Книжный каталог

Город и река

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Главные герои этой книги - река Нева и Ленинград начала 80-х годов ХХ века. Как и в предыдущей книжке-картинке "Куда торопятся машины?", Виктор Бундин приглашает нас на экскурсию по своему любимому городу. Каждый разворот - остановка на пути этой экскурсии. И маленький, и взрослый читатель с удовольствием будут разглядывать точно и детально прорисованные корабли и автомобили, и, конечно, городские виды. Взрослые без труда опознают на страницах книги вполне конкретные, не вымышленные суда. А детей поразит разнообразие кораблей: атомоход и шхуна, речные трамвайчики и яхты, крейсеры и катера. А какие сюжеты разворачиваются на спокойных речных водах! Строительство атомохода, салют, работа водолазов, проход кораблей под разводным мостом. Художник изобразил город и реку в разное время года и суток, мы видим, как меняется цвет неба и волн, как отдыхают и работают люди возле реки. Издание приурочено к 90-летию со дня рождения художника.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Бундин В. Город и река ISBN: 9785926823001 Бундин В. Город и река ISBN: 9785926823001 131 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Алена Свиридова. Город-река 2018-11-15T20:00 Алена Свиридова. Город-река 2018-11-15T20:00 800 р. ponominalu.ru В магазин >>
Карта Navionics Plus 52 XG Карта Navionics Plus 52 XG 15800 р. topradar.ru В магазин >>
Футболка классическая Printio Небо и река. sky and river Футболка классическая Printio Небо и река. sky and river 1150 р. printio.ru В магазин >>
Цикл Иноземье (комплект из 3 книг) Цикл Иноземье (комплект из 3 книг) 2700 р. bookvoed.ru В магазин >>
Карта Европейская часть России Navionics Gold XL9 52XG Карта Европейская часть России Navionics Gold XL9 52XG 15790 р. joyfish.ru В магазин >>
Алена Свиридова. «Город-река» Алена Свиридова. «Город-река» 600 р. msk.kassir.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Город и река в Казахстане, 4 буквы, 4-я буква У, сканворд

а к с у

город и река в Казахстане

• река в Казахстане, впадает в озеро Балхаш

• река в Казахстане, приток Сырдарьи

• река в Киргизии, Китае

• река и город в Павлодарской обл, Казахстан

• река, что питает Балхаш

• одна из рек семиречья

• река в Казахстане

• городской уезд в Китае

• название этой реки в переводе с казахского означает «белая вода»

• река, впадающая в озеро Балхаш

• река, впадает в залив Анталья

• скажите «белая вода» по-казахски

• белая вода на среднеазиатский манер

• белая вода (среднеазиатское)

• река Кестрос сейчас

• Каракумы — это черный песок, а белая вода?

• город в Казахстане

• река, впадающая в залив Анталья

• скажите «белая вода» показахски

• город на Иртыше

• курорт в Киргизии

• «белая вода» на тюркский манер

• Река в Казахстане, впадающая в озеро Балхаш

Источник:

scanwordhelper.ru

Город и Река: Проектная мастерская А2

Город и река

Развитие прибрежных территорий исторического центра Красноярска

«Так какова сущность Енисея в Красноярске? Это река, текущая по территории города или это город, стоящий на реке? Как Красноярску использовать Енисей с его обширным потенциалом в виде островов, широкой акватории и разнообразием ландшафтного окружения? Зачем Енисею нужен Красноярск в его неограниченных стремлениях подчинить себе реку физически, функционально, эмоционально?

Город пользуется рекой как градостроительным материалом, как динамическим разделяющим и, одновременно, связующим элементом, и, в конце концов, город использует реку в качестве культурного феномена. Город как Человек ощущает ее физически, ментально и даже сакрально, где Река — лишь проекция в его голове, когда он, опираясь на парапет гранитной набережной, вглядывается в неторопливый водный поток. Ведь Енисей это, прежде всего — просто вода».

Население Красноярска преодолевает миллионный рубеж. Город растет численно и территориально. Важнейшей задачей, стоящей перед всем городским сообществом, должно стать определение Миссии города и Стратегии его развития на несколько десятилетий вперед. Мы должны понимать, каким мы хотим видеть Красноярск в будущем. Нам нужен город широких возможностей, здоровый город и интеллектуально развитый, город удобный для жизни. То как мы понимаем сущность нашего города, определяет наше понимание градостроительных задач «Большого Красноярска». Развитие и модернизация застройки, транспорт, экология, охрана исторического и культурного наследия, рациональное использования ресурсов водных акваторий, устойчивое развитие — вот далеко не полный перечень таких задач.

