Книжный каталог

Фатьма Мухтарова

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Очерк является попыткой охарактеризовать творчество большой артистки и певицы, находящейся на пути к дальнейшему совершенствованию.

Характеристики

  • Сохранность
    Хорошая
  • Тип издания
    Отдельное издание
  • Тип обложки
    Мягкая обложка
  • Формат издания
    130x175
  • Издательство
    Издание Большого Государственного Оперного Театра
  • Тираж
    5000
  • Год выпуска
    1929
  • Количество страниц
    32
  • Язык издания
    Русский
  • Вес
    28
  • Ширина упаковки
    170
  • Высота упаковки
    20
  • Глубина упаковки
    240

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Вильгельм Гауф Спасение Фатьмы Вильгельм Гауф Спасение Фатьмы 0 р. litres.ru В магазин >>
Вильгельм Гауф Спасение Фатьмы Вильгельм Гауф Спасение Фатьмы 63 р. litres.ru В магазин >>
Вильгельм Гауф Спасение Фатьмы Вильгельм Гауф Спасение Фатьмы 63 р. litres.ru В магазин >>
Вильгельм Гауф Спасение Фатьмы Вильгельм Гауф Спасение Фатьмы 63 р. litres.ru В магазин >>
Сборник Татарские сказки Сборник Татарские сказки 194 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Фатьма Мухтарова - русская и советская оперная певица - биография, фото, видео

Фатьма Мухтарова

Русская и советская оперная певица

Дата рождения: 26.03.1893

Содержание

Фатьма Мухтарова родилась в Урмии, на северо-западе Персии (ныне остан Западный Азербайджан в Иране), в семье перса, по другим сведениям — азербайджанца Аббаса Рзаева, уличного певца, и его жены, польско-литовской татарки Сары Хасеневич. Незадолго после рождения дочери семья переселилась в Россию, обосновавшись в Ростове-на-Дону. В 1901 году отец Мухтаровой подхватил чахотку и умер в возрасте 28 лет, а мать вторично вышла замуж за шарманщика Саттара Мухтарова, тоже иммигранта из Персии. Семья жила впроголодь и долго скиталась по городам России, пока, наконец, в 1910 году не осела в Саратове. Здесь мать Мухтаровой отдала её «в ученье» уличным певцам. Вскоре девочка, под именем Кати-шарманщицы, одетая в украинский костюм, успешно выступала под аккомпанимент бубна и гармошки на улицах, площадях и фабричных проходных Саратова. Одной из её первых слушательниц оказалась молодая Лидия Русланова, тогда работница фабрики, растроганная пением девочки и отдавшая ей все имеющиеся при себе деньги.

Вскоре заметка о таланте Кати Мухтаровой за авторством журналиста Архангельского появилась в «Саратовском вестнике». Её взял под свою опеку виолончелист Каменский, сын оперной певицы Марии Каменской. Однако в новом доме Мухтаровой была отведена роль прислуги, которую пускали за господский стол только при гостях из «общества». Обиженная таким отношением, Мухтарова ушла от Каменских и продолжила давать благотворительные концерты в городах и слободах Саратовской губернии, собирая деньги себе на музыкальное образование по совету Архангельского. В 1912 года она попыталась поступить в новообразованную Саратовскую Императорскую консерваторию, но получила отказ из-за «охрипшего от пения на морозе голоса с диапазоном меньше октавы». Однако на Мухтарову обратил внимание известный оперный певец Михаил Медведев, который взялся учить девушку и за две недели откорректировал ей голос. Таким образом, Фатьма Мухтарова оказалась в числе первых студентов Саратовской консерватории. В этот период она жила с родителями и содержала семью выступлениями в других городах страны, вопреки уставу консерватории. Во время одного из подобных гастролей в 1913 году Мухтарова оказалась в Баку, где привлекла интерес оперного певца Гусейнкули Сарабского. Узнав о тяжёлом финансовом положении Мухтаровой, Сарабский убедил бакинского нефтепромышленника и мецената Муртузу Мухтарова (однофамильца певицы) оказать молодой певице помощь, на что Мухтаров ответил согласием и выделил нужную сумму.

