Книжный каталог

Григорова, Дарина Александровна Женщины, изменившие мир

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

«Женщины, покорившие мир» – прекрасное издание о великих женщинах. Благодаря этой книге вы познакомитесь с самыми знаменитыми женщинами разных веков, проникнитесь их трагичными историями и смелыми решениями. Узнаете о великих женщинах политиках, воительницах, императрицах и ученых, философов и писательниц, о женщинах которые пленяли своей красотой и делали этот мир прекрасней.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Дарина Григорова Женщины, изменившие мир Дарина Григорова Женщины, изменившие мир 199 р. litres.ru В магазин >>
Мейер-Стабле Б. 12 кутюрье. Женщины-легенды, изменившие мир Мейер-Стабле Б. 12 кутюрье. Женщины-легенды, изменившие мир 565 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Виноградова Т., Григорова Д. Великие люди, которые изменили мир. Уинстон Черчиль. Томас Эдисон. Альберт Эйнштейн… Виноградова Т., Григорова Д. Великие люди, которые изменили мир. Уинстон Черчиль. Томас Эдисон. Альберт Эйнштейн… 253 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Женщины, изменившие мир. Блокнот Женщины, изменившие мир. Блокнот 759 р. ozon.ru В магазин >>
Мессенджер Ч. Войны изменившие мир Мессенджер Ч. Войны изменившие мир 364 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Виноградова Т. Мужчины, изменившие мир Виноградова Т. Мужчины, изменившие мир 227 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Ломакина И. Великие русские, изменившие мир Ломакина И. Великие русские, изменившие мир 1429 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Читать Женщины, изменившие мир - Григорова Дарина - Страница 1

Григорова, Дарина Александровна Женщины, изменившие мир
  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 530 245
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 458 504

Женщины, изменившие мир

© ООО «Издательство АСТ», 2015

© Григорова Д. А., текст 2015

Нефертити – идеал красоты

В начале XXI века историки составили список самых известных дам, которых представители современной цивилизации знают в лицо. И первое место разделили леонардовская Джоконда и древнеегипетская царица Нефертити. Пластические хирурги копируют разрез глаз царицы, форму губ и носа, модницы повторяют макияж знаменитой красавицы, а дизайнеры используют ее образ в своих работах… Трудно поверить, что на протяжении тридцати четырех столетий ее имя было предано забвению. И только XX век вновь возвел Нефертити на пик славы.

В 1912 году в мастерской скульптора Тутмоса в Амарне был обнаружен уникальный бюст царицы Нефертити, которая с тех пор стала одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры. Команда германского египтолога Людвига Борхарда увезла уникальную находку в Германию. В своем археологическом дневнике напротив зарисовки скульптуры Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесполезно – надо смотреть!». Чтобы скрыть находку от египетской таможни, ее обернули в серебряную бумагу и покрыли гипсом. Когда это обнаружилось – разразился скандал. В 1933 году министерство культуры Египта потребовало вернуть бюст, но Германия отказалась. Так скульптура, ставшая символом восточной красоты, «прописалась» в Берлине. Начавшаяся вскоре война притушила страсти, но даже после ее окончания египтологам из Германии какое-то время было запрещено проводить археологические раскопки на территории Египта.

Кем же была знаменитая Нефертити? По общественному статусу, принятому до нее, – всего лишь одной из женщин многочисленного царского гарема. Египтянки того времени на весь мир славились красотой. Они владели секретами косметических средств, которые передавались лишь от матери к дочери, были искусны в делах любви, пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах. В общем, конкуренция среди претенденток на внимание фараона была весьма высока.

Откуда же родом Нефертити, как смогла завоевать внимание и любовь фараона Эхнатона, стать ему не только любимой женщиной, но и верной соратницей? С начала исследования и проведения раскопок в развалинах Ахетатона (современный Тель-эль-Амарна) в 80-х годах XIX века до настоящего времени не обнаружено ни одного четкого свидетельства, которое бы пролило свет на происхождение Нефертити. Только упоминания, чудом оставшиеся на стенах гробниц членов семьи фараона и вельмож, содержат некоторые данные о ней. Именно надписи в усыпальницах и клинописные таблички Амарнского архива помогли египтологам выстроить несколько гипотез о том, где родилась царица.

В целом предположения египтологов можно разделить на две версии: одни считают Нефертити египтянкой, другие – миттанийской принцессой (древнее государство на территории Северной Месопотамии), присланной еще в детстве ко двору отца Эхнатона Аменхотепа III. Недаром же часть ее имени переводится как «прекраснейшая пришла». Первая версия состоит в том, что Нефертити – дочь приближенного к трону богатейшего египетского вельможи Эйе (после смерти сына Эхнатона Тутанхамона он сам стал фараоном Египта) и кормилицы фараона Эхнатона. В любом случае Нефертити, родившаяся в 1370-х до н. э., стала женой правителя вопреки существовавшей традиции брать в жены близких родственниц – племянниц, сестер и даже дочерей, чтобы сохранить «чистоту крови».