Данная работа фокусируется на прибрежной территории в историческом центре Красноярска от Мелькомбината на западе до Медицинской академии на востоке. Но этот фрагмент не может рассматриваться в отрыве от всей береговой линии и от города в целом. Поэтому в данной работе авторы, так или иначе, выходят за обозначенные топографические рамки. С другой стороны, преобразование этой важной, идентифицирующий Красноярск, территории могут служить импульсом к качественной трансформации всего города.

Концепт-эскиз

Роль берега в городах

1. Набережные городов – ценнейшие территории метрополий. На протяжении всей истории цивилизации города возникали именно на границах сред и по своей сути всегда являлись мультимодальными узлами торговых путей, обеспечивая удобную связь сухопутного транспорта с водным. Реки и моря занимают важнейшее место в жизни города и горожан. По воде приплывают люди, товары, новости, идеи и учения. С водой связаны экономика и торговля, рыбный промысел и сплав леса и водоснабжение. Вода в городе – не только элемент естественного ландшафта, но и неисчерпаемый ресурс для жизни города. Не менее важно, что реки и моря занимают важнейшее место в образе города. Жители ценят реку и стремятся быть к ней поближе. В связи с этим появляется идея публичного пространства между городом и водой, т.е. особым образом оформленного и обжитого берега.

Так возникает набережная — место публичного пребывания людей у воды с целью организации причалов и портов, рыболовного и иного производства, а также, и для купания, прогулок и созерцания. Ценность таких мест столь высока, что города, только-только разбогатев и освободившись от войн, сразу начинают украшать и благоустраивать берега рек и морей, создавать набережные разных типов — из каменных стен, многоярусных террас, природных ландшафтов. Вид на город с реки всегда является открыточным. Речной фасад может многое сказать о городе, как лицо человека о его личности.

Ландшафтный анализ

Визуальные бассейны

2. Берега рек связывали мостами, появлялись железные дороги, а затем и моторизированный транспорт. Транзитная роль городских рек постепенно снижалась, а морские порты выносились из центральных районов городов. Территории берегов, обслуживающие водный транспорт или производства, по разным причинам размещенные на берегах, постепенно становились донорами ценнейшей городской ткани.

3. Тенденция последних десятилетий – санация береговой линии и поворот городов к рекам. Среди громких проектов можно перечислить:

  • Вынос производств и реконструкция набережной Diagonal Mar в Барселоне.
  • Реконструкция района Dockland , в т.ч. появление нового центра Canary Warf на Темзе в Лондоне.
  • Реконструкция прибрежной территории, район MedienHafen на Рейне в Дюссельдорфе.
  • Реконструкция прибрежной территории, район Hafencity на Эльбе в Гамбурге.

Анализ проекта планировки

Необходимо подвергнуть глубокому и всестороннему анализу существующий утвержденный проект планировки Исторического центра Красноярска. Так же, по нему, должны проводиться широкие общественные обсуждения с представителями различных слоёв общества, специалистами и обычными гражданами.

Многие проектные решения, изложенные в нем, после нашей аналитической работе по прибрежной территории города, начинают подвергаться сомнению и переосмыслению.

Анализ ПЗиЗ

Правила землепользования и застройки подразумевают определенный регламенты и функциональное назначение территорий. Однако, помимо несоответствия назначения отдельных участков территории набережной с выявленными и рекомендованными нами в процессе анализа, в целом регламенты в существующих правилах землепользования и застройки Красноярска вступают в противоречие с концепцией "город для жизни" и требуют пересмотра и дополнения.

История развития прибрежной территории Красноярска

1. Малый острог был разбит на месте, где Кача впадает в Енисей в 1628 году воеводой Андреем Дубенским и назван Красным яром. Современное название Красноярск получил с присвоением ему статуса города в 1690 году, а современную структуру центральной части города с момента заложения регулярного города сержантом геодезии Петром Моисеевым в 1773 году. В 1828 году был основан Городской сад, на месте дачи первого губернатора Енисейской губернии Александра Степанова. При закладке представлял собой часть девственного соснового леса, простиравшегося сплошным массивом от Енисея до Качи. Спустя 70 лет на высоком берегу у городского сада появилось здание Духовной семинарии, ныне Военный госпиталь.