Профессиональная карьера

Первым профессиональным выступлением Мухтаровой была драма «Ставка князя Матвея» в Городском театре. Окончив консерваторию в 1914 году, Мухтарова вышла замуж за саратовского адвоката Александра Малинина (от которого вскоре родила дочь Лейлу) и уехала в Москву. Здесь через деверя Бориса она добилась прослушивания у Фёдора Шаляпина, а затем у Сергея Зимина и приняла предложение работать в Оперном театре Зимина. В этом театре она выступала партнёршей Шаляпина в опере «Борис Годунов», а также разучила партию Кармен, ставшую впоследствии её самой яркой и запомнившейся ролью . В 1918 году Мухтарова вернулась в Саратов с группой солистов и впервые выступила в роли Кармен 31 декабря 1918 года в Саратовском оперном театре.

После Революции, Фатьма Мухтарова выступала в различных театрах Украины, Поволжья, Южного Кавказа. Газеты отмечали необычайную естественность и эмоциональность Кармен в исполнении Мухтаровой. Во время бакинских гастролей 1924 года Георгий Нэлепп, игравший Хозе, по неосторожности всадил в спину Кармен-Мухтаровой нож почти на три сантиметра, что обнаружилось только на поклоне артистов, когда с юбки Мухтаровой стекала кровь. В 1936 году была награждена званием Заслуженной артистки Грузинской ССР. С 1938 года была солисткой Азербайджанского театра оперы и балета. С 1940 года Мухтарова — Народная артистка Азербайджанской ССР. В 1954 году оставила сцену, но продолжала преподавать молодым азербайджанским солистам театра. Последний её концерт состоялся в Грузинском театре оперы и балета.

Источник:

biozvezd.ru

Мухтарова К

Фатьма Мухтарова

. Родилась Фатьма Мухтарова Катя, на рубеже веков — нынешнего и минувшего, в Персии, в городке на берегу огромного озера Урмия, расположенного на персидском нагорье. Ныне это город — Резайе. Отец ее, Аббас Рзаев, по национальности перс, мать — Сара, татарка, предки которой были выходцами из Польши. Отец был уличным певцом, обладал красивым баритоном, мастерски играл на кеманче — древнем струнном смычковом инструменте, распространенном в Закавказье. Ни одна свадьба не обходилась без участия Аббаса, он прилично зарабатывал, так что семья жила, не испытывая нужды. Когда Фатьма была еще в грудном возрасте, родители решили переселиться в Россию. Они остановились в городе Ростове-на-Дону. Здесь их постигло несчастье. От пения на морозе отец заболел и умер в 28 лет от горловой чахотки, в 1901 году, когда девочке было всего три года.

Потом, много лет спустя, Мухтарова вспоминала: “Оставив мне в наследство голос, он унес мое детство и радости. ”

Оставшись без средств к существованию, мать выходит замуж за перса — шарманщика Саттара Мухтарова. Отчим не утруждал себя работой, любил “легкую жизнь”. Семья постоянно испытывала нужду и голод, ютясь по подвалам. Все чаще между родителями возникали ссоры. Случалось, Саттар избивал жену и падчерицу. В поисках куска хлеба семья кочевала из одного города в другой, передвигаясь то в одиночку, то с такими же горемыками, “перелетными птицами”. Позже мать определила Фатьму “в ученье” к уличным певцам. Трудно было подлаживать свой голос к механическому звучанию шарманки. Родители купили ей украинский костюм и стали называть “Катей”. К десяти годам она уже стала знаменитостью среди собратьев по ремеслу, выступала под аккомпанемент бубна и гармошки.

Впервые в Саратове Катя Мухтарова появилась в 1910 году. Пела и лихо плясала на улицах и площадях Саратова, у фабричных проходных, где однажды одна из работниц, услышав ее, так была растрогана, что отдала ей все имеющиеся деньги. Этой работницей была известная впоследствии на всю страну исполнительница русских народных песен Лидия Андреевна Русланова.

Где бы Катя ни появлялась, сразу собиралась толпа зрителей, а мальчишки и девчонки бегали за ней ватагой. Ей нравилось перед ними разыгрывать “представления”. Двое из таких “поклонников” стали близкими людьми: это будущий ее супруг, адвокат Александр Иванович Малинин и известный советский композитор Константин Яковлевич Листов, с которым ее связывала крепкая дружба.