Нужно отметить, что и супруг Нефертити выделялся среди представителей своей династии. Пытаясь укрепить самодержавную власть, Аменхотеп IV, опираясь на неродовитых служилых людей, так называемых немху (что означало «сироты», конечно, в переносном смысле), выступил против жрецов, в первую очередь против служителей главного бога Амона-Ра. Чтобы ослабить противника, необходимо было лишить его влияния, поэтому Аменхотеп постепенно стал выдвигать в противовес фиванскому богу Амону культ ранее малоизвестного бога Атона, олицетворением которого был солнечный диск. На шестом году царствования Аменхотепа IV борьба резко обостряется и вскоре достигает апогея. Фараон вместе со своим двором покидает ненавистные и враждебные ему Фивы и в 300 км к северу приказывает основать новую столицу – Ахетатон (Ахет-Атон – «горизонт Атона»). Несколько ранее фараон переименовал себя в Эхнатона (Эхн-Атон – «угодный Атону»). Как и в любой битве, фараону в сражении за трон нужны были надежные союзники. Видимо, такого союзника – верного, умного, сильного – он и обрел в лице своей жены Нефертити.

Вряд ли среди жен фараонов найдется еще одна женщина, обладавшая столь мощной властью и безоговорочной любовью своего супруга. Недаром в новой столице Египта практически все строения, соборы и памятники были украшены изображениями Нефертити. (Правда, от них затем мало что осталось.) Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт царя и его семьи – супруги Нефертити (после переименования – Нефернефруатон) и многочисленных дочерей, стоящих перед лучами-руками Атона, который протягивает им символы жизни и властвования.

«Красавица прекрасная в диадеме с двумя перьями, владычица радости, полная восхвалений», «преисполненная красотами», «владеющая сердцами» – как только не называли ее древние. Практически на всех изображениях и скульптурах Нефертити изображена одного роста с мужем-фараоном, что говорит о ее статусе – он, по крайней мере, был равен статусу мужа. На дипломатических приемах Эхнатон не стеснялся прилюдно советоваться со своей супругой, во всех церемониях, где он восхвалялся как воплощение бога Атона, она принимала участие. Этим подтверждался не просто статус главной жены фараона, но и супруги бога Атона. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь. В Гемпаатоне и Хутбенбене – больших храмах бога Атона – ей возносили молитвы, ни одно из храмовых действ не могло происходить без царицы, считавшейся залогом плодородия и процветания всей страны. Каждое утро Нефертити начиналось с того, что, поднявшись с Эхнатоном на башню, она ловила руками первый солнечный луч. А каждый вечер именно Нефертити провожала солнечного Атона. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами[1], – говорится о ней в надписях гробниц вельмож-современников, – при звуке голоса ее ликуют».

Стены зала, возведенного Эхнатоном на шестом году правления в своей столице для празднования церемонии Сед, были декорированы колоссальными скульптурными изображениями Нефертити, отождествленной с Тефнут – богиней влаги, стоящей на страже мировой гармонии и божественного закона. В этой ипостаси Нефертити могла изображаться в качестве сфинкса, поражающего врагов Египта палицей.

Нефертити была верной соратницей и подругой фараону, но самого главного – как его жена – она не смогла ему дать. Наследника. Шесть дочерей родила Нефертити, а долгожданного сына все не было. Воспользовавшись слабостью царицы, в этот момент подняли голову ее завистники и враги. Век человека в древнем Египте был короток – 28–30 лет. В любой день смерть могла прийти за правителем, а прямого наследника не было. На 12-м году правления Эхнатона умерла средняя дочь царственной четы – принцесса Макетатон, а вскоре и сама Нефертити исчезла с исторической арены, возможно, попав в опалу.

Ее место заняла наложница Киа. Впрочем, юная красавица не могла удержать внимание фараона надолго, и некоторое время Эхнатон метался меж ними. Спустя некоторое время Киа вернулась в гарем, но прежними отношения Эхнатона и Нефертити уже на стали. Однако и в такой непростой ситуации царица продемонстрировала свою дальновидность – новой супругой фараона стала их общая дочь. Поступок, по современным меркам, отвратительный, но тогда это было нормально и повсеместно практиковалось, чтобы сохранить чистоту царственной крови. Царица сама обучила дочь искусству любви – той любви, которая когда-то пленила фараона.