2. Дальнейший рост города связан с открытием золотоносных приисков в губернии и приходом железной дороги в город в 1895 году. Поставка рельсов для строительства Транссибирской магистрали осуществлялась Северным морским путём. Через Енисей был построен железнодорожный мост, полностью утраченный в настоящее время. В 1913 году на берегу Енисея появилось уникальное здание Краеведческого музея архитектора Л. А. Чернышева. В 1934 году создан Красноярский речной порт, а в 1952 — завершено строительство Красноярского речного вокзала архитектора Александра Голубева.

В 1941 году на базе эвакуированных Запорожского комбайнового завода «Коммунар» и Люберецкого завода сельхозмашиностроения был основан Красноярский завод комбайнов. Прибывшее оборудование разместили на территории ликеро-водочного завода. Завод комбайнов по сей день занимает половину протяженности береговой линии исторической части города. В 1961 году был введен в эксплуатацию первый красноярский автомобильный мост через Енисей.

3. 1960-е годы — начало активного преобразования речного фасада Красноярска и освоения островов. Построен центральный стадион на о. Отдыха (Орехов В. В. ). Была реализована градостроительная концепция площади 350-летия (Театральная) Красноярска (арх. А. С. Брусянин, А. С. Демирханов, К. Ф. Неустроев). Были построен оперный театр, здание красноярской мэрии, гостиница «Красноярск», здание Енисейского речного пароходства. Следом, в начале 80-х, был разработан и реализован проект площади Мира на стрелке. Появился Большой концертный зал Красноярской филармонии, филиал центрального музея Ленина (Музейный центр на Стрелке), здания КАТЭКНИИ-Уголь и гостиницы «Метрополь» (арх. Демирханов А. С., Орехов В. В., Шадрин В. К.). Была реконструирована и благоустроена верхняя и нижняя террасы ул. Дубровинского — современная левобережная набережная, построен пешеходный мост на о. Татышев (арх. Демирханов А. С., Сарафанов В. В., Смирнова О. Ф.). Благоустроен остров Отдыха, построен Дворец спорта «Енисей» (им. Ивана Ярыгина) (арх. Орехов В.В., Сарафанов В.В.). Жилая застройка из проектов повторного применения по ул. Дубровинского 50-58, Дубровинского 106 и Перенсона 5а завершают формирование речного фасада исторического центра.

Анализ Объектов культурного наследия

В работе мы учитываем существующие законодательные акты по охране объектов культурного наследия, зоны охраны и зоны регулирования застройки. При сравнении положений этих актов с проведенным комплексным анализом левобережной набережной нам не выявлено противоречий, в части возможного использования прибрежной территории, с границами и регламентами зон охраны культурного слоя. Однако, при следующих стадиях проектирования вероятны конфликты на отдельных участках в виду слабой гибкости установленных правил. Так же необходимо провести анализ по выявлению новых интересных объектов, не входящих в перечни объектов охраны.

Набережная сегодня

С 90-х годов по день сегодняшний в исторической части Красноярска не наблюдается крупных системных преобразований. Тем не менее, ряд объектов, появившихся за последние десятилетия включились в левобережный речной фасад. Среди них:

  • Многоэтажный жилой дом по ул. Декабристов, 1г;
  • Многоэтажный жилой дом по ул. Горького, 3а;
  • Общественное здание с пешеходным мостом по ул. Дубровинского, 45а
  • Многоэтажный жилой дом по ул. Диктатуры пролетариата, 12а;
  • Многоэтажный жилой дом по ул. Дубровинского, 100 / Перенсона, 1
  • Многоэтажный жилой дом по ул. Урицкого, 52
  • Многоэтажный жилой дом по ул. Бограда, 12
  • Многоэтажный жилой дом по ул. Урицкого, 31
  • Здание арбитражного суда по ул. Ленина, 1
  • Торговый комплекс «Огни» по ул. Белинского, 8
  • Торгово-выставочный комплекс по ул. Белинского,5

Произошел ряд преобразований на территории крупных ансамблей площади Мира и Театральной площади — появились мелкие объекты общественного питания (ресторан Фон-Барон), сменились функции некоторых зданий (гостиница Метрополь, КАТЭКНИИ-Уголь). Бум автомобилизации привел к острой нехватке мест паркования, резкому ухудшению экологической ситуации в центре города, многократному снижению провозной эффективности улично-дорожной сети.