Вот что писал в своих воспоминаниях о Кате Мухтаровой известный профессор, ректор Саратовского университета Владимир Дмитриевич Зернов: ". Хочется мне вспомнить историю одной артистки, Фатьмы Мухтаровой, которая в описываемое время ходила по дворам с шарманкой и под нее пела. Тогда она была девочкой. Жила у своего отчима, который и посылал ее на промысел. Примерно один раз в неделею Катя появлялась и у нас во дворе и, несмотря на свою юность, мощным контральто пела "Пожар московский", "Чайку" и другие песни, за что аккуратно, получала пятачок. Так как у Кати был действительно исключительный голос, то ее многие в Саратове знали."

Фатьма Саттаровна вспоминала, какая “организованность” существовала среди уличных актеров. Весь город был поделен на участки, заходить на чужую территорию запрещалось. На “участке” Кати был один “счастливый двор”, который в ее судьбе сыграл большую роль. Адрес: улица Сакко и Ванцетти, №47.

Редактор газеты “Саратовский вестник” Н.М. Архангельский писал в журнале “Рампа и жизнь”: “Попала Катя на концертную эстраду таким образом: месяца полтора назад она пришла с шарманкой на двор дома, где я живу, и стала петь “Могилу”. Я до этого уже слышал, что по дворам ходит девочка-певица с отличным голосом, но манера петь, необычная простота и выразительность меня поразили. Я написал о Кате в “Саратовском вестнике” заметку. Нашлись отзывчивые люди — семья железнодорожного служащего Л. Каменского, сына знаменитой оперной певицы М.Д. Каменской — отличного виолончелиста. Каменский взял Катю в свою семью и стал с него заниматься. Катя в течение первого же месяца сделала поразительные успехи”.

“Справочный листок” утверждал, что Катя, собрав тысячу рублей, попала в кухонные судомойки.

Она действительно мыла посуду, убирала комнаты, питалась с кухаркой на кухне, а к приходу гостей из “общества” ее срочно наряжали и сажали за стол с “господами” и “гостями”. Такое двойственное, нелепое положение мучило девочку. Катя решила пойти к Н.М. Архангельскому и обо всем рассказать ему. Выслушав ее, журналист ответил, что “воспитание” на этом заканчивается и осенью она будет “пробоваться” в новую консерваторию, которая откроется в Саратове. Уйдя от Каменских, Катя выступает у железнодорожников “с огромными овациями”, как пишут местные газеты, в залах Коммерческого собрания (ныне Дом офицеров).

. В городе Камышине расклеены афиши, возвещающие о том, что 24 мая 1912 года “с дозволения начальства, в охотничьем клубе, проездом, только один концерт, дает знаменитая шарманщица, Катя Мухтарова. Весь сбор поступит на получение музыкального образования. Надеемся, что камышинская публика посетит концерт талантливой девочки и даст ей возможность оставить улицу, получить музыкальное образование и стать впоследствии знаменитой певицей! Не дайте погибнуть таланту!”. После этого она пела в слободе Покровской (ныне г. Энгельс) в синематографе “Эхо искусства”. Из воспоминаний В.Д. Зернова: "Помнится, на масленице в управлении Рязано-Уральской железной дороги устраивался благотворительный "Базар" с разными развлечениями и аттракционами, и одному из устроителей. пришла в голову счастливая идея: в "кабаре" устроить эстраду и среди, различных других номеров выпустить Катю Мухтарову, но уже не с шарманкой, а с аккомпанементом рояля. Отчиму пришлось уплатить некоторую сумму, в возмещение "убытков". Катю обучили еще нескольким песням. одели ее в немудрый концертный костюм. и она с громадным успехом по несколько раз в день выступала на эстраде. Когда, кончился "базар", то не хотелось уже предоставлять отчиму эксплуатировать безусловно талантливую девочку с прекрасным, голосом. Компания инженеров предложила отчиму отпустить Катю учиться в консерваторию. Тот заартачился и потребовал довольно крупный выкуп. Чтобы собрать, средства на выкуп, был устроен в зале консерватории сборный концерт, в котором выступала и сама Катя. Она опять имела большой успех… Катя была принята в консерваторию, стала заниматься у профессора Медведева - когда-то знаменитого тенора, - и скоро нельзя было узнать в характерной, интересной, немного размашистой консерваторке прежнюю шарманщицу и уличную певицу.

Газетная хроника сообщала, что Катя Мухтарова осенью 1912-го поступает в Саратовскую консерваторию для получения музыкального образования, а 19 июня она поет в театре Вакуровского парка (территория нынешнего парка культуры и отдыха).