Систра – разновидность ударных типа маракасов, большая храмовая погремушка.

Источник:

www.litmir.me

Читать онлайн Женщины, изменившие мир автора Григорова Дарина - RuLit - Страница 3

Читать онлайн "Женщины, изменившие мир" автора Григорова Дарина - RuLit - Страница 3

Все классические знания о Нефертити и Эхнатоне основаны в большинстве своем на предположениях, а не на фактах. Все, что могло бы рассказать об этой чете реформаторов, было целенаправленно уничтожено последующими владыками Египта, которые прокляли имя Атона и вернулись к восхвалению бога Амона и его божественного семейства. И потому все, что было связано с Эхнатоном и Нефертити, подлежало уничтожению. Храмы разрушали, а если это было невозможно, со стен сбивали барельефы, разбивали скульптуры, из колонн вынимали целые каменные блоки. Даже упоминание этих царских имен считалось крамольным. Любого ослушавшегося ждала казнь. Столь суровые меры, естественно, довольно быстро привели к полному забвению Эхнатона и его супруги.

Но тысячелетия спустя образ Нефертити восстал из пепла, будоража наше воображение мистической силой древнего Египта и великих женщин, которые творили его историю. Если бы не было их, возможно, не появилась бы и Нефертити на правящем египетском небосклоне.

• Царица Себекнеферу (Нефрусебек) – первая женщина-фараон, правившая где-то в промежутке от 1799 до 1785 года до н. э. Она носила мужскую одежду, дабы не смущать простой люд. В конце третьего года правления Себекнеферу начались природные катаклизмы. Ее обвинили в гневе богов и, вероятно, свергли. На троне же воцарился новый род.

• Царица Хатшепсут взошла на престол в 15 веке до н. э. и правила почти 22 года. Она руководила страной вместо болезненного мужа, а после его смерти подвинула у руля его сына, Тутмоса III. Партия жрецов, поддерживавшая свою Верховную жрицу, сочла, что именно она более достойна восседать на троне фараона, нежели болезненный и капризный мальчик, и помогла ей. Хатшепсут даже надевала накладную бороду, убранную в золотой футляр, чтобы образ правителя был привычнее народу. Именно при ней Египет достиг небывалого процветания, добился уважения соседей и патриотической любви подданных к власти, которую олицетворял фараон, вернее «фараонша». Хатшепсут вошла в историю как царица-строительница, по приказанию которой воздвигались дворцы, храмы и общественные здания. Она расширила легендарный комплекс святилищ в Карнаке и построила самый высокий обелиск в честь Амона (30 метров высотой, 300 тонн весом). Хатшепсут же первая построила для своего упокоения не пирамиду, как ее предшественники-фараоны, а храм-усыпальницу – знаменитейший Дейр-эль-Бахри. Скончалась царица в преклонном для того времени возрасте – ей было примерно 50 лет. Анализ ее мумии, проведенный в 2007 году, показал, что Хатшепсут страдала болезнями костей, печени и диабетом.

После ее смерти Тутмос III приказал уничтожить все сведения о Хатшепсут и все ее изображения, мстя за лишение его власти. В частности, огромные золоченые обелиски в Карнаке были заложены камнями или попросту засыпаны песком, многие изображения царицы из храма в Дейр-эль-Бахри уничтожены или закопаны поблизости. Имя Хатшепсут вырезали из картушей и заменяли именами Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III. Все эти действия были для древнего египтянина равносильны проклятию.

Клеопатра – последняя царица Египта

Вот уже две с лишним тысячи лет не утихают страсти вокруг знаменитой царицы, которая стала одной из самых одиозных фигур мировой истории. Клеопатра VII Филопатр была последней царицей Древнего Египта. После плеяды слабых и безвольных правителей на троне Египта, наконец, воцарился умный и целеустремленный правитель. Однако Клеопатра пришла к власти, когда звезда Египта уже фактически закатилась. В мире царствовал Рим, тем не менее египетская правительница боролась, используя любые возможности, за свой трон и за свое государство.

Благодаря романтическим историям, связанным с ее именем, на протяжении двух тысяч лет египетская царица Клеопатра считалась воплощением красоты, вдохновляла художников, поэтов и скульпторов на создание шедевров. Шекспир, Врубель, Рубенс и даже Пушкин, не считая десятков менее известных деятелей искусства, воспели ее. Она стала олицетворением очарования, соблазна и женского коварства. До сих пор история этой неординарной женщины, сочетавшей в себе загадочность Египта и римскую величественность, волнует человечество: все новые фильмы снимают о ней, все новые пишут книги. Какой она была, как смогла оставить столь глубокий след в мировой истории?