Источник:

www.proa2.ru

История географических названий, Путешествия во времени - исторический сайт

Из истории географических названий

Человек дал имя городам и селениям; он назвал горы и реки, моря и хребты на планете. Больше того: люди придумали названия планетам и звездам и «окрестили» безжизненный лунный пейзаж. И едва ли не с тех пор, как впервые люди стали давать имена окружающим их рекам и горам, возник вопрос: почему так названо? Что значит то или иное имя? Откуда пошли эти названия, почему так назвали, что означает слово Амур? Или Алтай? Или город Париж? Или река Эбро в Испании?

Ответ на этот вопрос дает наука — топонимика, которая изучает географические названия, их происхождение, значение, правильное написание, изучает тысячи и сотни тысяч названий на десятках и сотнях различных языках мира. Географические названия — это слова; пусть со своими особенностями, пусть не несущие такой четкой смысловой нагрузки, как обычные слова языка. А законы образования и изменения слов изучаются лингвистикой.

Но изучение географических названий столь же «кровное дело» географов, как и языковедов. Хотя материалом, «кирпичами» названий и являются слова, но эти слова несут особую службу, главное их назначение — дать имя географическому объекту, будь-то гора, река, город. А поэтому с помощью одного языкознания задачи топонимики решить нельзя.

Очень часто и река и город на реке имеют одно и то же название. Лингвист не может определить, какое же имя было первым: то ли город назван по реке, то ли река — по стоящему на ней городу. А географ ответить на этот вопрос может. Как правило, города и селения получают имена рек, на берегах которых они расположены, например Москва, Воронеж, Омск, Томск, Уфа, Волгоград. Но в Центральной Азии, наоборот, реки получают имена городов: река Аму-Дарья названа по городу Амуль; река Яркенд-Дарья по городу Яркенд и т. п.

Но, ни лингвист, ни географ не могут объяснить, почему прежний Санкт-Питербург стал С.-Петербургом, потом Петроградом, а затем Ленинградом; затем опять С-Петербургом, почему местность «Одинокая могила» становится «Долиной нефти», почему в Смоленской губернии была деревня Сибирь, почему в средние века рождалось множество названий городов и сел, образованных от слов мост (Замостье, Мосты, Понтуаз, Брюге, Оснабрюк, Алькантар и целый ряд других), а в наше время, когда и мосты, и новые города появляются чаще, чем в средневековье, названия городов с основой «мост» не появляются, почему одна и та же река называлась в разные времена Ра-Итиль и Волга, почему в далекой Канаде есть село с названием Вишенка.

На эти и многие другие вопросы топонимики может дать ответ не география или лингвистика, а только история — история общества, переселения народов, археологические раскопки, архивные материалы, летописи и писцовые книги.

Итак, история, география, лингвистика — все они необходимы топонимике; географические названия нельзя изучать без их помощи. Но — только помощи. Топонимика является самостоятельной научной дисциплиной, у нее свои методы, свой объект изучения. В наш век самые интересные проблемы, самые увлекательные отрасли знания рождаются на стыке наук. Кибернетика и теория знаков, биохимия и астрофизика, математическая лингвистика и геофизика, психология и религия… К числу таких комплексных наук относится и наука о географических названиях — топонимика – смесь географии, истории и лингвистики.

На территории нашей страны жили скифы, о которых повествовали древнегреческие историки. Археологи раскопали многочисленные скифские могильники- курганы, тем самым подтвердив слова античных ученых. Но о скифах говорят не только раскопки. И по сей день в нашей жизни остались следы скифов. Эти следы — географические названия. Дон, Донец, Днепр, Днестр — названия этих рек восходят к языку скифов и обозначают «вода» и «река».

Эльба — так называется одна из главных немецких рек. Но слово Эльба не немецкое, это переделанное славянское Лаба — так называли реку древние обитатели Северной Германии — славяне. А в горах Чехии, где берет начало эта река, она и по сей день называется своим исконным и древним именем — Лаба.

Название столицы Франции — Париж говорит о том, что на этом месте много веков назад был поселок племени паризиев. Река Эбро в восточной Испании донесла до нас древнейшее название всей страны — Иберия, образованное от имени коренных жителей Пиренейского полуострова, иберов.

Слово Шотландия образовано от кельтского племени скоттов. А название племени в буквальном переводе означает «кочевники». «Непонятные» для русского названия притоков Оки — Цна и Смедва, притока Волги — Жукона, притока Москвы-реки Лусянка говорят о том, что на этих территориях когда-то жили предки современных литовцев. Названия города Томска и реки Томь восходят к языку кетов и подтверждают предположение ученых, что кеты, живущие ныне в верховьях Енисея, жили раньше на юге Западной Сибири.