Осенью 1912 года состоялось ее прослушивание в консерватории. Ее не приняли. Профессора дали заключение: из ее голоса с диапазоном меньше октавы, притом охрипшим от пения на морозе, ничего не получится. Человек, сумевший распознать “сокровище в горле” этой удивительной девочки, был знаменитый оперный певец профессор консерватории Михаил Ефимович Медведев. Он решил заниматься с ней. “Его я как-то удивительно понимала, — вспоминала Фатьма Саттаровна. — Чудо какое-то случилось. Через два дня восьмая нота прибавилась, за ней девятая, десятая, и пошло, и пошло. Как радостно было учиться и понимать учителя. Уже через две недели Михаил Ефимович заявил, что берется меня учить”.

Саратовская консерватория, третья после Петербургской и Московской, была торжественно открыта осенью 1912 года. Фатьма Мухтарова была в числе первых ее учеников по классу профессора М.Е. Медведева. Каким надо обладать терпением и педагогическим мастерством, чтобы учить совершенно неграмотную, плохо говорившую по-русски девочку, сложному искусству пения!

Родители Фатьмы были против ее желания учиться. Они утверждали, что законы шариата запрещают мусульманке выходить на сцену. Но Н.М. Архангельский помог уладить это — с помощью персидского консула и денег, предупредив родителей, что если они будут что-либо “затевать”, то их немедленно вышлют обратно в Персию. Архангельский стал ее опекуном. Поступив учиться, Фатьма вынуждена была жить с родителями. Летом они, как вспоминала Мухтарова, “с какими-то темными антрепренерами возили меня на гастроли с цыганскими романсами и русскими песнями. Зарабатывали много, львиную долю забирал, конечно, антрепренер. Каждую осень, по приезде в Саратов, меня срочно вызывали к директору консерватории. Кто-то присылал туда мои афиши. Я бежала к Николаю Михайловичу (Архангельскому), он смеялся и говорил: “Идите, вас будут здорово ругать. Просите прощения, обещайте, что больше никуда не поедете. Будут говорить, что выгонят в двадцать четыре часа, не бойтесь, — все равно не выгонят”. Шла смело и продолжала учиться”.

Но “побеги” ее продолжались, — ведь Фатьма своими заработками содержала всю семью. Когда Мухтарову снова обнаружили “на гастролях” в Астрахани, руководство консерватории, принимая во внимание ее тяжелое положение, не только не поставило вопрос о ее отчислении за нарушение дисциплины, но решило зачислить ее на стипендию.

В конце первого учебного года Мухтарова вместе с другими учениками выступила в концерте, исполнив арию из оперы А. Рубинштейна “Дочь степей”.

Впервые на профессиональной сцене Мухтарова выступила, как сообщил “Саратовский вестник”, в Городском театре в драме “Ставка князя Матвея”. К сожалению, кроме этого короткого сообщения, других сведений об этом спектакле пока не обнаружено.

За все время учебы в консерватории Мухтарова постоянно ощущала внимание и заботу двух, ставших ей близкими, людей: Н.М. Архангельского и М.Е. Медведева. Если она заболевала, Михаил Ефимович присылал к ней доктора или швейцара — узнать о причине ее отсутствия на занятиях. Как вспоминает дочь Н.М. Архангельского Антонина Николаевна, Фатьма жила у них на даче целый месяц. На всю жизнь певица сохранила благодарность к своим друзьям и наставникам.

Успехи ее в учебе были очевидны. В 1914 году Мухтарова, выйдя замуж за саратовского адвоката А.И. Малинина, решила поехать в Москву “попытать счастья”, прислушаться в оперу Зимина. Может быть, поводом к этому решению послужило то, что брат ее мужа, живший в Москве, был репетитором у детей Ф.И. Шаляпина. Через него и обратились к великому певцу с просьбой послушать молодую певицу. М.Е. Медведев, ее учитель, написал рекомендательное письмо. Ф.И. Шаляпин отнесся к Фатьме очень внимательно, послушав ее, сказал: “Голос есть, поставлен прекрасно, надо идти и работать на сцене! Если есть способности артиста — будет большой толк, если нет — так научиться этому нельзя”.