«Славная по отцу» – так переводится имя Клеопатра с греческого. Род ее восходит к ближайшему соратнику Александра Македонского, другу его детских лет. Птолемей I Сотер (Спаситель), попросил себе в качестве военного трофея Египет – прекрасную, полную тайн землю. Когда великий завоеватель умер, то Птолемей, забальзамировав труп Александра, отбыл в свое царство и обосновался в Александрии, названной так в честь его лучшего друга и повелителя. В Александрии Птолемей снискал себе славу мудрого и просвещенного правителя. Он основал знаменитую Александрийскую библиотеку, которая на долгие годы стала главным собранием произведений научной мысли.

Источник:

www.rulit.me

Григорова, Дарина Александровна - Женщины, изменившие мир Электронный ресурс: невероятная сила характера в действии: 12 - Search RSL

Григорова, Дарина Александровна Женщины, изменившие мир

Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

Тип поиска

По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.

Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

Поиск по синонимам

В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.

В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.

Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

Группировка

Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

Критерий близости Релевантность выражений

Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.

Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

Поиск в интервале

Будет произведена лексикографическая сортировка.

Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Григорова, Дарина Александровна - Женщины, изменившие мир [Электронный ресурс] : [невероятная сила характера в действии : 12+]

Женщины, изменившие мир [Электронный ресурс] : [невероятная сила характера в действии : 12+] / Григорова Дарина. - Москва : АСТ, 2015. - 351 с.; 21 см.; ISBN 978-5-17-087996-0

На обл. авт. не указан

Литература универсального содержания -- Справочные издания -- Общие биографические справочники. Справочники псевдонимов -- Общие биографические справочники -- Страны мира

известные женщины стран мира - биографии

Недоступно для просмотра

$a Григорова, Дарина Александровна

$b [невероятная сила характера в действии : 12+]

$a Системные требования: Adobe Digital Editions

$a Литература универсального содержания -- Справочные издания -- Общие биографические справочники. Справочники псевдонимов -- Общие биографические справочники -- Страны мира

$a известные женщины стран мира - биографии

Источник:

search.rsl.ru

Читать бесплатно книгу Женщины, изменившие мир, Дарина Григорова

Женщины, изменившие мир

© ООО «Издательство АСТ», 2015

© Григорова Д. А., текст 2015

Нефертити – идеал красоты

В начале XXI века историки составили список самых известных дам, которых представители современной цивилизации знают в лицо. И первое место разделили леонардовская Джоконда и древнеегипетская царица Нефертити. Пластические хирурги копируют разрез глаз царицы, форму губ и носа, модницы повторяют макияж знаменитой красавицы, а дизайнеры используют ее образ в своих работах… Трудно поверить, что на протяжении тридцати четырех столетий ее имя было предано забвению. И только XX век вновь возвел Нефертити на пик славы.

В 1912 году в мастерской скульптора Тутмоса в Амарне был обнаружен уникальный бюст царицы Нефертити, которая с тех пор стала одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры. Команда германского египтолога Людвига Борхарда увезла уникальную находку в Германию. В своем археологическом дневнике напротив зарисовки скульптуры Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесполезно – надо смотреть!». Чтобы скрыть находку от египетской таможни, ее обернули в серебряную бумагу и покрыли гипсом. Когда это обнаружилось – разразился скандал. В 1933 году министерство культуры Египта потребовало вернуть бюст, но Германия отказалась. Так скульптура, ставшая символом восточной красоты, «прописалась» в Берлине. Начавшаяся вскоре война притушила страсти, но даже после ее окончания египтологам из Германии какое-то время было запрещено проводить археологические раскопки на территории Египта.

Кем же была знаменитая Нефертити? По общественному статусу, принятому до нее, – всего лишь одной из женщин многочисленного царского гарема. Египтянки того времени на весь мир славились красотой. Они владели секретами косметических средств, которые передавались лишь от матери к дочери, были искусны в делах любви, пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах. В общем, конкуренция среди претенденток на внимание фараона была весьма высока.

Откуда же родом Нефертити, как смогла завоевать внимание и любовь фараона Эхнатона, стать ему не только любимой женщиной, но и верной соратницей? С начала исследования и проведения раскопок в развалинах Ахетатона (современный Тель-эль-Амарна) в 80-х годах XIX века до настоящего времени не обнаружено ни одного четкого свидетельства, которое бы пролило свет на происхождение Нефертити. Только упоминания, чудом оставшиеся на стенах гробниц членов семьи фараона и вельмож, содержат некоторые данные о ней. Именно надписи в усыпальницах и клинописные таблички Амарнского архива помогли египтологам выстроить несколько гипотез о том, где родилась царица.

