К. Марковой относятся:

· педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия. То, что эти качества близки к понятию «способность», подтверждается и самой А.К. Марковой, которая многие из них именно так и определяет. Например, «педагогическая наблюдательность. способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу» (перцептивные способности); «педагогическое целеполагание. это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам». Существенно, что многие из этих «качеств» (способностей) соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью.

Рассматривая так же, как и А.К. Маркова, профессионально значимые качества, педагог Л.М. Митина выделяет более пятидесяти личностных свойств педагога:

· вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность.

Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества: направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».

Из всех способностей и личностных качеств педагога будущим специалистам необходимо обратить внимание на их перцептивные особенности, т.е. на умение чувствовать и видеть различные виды акцентуаций характера, изменение поведения учащегося под влиянием различных факторов риска, диагносцировать (с учетом предварительного диагноза) неврологическую и психическую патологию. При выявлении даже незначительных психических изменений со стороны психической сферы ребенка или подростка необходимо поставить в известность родителей и совместно оказать ему психологическую и врачебную помощь с соответствующими специалистами.

Все вышеперечисленные способности и личностные качества лежат в основе структуры личности настоящего педагога-профессионала. Стремление специалиста к этому образу возможно лишь при формировании у него профессионального, педагогического мышления.

Таким образом, формирование педагогического мышления — это тяжелый интеллектуальный труд, включающий в себя внедрение и закрепление на подсознательном уровне установок, направленных на повышение уровня профессионального притязания (саморазвития и самосовершенствования) и мастерства педагога, которые имеют свои особенности у выпускников различных специальностей.

Авторы сочли целесообразным в пособии указать квалификационные характеристики педагога-психолога, учителя-логопеда и олигофренопедагога по государственным общеобразовательным стандартам высшего профессионального образования 2000 года.

Источник:

studopedia.ru

Психология профессионального педагогического мышления в городе Владивосток

В нашем интернет каталоге вы можете найти Психология профессионального педагогического мышления по разумной стоимости, сравнить цены, а также изучить прочие книги в категории Наука и образование. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Транспортировка осуществляется в любой город РФ, например: Владивосток, Новосибирск, Уфа.