После этого состоялись прослушивания перед руководителями театра — С.И. Зиминым и режиссером В.Г. Сахновским. Ей предложили работу в этом театре в качестве солистки. Прежде чем дать свое согласие, Фатьма посоветовалась с Шаляпиным и, получив его одобрение, поступила в театр. На первый взгляд может показаться неправдоподобным, что после двух лет Фатьма выросла в профессиональную певицу. Но это действительно так. Пела она с детства, значит, голосовой аппарат был приучен к большим нагрузкам, натренирован; так называемой природной постановке голоса надо было дать “школу”. И конечно, нельзя не учитывать природную музыкальную, сценическую, танцевальную одаренность.

В.Н. Петрова-Званцева, известная артистка московских театров, замечательная исполнительница партии Кармен (она приезжала с концертом в наш город в 1912 г., “Саратовский листок” писал на своих страницах о ее большом успехе), помогала молодой Фатьме Мухтаровой готовить партию Кармен. Блестящая исполнительница испанских песен и игры на кастаньетах М.Н. Кузнецова-Бенуа, гастролировавшая в парижской “Гранд-Опера”, помогала Фатьме овладевать испанским стилем в танцах и игре на сложном инструменте. Мухтарова не пропускала ни одного концерта М.Н. Кузнецовой-Бенуа. Она с упоением слушала рассказы об Испании режиссера Л. Баратова.

В это время в зиминской опере работали крупные режиссеры Н. Оленин, Ф. Комиссаржевский, В. Сахновский, дирижеры А. Пазовский, М. Ипполитов-Иванов, 3. Купер, художники Ф. Федоровский, П. Кончаловский, И. Федотов. Неутомимый деятель оперного искусства, С.И. Зимин открыл при театре студию, целью которой было дать недостающее образование молодым талантливым людям, обучить их основам актерского мастерства. Молодые люди обучались дикции и мелодекламации, танцу и фехтованию, разучивали оперные партии и готовились к выступлению в спектакле, с обязательным участием в массовых сценах, затем в утреннем, а потом уже в вечернем спектакле. Эта система последовательности ввода в спектакль имела положительные результаты.

В театре выступали крупнейшие русские гастролеры Ф. Шаляпин, Л. Собинов, Г. Бакланов и другие, иностранные артисты Д. Ансельми, М. Баттистини, Мария Гай.

Работа Мухтаровой в зиминской опере была ее первой, серьезной и строгой в своей организованности, школой актерского мастерства. Фатьма пришла в искусство в ту пору, когда творили великие актеры; когда русский оперный театр, опираясь на творческие принципы, заложенные М.И. Глинкой, вырабатывал новую “эстетику и технологию” актерского искусства, подтвержденную методом Шаляпина о “поющем актере”; когда К.С. Станиславский, приняв творческую эстафету гениального крепостного актера Михаила Семеновича Щепкина, строил Новый Театр.

Встречаясь в спектаклях с Шаляпиным, Фатьма не только трепетала от волнения, но жадно ловила каждое мгновение его существования в создаваемом образе. Это стало и ее принципом подхода к созданию того или иного образа, она поверила в правду жизни и стала ее искать в такой, казалось бы не конкретной сфере, как музыка. Впервые она встретилась в спектакле с Федором Ивановичем, когда он пел партию Олоферна в опере А.Н. Серова “Юдифь”. Мухтарова исполняла эпизодическую роль Одалиски. Сколько душевных сил она вложила в это исполнение! Шаляпин не только заметил ее прекрасный голос, но и поздравил с первым выступлением. Еще дважды Мухтаровой выпало счастье петь с ним в одном спектакле — в опере “Борис Годунов” М. Мусоргского, где Федор Иванович пел заглавную партию, а Фатьма — царевича Федора. Мухтарова осознала и приняла метод “поющего актера”: безупречная дикция, интонация, то есть тембровая окраска голоса, в которой дается характеристика создаваемого образа, ритм, пластическое выражение внутреннего состояния и внешнего облика.

В первый сезон работы в опере Зимина она подготовила и спела сложную партию Вани в опере “Иван Сусанин” М. Глинки (как она вспоминала, оркестр ей “стучал” — оркестранты выражают свое одобрение и восхищение, стуча о пульты смычками). Следующей партией была Полина в опере П.И. Чайковского “Пиковая дама”, которая требует ровной кантилены, глубокого чувства и умения петь в ансамбле.