В целом предположения египтологов можно разделить на две версии: одни считают Нефертити египтянкой, другие – миттанийской принцессой (древнее государство на территории Северной Месопотамии), присланной еще в детстве ко двору отца Эхнатона Аменхотепа III.

Нужно отметить, что и супруг Нефертити выделялся среди представителей своей династии. Пытаясь укрепить самодержавную власть, Аменхотеп IV, опираясь на неродовитых служилых людей, так называемых немху (что означало «сироты», конечно, в переносном смысле), выступил против жрецов, в первую очередь против служителей главного бога Амона-Ра. Чтобы ослабить противника, необходимо было лишить его влияния, поэтому Аменхотеп постепенно стал выдвигать в противовес фиванскому богу Амону культ ранее малоизвестного бога Атона, олицетворением которого был солнечный диск. На шестом году царствования Аменхотепа IV борьба резко обостряется и вскоре достигает апогея. Фараон вместе со своим двором покидает ненавистные и враждебные ему Фивы и в 300 км к северу приказывает основать новую столицу – Ахетатон (Ахет-Атон – «горизонт Атона»). Несколько ранее фараон переименовал себя в Эхнатона (Эхн-Атон – «угодный Атону»). Как и в любой битве, фараону в сражении за трон нужны были надежные союзники. Видимо, такого союзника – верного, умного, сильного – он и обрел в лице своей жены Нефертити.

Вряд ли среди жен фараонов найдется еще одна женщина, обладавшая столь мощной властью и безоговорочной любовью своего супруга. Недаром в новой столице Египта практически все строения, соборы и памятники были украшены изображениями Нефертити. (Правда, от них затем мало что осталось.) Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт царя и его семьи – супруги Нефертити (после переименования – Нефернефруатон) и многочисленных дочерей, стоящих перед лучами-руками Атона, который протягивает им символы жизни и властвования.

«Красавица прекрасная в диадеме с двумя перьями, владычица радости, полная восхвалений», «преисполненная красотами», «владеющая сердцами» – как только не называли ее древние. Практически на всех изображениях и скульптурах Нефертити изображена одного роста с мужем-фараоном, что говорит о ее статусе – он, по крайней мере, был равен статусу мужа. На дипломатических приемах Эхнатон не стеснялся прилюдно советоваться со своей супругой, во всех церемониях, где он восхвалялся как воплощение бога Атона, она принимала участие. Этим подтверждался не просто статус главной жены фараона, но и супруги бога Атона. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь. В Гемпаатоне и Хутбенбене – больших храмах бога Атона – ей возносили молитвы, ни одно из храмовых действ не могло происходить без царицы, считавшейся залогом плодородия и процветания всей страны. Каждое утро Нефертити начиналось с того, что, поднявшись с Эхнатоном на башню, она ловила руками первый солнечный луч. А каждый вечер именно Нефертити провожала солнечного Атона. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами[1] 1

Систра – разновидность ударных типа маракасов, большая храмовая погремушка.

[Закрыть] , – говорится о ней в надписях гробниц вельмож-современников, – при звуке голоса ее ликуют».

Стены зала, возведенного Эхнатоном на шестом году правления в своей столице для празднования церемонии Сед, были декорированы колоссальными скульптурными изображениями Нефертити, отождествленной с Тефнут – богиней влаги, стоящей на страже мировой гармонии и божественного закона. В этой ипостаси Нефертити могла изображаться в качестве сфинкса, поражающего врагов Египта палицей.

Нефертити была верной соратницей и подругой фараону, но самого главного – как его жена – она не смогла ему дать. Наследника. Шесть дочерей родила Нефертити, а долгожданного сына все не было. Воспользовавшись слабостью царицы, в этот момент подняли голову ее завистники и враги. Век человека в древнем Египте был короток – 28–30 лет. В любой день смерть могла прийти за правителем, а прямого наследника не было. На 12-м году правления Эхнатона умерла средняя дочь царственной четы – принцесса Макетатон, а вскоре и сама Нефертити исчезла с исторической арены, возможно, попав в опалу.

Ее место заняла наложница Киа. Впрочем, юная красавица не могла удержать внимание фараона надолго, и некоторое время Эхнатон метался меж ними. Спустя некоторое время Киа вернулась в гарем, но прежними отношения Эхнатона и Нефертити уже на стали. Однако и в такой непростой ситуации царица продемонстрировала свою дальновидность – новой супругой фараона стала их общая дочь. Поступок, по современным меркам, отвратительный, но тогда это было нормально и повсеместно практиковалось, чтобы сохранить чистоту царственной крови. Царица сама обучила дочь искусству любви – той любви, которая когда-то пленила фараона.