Географические названия не только бесстрастно говорят нам о древнейших временах. Названия могут и обвинять. Невольничий берег, река Невольничья, озеро Невольничье… Эти названия воскрешают страшное прошлое Африки, которую белые колонизаторы превратили в «заповедное поле охоты на чернокожих». «Богатая пристань»— Пуэрто-Рико; «Серебряная» — Аргентина. Эти названия дали завоеватели — конкистадоры вновь открытым землям Нового Света… И вот как пришлось расплачиваться индейцам за богатства родной земли. В «богатой» Коста-Рике они составляют менее пятнадцати сотых процента населения. А на острове Пуэрто-Рико не осталось ни одного индейца — уже в XVI веке они были бесчеловечно истреблены испанскими колонизаторами.

Центр Нью-Йорка, крупнейшего города мира, расположен на острове Манхеттен. Это индийское слово переводится «Там, где нас обманули», ибо остров был за бесценок приобретен голландскими дельцами у вождей ирокезов.

Географические названия переживают века и тысячелетия. Они переживают тех, кто впервые придумал их, переживают язык, на котором они были высказаны. Рушились величественные дворцы и храмы, исчезали народы и языки, города и государства… И только хрупкое слово, невесомое слово осталось жить, оказавшись прочней крепостных стен и когда- то могущественных империй.

По крупицам собирают ученые этот бесценный материал, тщательно анализируя его, отыскивая в географических названиях следы далекого прошлого. И воскресить его бывает порой еще трудней, чем дешифровать самое сложное письмо: ведь порой географические названия и вовсе не образуют связанного текста. И все же неуклонно и терпеливо делают свою работу исследователи, восстанавливая события и дела давно минувших дней по географическим названиям.

Источник:

travel-in-time.org

Заяц Д, Лазаревич К, Рогачев С, Реки России, на которых размещено пять и более городов, Журнал «География» № 15

Реки России,

на которых размещено

пять и более городов

Рассмотрены реки, на каждой из которых находится не менее 5 городов. Учтены только города, находящиеся на территории России. Города, стоящие при впадении притока в главную реку, учтены и по главной реке, и по притоку

Для рек, помеченных звездочкой (*) все данные приведены только в пределах России.

В городах, лежащих на рассмотренных 29 реках, живет 52,9 млн человек, что составляет 37% всего населения России, или чуть больше половины ее городского населения.

Цифра 52,9 млн — это не сумма всех чисел в четвертом столбце таблицы: из этой суммы вычтена численность населения городов, которые учтены в таблице дважды: Москвы (по Москве-реке и Клязьме), Нижнего Новгорода (по Волге и Оке), Перми (по Каме и Чусовой), Брянска (по Десне и Болве), Коломны (по Оке и Москве-реке).

Если не ограничивать себя пределами России, а рассматривать реки, на которых 5 и более городов, на всем пространстве бывшего СССР (что вполне оправданно, ведь городская сеть сложилась задолго до 1991 г.), то список пополнится такими реками, как Днепр, Северский Донец, Сейм, Неман, Западная Двина, Тобол, Ишим, Иртыш. Увеличится число городов на Десне и Урале. Из советских нероссийских рек в число «градообразующих» войдут Припять, Южный и Западный Буг, Днестр, Прут, Кура, Аракс, Сырдарья, Амударья.

Городская жизнь распределена вдоль Волги удивительно равномерно и гармонично. Чуть подкачали лишь кончики. В верховьях речка еще слабовата, чтобы нести на себе большие города. В низовьях маловата Астрахань: главная экономиче-ская ось сворачивает от Волгограда к Ростову. Экономическая Волга впадает в Азовское море.

В отличие от Волги, Ока почти сразу набирает силу крупным городом (Орел): сказывается положение на плодородных черноземах (это вам не пески и болотца Тверского Верхневолжья).

Среди рассматриваемых рек, несущих на себе пять и более городов, Клязьма — бесспорный рекордсмен по насыщенности городами на единицу длины (таблица на с. 23). Долина Клязьмы — единственное место в России, где отчетливо наблюдается формирование мегалополиса — грозди городов, урбани-стического континуума. Древний торговый путь (самый удобный из Москвы на Волгу) перерос в мощный промышленно-городской коридор. Почти все города между Москвой и Владимиром — относительно молодые, детища индустриальной эпохи.