. В 1918 году с группой солистов зиминской оперы в Саратов приехала Фатьма Мухтарова. 3 октября 1918 года в Саратове открылся оперный театр. Первым спектаклем шла опера “Снегурочка” Н.А. Римского-Корсакова, в главной партии — замечательная певица, профессор консерватории Алевтина Пасхалова, в партии Весны — Фатьма Мухтарова.

Фатьма Саттаровна вспоминала о том — послереволюционном периоде: “. мне дирекция никак не хотела дать петь партию Кармен. Слез я пролила много. Решила пойти к заведующему отдела искусств Д.Н. Бассалыго. Он дал дирекции письменный приказ — немедленно дать мне эту партию. Подействовало. Дебют был удачным”. Так скромно она оценила свое первое выступление в партии, которой потом покорила всю страну. Произошло это замечательное событие 31 декабря 1918 года.

За два года работы в саратовской опере Фатьма исполнила партии Любаши в “Царской невесте” и Леля в “Снегурочке”, стоящих в ряду самых любимых партий меццо-сопрано нового репертуара русских опер. Много она пела в концертах. По приглашению политотдела Юго-Восточного фронта, который базировался в Ростове, с группой саратовских артистов туда выехала и Мухтарова. В то время через Ростов проходили войска К.Е. Ворошилова и С.М. Буденного. Для бойцов Первой Конной армии был дан большой концерт, а после этого, на приеме, Фатьма Мухтарова получила личную благодарность советских полководцев.

Саратовская опера, не имея своего помещения (театр Очкина сгорел), должного состава солистов и художественного руководства, располагая крайне ограниченным репертуаром, на несколько лет прекратила свое существование. В город приезжали оперные труппы, в составе лучших из них была и Мухтарова. Так, в труппе под руководством Г.Ф. Ростовского она пела в ансамбле с замечательными солистами Книжниковым, Никольским, Любченко. В Саратове она выступала в оперных сценах из “Кармен”, “Самсон и Далила”, “Аида”.

Природа щедро одарила эту женщину, предопределив ее судьбу — пробуждать в людях необыкновенные чувства и переживания. В повседневной жизни она не играла ролей, как, увы, бывает с некоторыми актерами. Она была простым, компанейским, доброжелательным, веселым, честным человеком.

В 1924 году она поет на арене Саратовского цирка партию Кармен в постановке режиссера А.И. Канина.

1927 год. Местные газеты сообщают об “открытии оперных спектаклей летнего сезона в городском театре имени Н.Г. Чернышевского с 22 по 31 июля и гастролей Фатьмы Мухтаровой в “Кармен”, “Самсоне и Далиле”, “Аиде”. В. числе других исполнителей имена: Емельянова, Любченко, Книжникова, Шатуновской, Бернгардт.

Город, который “решил мою судьбу” — так Ф.С. Мухтарова называла Саратов. Уже больная, певица мечтала побыть здесь, увидеть своих многочисленных друзей, которые помнили и любили се. К сожалению, мечта ее ушла вместе с ней. Народная артистка Азербайджанской ССР, заслуженная артистка Грузинской ССР Фатьма Саттаровна Мухтарова умерла 19 октября 1972 года в Баку. В памяти тех, кто ее знал, она осталась Актрисой, вышедшей из народа и своим громадным трудом и талантом завоевавшая признание народа.

Использованные материалы: - Грачева Л. Судьба певицы. - Годы и люди. Вып.3. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1988.

Использование материалов со ссылкой на источник.

Источник:

elsso.ru

Фатьма Мухтарова

Фатьма Мухтарова

МУХТАРОВА ФАТЬМА САТТАРОВНА [14(26).III.1893, Урмия, ныне Резайе, Иран – 19.X.1972, Баку] – артистка оперы (меццо-сопрано). Народная артистка Грузинской и Азербайджанской ССР. Родилась в семье певцов. С восьми лет пела и танцевала под шарманку на улицах волжских городов и Тифлиса. Особым успехом пользовалась в Саратове, где ее талантом заинтересовался сотрудник местной газеты "Саратовский листок" Н.М. Архангельский и написал о Мухтаровой ряд статей. Местные меценаты устроили концерт певицы в консерватории (24 мая 1912 г.), после чего М. Медведев принял певицу в свой коллектив. По окончании Саратовской консерватории в 1914 г. (в некоторых источника 1916) была принята в труппу Московской оперы С. Зимина, где выступала до 1917 г.; здесь была партнершей Ф. Шаляпина (в операх "Юдифь" А. Серова, "Жизнь за царя" М. Глинки, "Борис Годунов", "Фауст", "Вражья сила") и Л. Собинова. Позднее пела в оперных театрах Казани, Астрахани, Саратова, Ленинграда, Киева, Харькова, Одессы и др. городов СССР. Мухтарова обладала красивым и сильным грудным голосом, имела яркую сценическую внешность. Умело сочетала вокальное дарование с темпераментной игрой. За 40 лет создала ряд своеобразных музыкально-сценических образов, свободных от обычных оперных штампов. Лучшие партии: Марфа ("Хованщина"), Кармен, Амнерис; Любаша ("Царская невеста"), Азря ("Низами" Бадалбейли), Далила, Марина Мнишек.