К 14-му году правления Эхнатона (1336 г. до н. э.) все упоминания о царице исчезают. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмоса, вероятно, изображает Нефертити на склоне лет. Перед нами то же лицо, все еще прекрасное, но время уже наложило на него свой отпечаток, оставив следы пережитого за эти непростые годы, – видна усталость, даже надломленность хрупкой немолодой женщины. Ростовая скульптура стоящей царицы изображает ее в облегающем платье, с сандалиями на ногах. Утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери шести дочерей, плечи которой согнули годы, а груди истощили дети.

Однако ряд исследователей считает, что Нефертити стала официальной соправительницей больного мужа и, чтобы не возникло разговоров и неудовольствия народа, сменила свое имя на мужское. Потому-то и исчезли упоминания о ней. Правда ли это, сейчас установить чрезвычайно сложно.

На семнадцатом году своего правления Эхнатон умер. Столица вернулась в Фивы, культу единобожия Атона пришел конец. И только Нефертити, верная прежним убеждениям, осталась в пустеющем Ахетатоне. Город умирал вместе с царицей и после ее смерти в 1330-х опустел совсем. Последняя просьба царицы была проста – похоронить ее в гробнице рядом с мужем.

Все классические знания о Нефертити и Эхнатоне основаны в большинстве своем на предположениях, а не на фактах. Все, что могло бы рассказать об этой чете реформаторов, было целенаправленно уничтожено последующими владыками Египта, которые прокляли имя Атона и вернулись к восхвалению бога Амона и его божественного семейства. И потому все, что было связано с Эхнатоном и Нефертити, подлежало уничтожению. Храмы разрушали, а если это было невозможно, со стен сбивали барельефы, разбивали скульптуры, из колонн вынимали целые каменные блоки. Даже упоминание этих царских имен считалось крамольным. Любого ослушавшегося ждала казнь. Столь суровые меры, естественно, довольно быстро привели к полному забвению Эхнатона и его супруги.

Но тысячелетия спустя образ Нефертити восстал из пепла, будоража наше воображение мистической силой древнего Египта и великих женщин, которые творили его историю. Если бы не было их, возможно, не появилась бы и Нефертити на правящем египетском небосклоне.

Другие великие правительницы Древнего Египта:

• Царица Себекнеферу (Нефрусебек) – первая женщина-фараон, правившая где-то в промежутке от 1799 до 1785 года до н. э. Она носила мужскую одежду, дабы не смущать простой люд. В конце третьего года правления Себекнеферу начались природные катаклизмы. Ее обвинили в гневе богов и, вероятно, свергли. На троне же воцарился новый род.

• Царица Хатшепсут взошла на престол в 15 веке до н. э. и правила почти 22 года. Она руководила страной вместо болезненного мужа, а после его смерти подвинула у руля его сына, Тутмоса III. Партия жрецов, поддерживавшая свою Верховную жрицу, сочла, что именно она более достойна восседать на троне фараона, нежели болезненный и капризный мальчик, и помогла ей. Хатшепсут даже надевала накладную бороду, убранную в золотой футляр, чтобы образ правителя был привычнее народу. Именно при ней Египет достиг небывалого процветания, добился уважения соседей и патриотической любви подданных к власти, которую олицетворял фараон, вернее «фараонша». Хатшепсут вошла в историю как царица-строительница, по приказанию которой воздвигались дворцы, храмы и общественные здания. Она расширила легендарный комплекс святилищ в Карнаке и построила самый высокий обелиск в честь Амона (30 метров высотой, 300 тонн весом). Хатшепсут же первая построила для своего упокоения не пирамиду, как ее предшественники-фараоны, а храм-усыпальницу – знаменитейший Дейр-эль-Бахри. Скончалась царица в преклонном для того времени возрасте – ей было примерно 50 лет. Анализ ее мумии, проведенный в 2007 году, показал, что Хатшепсут страдала болезнями костей, печени и диабетом.

После ее смерти Тутмос III приказал уничтожить все сведения о Хатшепсут и все ее изображения, мстя за лишение его власти. В частности, огромные золоченые обелиски в Карнаке были заложены камнями или попросту засыпаны песком, многие изображения царицы из храма в Дейр-эль-Бахри уничтожены или закопаны поблизости. Имя Хатшепсут вырезали из картушей и заменяли именами Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III. Все эти действия были для древнего египтянина равносильны проклятию.