Важно отметить, что клязьминским городом теперь следует считать и Москву: при расширении административных границ столица вышла своими северо-западными кварталами к верховьям Клязьмы («География» не раз уже писала об этом).

Городская жизнь на Дону организуется как диполь. Сгущение в лесостепных верховьях, где особенно выделяется Воронеж, «последняя станция» на южной границе лесостепи. И сгущение в приморских низовьях, с очевидным лидерством портового Ростова. А большинство городков между ними — это даже и не города в полном смысле, это разросшиеся казачьи станицы. Картину степной «городской пустыни» на этом интервале нарушает лишь Волгодонск — инженерный город, сконструированный при создании искусственного Цимлянского водохранилища.

Верхняя Кама, стартующая в удмуртской тайге и крюком блуждающая в коми-пермяцких пределах, не несет на себе городов. Потом «соляная» вспышка. Но главный организующий центр — Пермь — близ слияния с Чусовой. Впрочем, татарстанские камские низовые города (поюжнее, понаселеннее, поближе к волж-скому стволу, побогаче) начинают успешно конкурировать с Пермью за звание камской столицы.

Верховые города на Оби и Енисее встают при пересечении горных рубежей и на скрещении с Транссибом. Низовые городки — узелки связи с Северным морским путем.

В интервале должна быть таежно-тундровая пустыня. Но на Оби картину нарушает гигантская нашлепка нефтяных городов.

Рожденная Эльбрусом Кубань, как только вырабатывает себе достаточно широкую долину в кавказ-ских склонах, вставляет в нее первый город — Карачаевск. Потом каждую высотную ступень своего выхода из Кавказа отмечает заметной вехой: Черкесск—Невинномысск—Армавир.

А затем горной влагой орошает простершуюся к северу от Кавказа засушливую степь. Разросшиеся здесь города, как и на Среднем Дону, изначально — казачьи станицы и крепости.

Кубань, пожалуй, единственная река России, чье имя без изменений используется как синоним обширного, цветущего и полного людьми региона. Кубанью часто именуют весь Краснодарский край, подчеркивая тем самым районообразующую, стержневую, жизнеутверждающую роль этой реки.

Если бы жителей городов, стоящих на Москве-реке (в основном москвичей, конечно), выгнали бы однажды из домов и заставили выстроиться вдоль «своей» реки, они бы смогли разместиться лишь встав по каждому берегу в пять шеренг (20 горожан на погонный метр реки!). Это, заметьте, не просто количественный образ, это наглядный показатель и важности реки, и экологической нагрузки на нее. Схема Москвы-реки резко отличается от схем всех других рек. Как ни бережно выбирали составители масштабность кружков для обозначения городов (чтобы кружок был гармоничен, не был ни слишком большим, ни слишком маленьким), в случае с Москвой произошел картографический конфуз. Кружок Москвы поглотил линию Москвы.

Белая (Агидель) Белорецком держится за Обско-Каспийский водораздел, а потом долго петляет в горной уральской «городской пустыне». Объехав хребты с юга, вывалившись на равнину, река весь свой набранный кинетический потенциал сразу как бы обращает в нагромождение городов: созвездие Стерлитамак—Салават—Ишимбай—Мелеуз. Но настоящий, столичный узел завязывается на Белой там, где она сливается с Уфой (город Уфа Белой держит юг Южного Урала, через Уфу контролирует север региона; две реки — как клещи). А дальше — уже спокойное сельское течение до самой Камы.

Вятка — один из примеров «странных» рек, верхние части которых более урбанизированы, чем полноводные низовья. Чтобы понять вятскую ситуацию, нужно вспомнить, что освоение и заселение долины русскими шло с верховьев. Русская колонизация до Ивана Грозного не могла войти в устье Вятки: путь преграждало Казанское ханство. Так что русские пришли на Вятку, скорее всего, из бассейна Северной Двины, перевалив Северные Увалы. Если вы продолжите на юго-восток линию Северной Двины, то аккурат на ее пересечении с Вяткой и встанет Киров. Ниже по течению — городки небольшие. На связях с ближним окружением особенно не разрастешься: нелюдимая удмуртская тайга, а дальние связи монополизировала Казань.

Томь — пример совершенства и гармонии. Небольшая река, вскормившая три города всероссийского масштаба и равномерно распределившая их вдоль своего течения. Новокузнецк — на выходе Томи из гор, при входе к Кузнецкую котловину; Кемерово — на северном выходе из котловины; Томск — при сближении с Обью. Плюс к этому еще шахтерские Междуреченск и Мыски, еще машиностроительная Юрга на пересечении с Транссибом, еще атомный закрытый Северск за северным пределом том-ской речной ойкумены.