Клеопатра – последняя царица Египта

Вот уже две с лишним тысячи лет не утихают страсти вокруг знаменитой царицы, которая стала одной из самых одиозных фигур мировой истории. Клеопатра VII Филопатр была последней царицей Древнего Египта. После плеяды слабых и безвольных правителей на троне Египта, наконец, воцарился умный и целеустремленный правитель. Однако Клеопатра пришла к власти, когда звезда Египта уже фактически закатилась. В мире царствовал Рим, тем не менее египетская правительница боролась, используя любые возможности, за свой трон и за свое государство.

Благодаря романтическим историям, связанным с ее именем, на протяжении двух тысяч лет египетская царица Клеопатра считалась воплощением красоты, вдохновляла художников, поэтов и скульпторов на создание шедевров. Шекспир, Врубель, Рубенс и даже Пушкин, не считая десятков менее известных деятелей искусства, воспели ее. Она стала олицетворением очарования, соблазна и женского коварства. До сих пор история этой неординарной женщины, сочетавшей в себе загадочность Египта и римскую величественность, волнует человечество: все новые фильмы снимают о ней, все новые пишут книги. Какой она была, как смогла оставить столь глубокий след в мировой истории?

«Славная по отцу» – так переводится имя Клеопатра с греческого. Род ее восходит к ближайшему соратнику Александра Македонского, другу его детских лет. Птолемей I Сотер (Спаситель), попросил себе в качестве военного трофея Египет – прекрасную, полную тайн землю. Когда великий завоеватель умер, то Птолемей, забальзамировав труп Александра, отбыл в свое царство и обосновался в Александрии, названной так в честь его лучшего друга и повелителя. В Александрии Птолемей снискал себе славу мудрого и просвещенного правителя. Он основал знаменитую Александрийскую библиотеку, которая на долгие годы стала главным собранием произведений научной мысли.

Клеопатра родилась 2 ноября 69 года до н. э., в 12-й год правления Птолемея XII. Как писал греческий историк Старой, у Птолемея Авлета была только одна законная дочь – Береника IV. Поэтому, по всей видимости, матерью будущей царицы была простая наложница.

Клеопатра, несмотря на то, что вошла в историю как соблазнительница, выросла в славившемся учеными и знаменитой библиотекой городе – Александрии. Поэзия, искусства и науки здесь процветали – при дворах египетских царей кормилось немало выдающихся стихотворцев и художников. Девушка получила прекрасное образование и свободно говорила на нескольких языках, изучала философию, была хорошо знакома с литературой и играла на разных музыкальных инструментах.

Хотя древние римские авторы писали о ней как о весьма порочной особе, которая с легкостью покоряла мужские сердца, подобную резкость можно объяснить влиянием более позднего времени и великоимперской позицией, с которой все более-менее заметное и значительное, но выросшее не в Риме и к нему не стремившееся, осуждалось и всемерно порицалось. Аврелий Виктор писал: «Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи». Впоследствии было выдвинуто предположение, что царевна прибегала к древней египетской магии, использовала темную власть полузабытых богинь и сама была могущественной колдуньей.

Ну а как иначе объяснить, что двое самых верных Риму полководцев-императоров – Гай Юлий Цезарь и Марк Антоний – изменили всю политику государства в ее пользу?! Так как всерьез рассматривать магию в качестве главной причины ее очарования не представляется возможным, приходится искать другие варианты. Может, все дело в красоте?

Спустя два столетия после правления Клеопатры римский историк Дион Кассий описывал царицу как «женщину непревзойденной красоты», которая «выглядела исключительно». К сожалению, не осталось скульптур, о которых можно было бы с уверенностью сказать, что они изображают Клеопатру, зато есть ее изображения на древних монетах. Но на всех монетах той эпохи изображена мужеподобная женщина с крючковатым носом… В общем, отнюдь не воплощенная Афродита. Однако не следует забывать, что в древнем мире монеты были средством активной политической пропаганды. Клеопатру специально изображали мужеподобной, похожей на ее предков-мужчин из рода Птолемеев, – чтобы узаконить право молодой женщины на правление государством, а не для прославления ее красоты.

Но, возможно, стоит выйти за рамки понятия чисто физической красоты. Дион Кассий пишет, что Клеопатра «обладала восхитительным голосом и знала, как сделать общение с собой приятным для каждого, кто ее видел». Древнегреческий историк Плутарх в биографии Марка Антония описывает внешность Клеопатры так: «Красота этой женщины была не той, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, – на любое наречие, так что лишь с очень немногими варварами она говорила через переводчика, а чаще всего сама беседовала с чужеземцами – эфиопами, троглодитами, евреями, арабами, сирийцами, индийцами, парфянами… Говорят, что она изучила и многие языки, тогда как цари, правившие до нее, не знали даже египетского, а некоторые забыли и македонский». Очарование Клеопатры, по мнению Плутарха, было связано не столько с ее внешностью, сколько с интеллектом, характером и, по-видимому, искусством вести беседу – она владела даром слушать и слышать собеседника и умела выражать свои мысли понятным для него образом.

В то время как греки обычно пренебрегали воспитанием дочерей, даже в царских семьях, Клеопатра явно имела хорошее образование, которое, наложившись на ее природный ум, дало превосходные результаты. Она стала настоящей царицей-полиглотом, причем ее лингвистические способности не обошли и латынь, хотя просвещенные римляне, например Цезарь, в совершенстве знали и греческий язык. Обладая тонким умом и несокрушимой уверенностью в себе, Клеопатра овладела искусством располагать к себе людей, а так как сила была все-таки в руках у мужчин, то египтянка успешно использовала свои таланты на любовном поприще.

О детстве и юности Клеопатры ничего неизвестно. Но с самого рождения ей приходилось наблюдать за тем, как неумелые и глупые действия ее родственников губят ее страну. Ее отец, о котором Цицерон писал, что «он не царь – ни по своему происхождению, ни по духу», был слабым правителем: он полностью отдавался своим страстям вместо государственных дел, предпочитая вино и игру на флейте руководству страной. Лукиан Самосатский отмечает: «Так, при дворе Птолемея Авлета, прозванного Дионисом, нашелся человек, который оклеветал платоника Димитрия в том, что он пьет воду и один из всех на празднике Дионисия не облачился в женское платье. И если бы он, приглашенный к царю, с утра на виду у всех не выпил вина, не взял в руки бубен и не стал играть и плясать в тарентинском женском наряде, – он не избежал бы гибели как человек, который не только не радуется благоденствию царя, но, напротив, придерживается враждебного ему учения…».

В ту пору Рим играл главную роль в геополитике Средиземноморья. Птолемей же боялся хоть как-то связываться с могущественной империей и предпочел выплатить непомерную дань, отстояв независимость Египта и собственный престол. Сумма откупных была настолько велика, что стране грозило увеличение налогового бремени в разы и как результат кризиса и инфляции – обесценивание металлических денег. Начались народные волнения. Царь бежал в Рим просить о помощи, но александрийцы восстали против него и признали своей царицей его дочь Беренику IV.

Береника же была женщиной недалекой, правление государством ее пугало – больше всего ее интересовали модные наряды и драгоценности. От незамужней женщины, правящей Египтом, народ и чиновники ожидали вступления в брак и назначения своего мужа соправителем. Советники нашли человека, который звался Селевком и утверждал, что был незаконным отпрыском одного из селевкидских царей. Когда он появился в Александрии, то оказался человеком с такой вульгарной внешностью и поведением, что александрийцы прозвали его Кибиосакт («Торговец соленой рыбой»). И Береника, проведя несколько дней с таким мужем, не нашла ничего лучшего, как приказать его задушить.

Страну лихорадило. Вернувшегося из Рима с войсками Птолемея поддержал гарнизон Александрии, представители которого на собственных шкурах ощутили, что значит из огня да в полымя. Царствование Береники закончилось в 55 году до н. э. когда ее отец вернул себе трон с помощью римлян под командованием Авла Габиния. Первым же приказом он повелел Беренику обезглавить. Голову дочери принесли удовлетворенному отцу на подносе. Видевшая все это Клеопатра усвоила урок – проигравшие милости не достойны. В Египте осталось многочисленное римское войско, чтобы обеспечить Авлету прочное положение на троне. Теперь все римляне, у которых Авлет занимал деньги, пока жил в изгнании, стали докучать действующему царю требованиями расплатиться. Афиней писал: «Все сокровища царя Птолемея Филадельфа, сберегавшиеся столь долгое время, были пущены на ветер последним Птолемеем, ввязавшимся в Габиниеву войну и показавшим себя не мужем, а флейтистом и фокусником». Авлет недолго прожил после возвращения на престол. С этого момента началась новая веха в жизни девушки. Но реальную власть она получила еще не скоро.

При использовании книги "Женщины, изменившие мир" автора Дарина Григорова активная ссылка вида: читать книгу Женщины, изменившие мир обязательна.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник:

bookz.ru

Григорова, Дарина Александровна Женщины, изменившие мир в городе Новокузнецк

В данном каталоге вы можете найти Григорова, Дарина Александровна Женщины, изменившие мир по доступной цене, сравнить цены, а также найти иные книги в категории Художественная литература. Ознакомиться с параметрами, ценами и рецензиями товара. Доставка осуществляется в любой город РФ, например: Новокузнецк, Курск, Москва.