По характеру размещения городов Ангара похожа на Вятку. Как и на Вятке, русская колонизация ухватила реку за хвост близ Байкала Иркутском. А вниз по течению — только робкое проникновение (в тяжелую для человека тайгу).

На Исети доминирование верховьев выражено еще четче, чем на Вятке и Ангаре. Водораздельный Екатеринбург держит под собой самое начало реки; ниже по течению — как бы промышленные выплески столицы горнозаводского Урала, а дальше — тихое течение по земледельческой равнине.

Северная Двина — диполь, как и рассмотренный выше Дон. Но еще более ярко выраженный диполь. Сгусток городов у рождения реки — там, где почти в одном узле сходятся Сухона (со стороны Москвы), Юг (со стороны Вятки и Казани) и Вычегда (со стороны Печорского Севера). Сгусток городов в устьевой, беломорской, портовой области. Между ними — сельская река. Как Дон — от севера степи до южного моря, так и Северная Двина — от юга тайги до северного моря проходит территорию как нож сквозь масло.

При рассмотрении Северной Двины нужно, конечно, иметь в виду, что фактически река начинается, конечно, не от Устюга. Ее социально-экономическим истоком служит река Вологда, впадающая затем в Сухону — одну из составляющих Северной Двины. Так что, если не руководствоваться формальным критерием, а следовать реалиям, стержень следует нарастить еще городами Вологда (288 тыс. жителей) и Тотьма (10 тыс.).

Размещение городов вдоль Туры немного похоже на модель двинского диполя: сгусток у верховий и большой город в низовьях. В былые времена, когда Верхотурье был единственным дозволенным пунктом пропуска людей и товаров из Европей-ской России в Сибирь, а Тюмень высилась как первый русский город Сибири, эта биполярная структура Туры была еще более выраженной. Но с тех пор Верхотурье упало, из оживленного транзитного окна истоки Туры превратились в укромное место, и именно поэтому (уже из-за укромности) здесь и был построен Лесной — один из закрытых городов Минатома.

Десна, о которой многие жители России, оканчивающие неумный курс школьной географии, и не знают, — одна из величайших рек русской цивилизации. Ее роль — роль аорты, связующей мировое славянское сердце с русским телом. Это один из тех проводников, который привел Киевскую Русь из Днепров-ского бассейна в лесную Ельню и через нее перебросил свет славянства на ту самую Оку, которая ныне занимает второе место среди стержней русской цивилизации. Посмотрите по карте, как близко истоки Десны подходят (у Ельни) к истокам окской Угры. Овеянный былинами Чернигов, географический герой «Слова о полку Игореве» Новгород-Северский, древний Брянск (Дебрянск) — Десна увязывает все эти великие для русского человека города-символы в единую праздничную гирлянду.

Сравните Терек с Исетью (с. 29). Та же конфигурация шприца. Только через Екатеринбург Исетью вводится русская инъекция в Обский бассейн. А через Владикавказ — кавказ-ская Тереком в Прикаспийские степи. Военно-Грузинская дорога скрепляет Владикавказ с бурлящей кавказской культурой (так же, как Транссиб Екатеринбург — с русской), накапливает ее в этом центре, а потом «сплавляет» к Каспию.

Российский Терек, обратим на это внимание, берет начало в Грузии, у подножия Казбека.

Самая длинная российская река — городская пустыня. Среди всех «пятигородских» рек она выделяется не просто наименьшим, но скандально малым количеством городов и горожан на единицу длины (таблица на с. 23). 733 километра в среднем нужно проплыть по Лене, чтобы увидеть следующий город. На метр длины придется лишь 0,08 горожанина (сравните с Клязьмой или Москвой). Слишком суровые зимы, слишком большая удаленность от баз колонизации, слишком трудно доступные верховья, зажатые в прибайкальских хребтах.

Хопёр — река, в общем-то, не городская, а сельская, станичная. Недаром венцом ее течения оказывается город, чье имя служит в русской речи едва ли не синонимом глуши — Урюпинск. Балашов, единственный из хопёрских центров попытавшийся сделать настоящую городскую карьеру, стал в 50-е годы областным центром. Область просуществовала три года.

По числу горожан на километр длины теплый Хопёр в списке «пятигородских» рек занимает второе с конца место, после экстремальной Лены (таблица на с. 23).

Хопёр — как Дон в среднем течении. Лишь отсутствие на нем конкуренции со стороны подлинно мощных городов, таких как Воронеж или Ростов, позволило селам и станицам немного приподнять голову и набрать городского форсу.

Пышма — та же Исеть, пусть и не столь четко выраженная. «Схваченный» уральский водораздел, горнозавод-ской сгусток в верховьях, а потом постепенное слабение, растворение в сельской равнине на пути к Туре.

Такими реками могут похвастать лишь подлинно развитые районы, цивилизационные ядра. На 280 километрах — 6 городов, из них 2 (Верея и Боровск) овеяны исторической славой, 2 (Обнинск и Протвино) — всемирно известные научные центры, 1 (Балабаново) — широко известный промцентр (спички балабановской фабрики, наверное, каждому доводилось держать в руках) и 1 (Жуков) — совсем молодой, лишь недавно возведенный в городское достоинство, но прославленный еще до того, как стал городом, уроженцем этих мест Г.К. Жуковым. Прот-ва — река настоящего обитаемого пространства, скромная река интенсивной национальной жизни.

По равномерности и сбалансированности городской нагрузки линия Урала может сравниться даже с Волгой или Окой — образчиками русских рек. Одно, и очень важное, отличие: на Волге огромный спектр городов по размеру (от курортно-мельчайшего Плёса до индустриально-столичного миллионера Самары), на Урале — лишь большие центры. Волга веками вызревала как городская река, на Урал русская городская колонизация наложилась. Пространство, на котором есть только крупные узлы, но не развита низовая иерархия, удерживать нелегко. И не случайно русский Урал (казачий пугачевский Яик) оказался ныне зарубежным.

Городской рисунок по Чусовой сочетает в себе и черты «шприца» Исети, и диполя Туры. Городами верховьев Чусовая экономически привязывается к горнозаводскому Уралу и служит естественным выходом оттуда в Россию. Но перетягивает все-таки европейская Пермь.

Амур по своей чересчур крупногородской структуре напоминает Урал. Явно не хватает подлинно хозяйского освоения, подлинно городского овладения каждым километром (среднее расстояние между городами на Амуре почти 600 км; целая Венгрия). Печальный урок русской реки Урал (Урал-горыныч), оказавшейся теперь как бы и не русской, заставляет задуматься и об Амуре-батюшке.

Сура, о которой не всякий выпускник школы и слышал, несет на себе почти вдвое больше городского населения, чем Лена. Спустившаяся с Сурской Шишки и заложившая резкий поворот (восточный экстремум), река рождает Пензу — здешний Екатеринбург и Владикавказ. Пенза контролирует водораздельный узел Волги (по Суре), Оки (по начинающейся поблизо-сти Мокше) и Дона (по стартующему южнее Хопру). А кругом чуваши и мордва.

Болва — столь же важная для русских река, что и Десна (с. 30). Это самая короткая (рекордсмен) из «пятигородских» рек России. Но на своих 200 километрах она создала созвездие городов, которые служат контактной клеммой между Волжской и Днепровской Русью. И это не исторические музейные городки, это сравнительно молодые промышленные центры, в основном порождение российской индустриализации XIX в. (металлурго-машиностроительные Киров и Людиново, цементное Фокино).

Имена городов, несомых этой речкой, не насчитывающей и 300 км, известны всей России и очень многим в мире. Сунжа, собственно, и есть Чечня. Ну и Ингушетия, конечно. На небольшой реке — две республиканские столицы (очень большой, хотя и израненный Грозный и мельчайший пока Магас). Такое столичное изобилие — только на Волге и Енисее.

Кума. Картина немного похожая на Терек. Впрочем, в отличие от Терека, берущего исток за Кавказом (за Эльбрусом) в Грузии, Кума начинается в России (на севере Карачаево-Черкесии). Города, держащие ее верховья, — русские и распределены гораздо более равномерно, чем в случае «шприца» Терека. Трагедия Буденновска, однако, заставляет не забывать о пространственном простирании этой реки, о том, световодом каких влияний она призвана служить уже по своему географиче-скому положению.

Источник:

geo.1september.ru

Город и река в городе Рязань

В данном интернет каталоге вы всегда сможете найти Город и река по разумной цене, сравнить цены, а также изучить другие книги в категории Детская литература. Ознакомиться с характеристиками, ценами и обзорами товара. Транспортировка выполняется в любой населённый пункт России, например: Рязань, Чебоксары, Нижний Новгород.