Искусство певицы высоко ценили Н. Боголюбов, И. Бродский, А. Луначарский, С. Лемешев, Л. Собинов. Последний концерт певицы состоялся в 1954 году в Тбилисском оперном театре.

Оставив оперную сцену, занималась с молодыми солистами Бакинского оперного театра.

На Бакинской киностудии был создан фильм о творчестве певицы.

Имеется портрет Мухтаровой художника Н. Бродского, назвавшего ее "лучшей в мире Кармен".

1.Годы и люди: [Сб. очерков]. - Вып. 3. - Саратов, 1988.

2.Манжора Б.Г. Саратовский Академический театр оперы и балета. - Ч. 1: ". Солидное артистическое дело". - Саратов, 1996.

Источник:

library.sgu.ru

Кармен бакинской сцены Фатьма Мухтарова, Центр Льва Гумилева в Азербайджане

Кармен бакинской сцены Фатьма Мухтарова

Первые годы XX века. В один из ненастных осенних вечеров на одной из площадей Саратова встретились две девушки-горемыки. Одну из них в городе знали как Катю-шарманщицу, другую по прозвищу «Сирота», которая пела в церковном хоре и в семилетнем возрасте осталась без родителей (отец пропал без вести на Русско-японской войне, а мать умерла).

«Сироте» так понравился голос и песни плохо говорящей на русском языке, продрогшей от холода, девушки Кати-шарманщицы, что она отдает ей свой дневной заработок на фабрике. Никто из них тогда не мог знать, что через несколько лет они обе будут учиться в саратовской консерватории у одного и того же профессора М.Е.Медведева.

И что через несколько десятилетий «Сирота» станет знаменитой исполнительницей русских народных песен, заслуженной артисткой РСФСР Лидией Андреевной Руслановой, а Катя-шарманщица — будущей оперной знаменитостью (меццо-сопрано) Кармен, Народной артисткой Азербайджанской ССР Фатьмой Саттаровной Мухтаровой. Родилась будущая Кармен в Персии (Иран), в городке Урмия, (ныне Резайе) 14 марта 1893 или 1898 года.

Отец ее, Аббас Рзаев, по национальности перс, мать — Сара, татарка, предки которой были из Польши. Отец был уличным певцом, обладал красивым баритоном, мастерски играл на кеманче — древнем струнном смычковом инструменте, прилично зарабатывал. Когда Фатьма была еще в грудном возрасте, родители решили переселиться в Россию. Они остановились в городе Ростове-на-Дону.

Здесь их постигло несчастье. От пения на морозе отец заболел и умер в 28 лет от горловой чахотки. Потом, много лет спустя, Мухтарова вспоминала: «Оставив мне в наследство голос, он унес мое детство и радости…».

Оставшись без средств к существованию, мать выходит замуж за перса — шарманщика Саттара Мухтарова, (поэтому меняется ее фамилия и отчество). Отчим не утруждал себя работой, был жестоким и грубым человеком. В поисках куска хлеба семья кочевала из одного города в другой, передвигаясь то в одиночку, то с такими же горемыками, «перелетными птицами». Позже мать определила Фатьму «в ученье» к уличным певцам.

Трудно было подстраивать свой голос под механическое звучание шарманки. Родители купили ей украинский костюм, а в народе ее стали называть «Катей-шарманщицей». (Шарманку в России иногда называли «Катаринка», и, вероятно, свое прозвище Катя Фатьма получила от слова Катаринка). К десяти годам она уже стала знаменитостью среди собратьев по ремеслу, выступала под аккомпанемент бубна и гармошки.

В 1910 году семья оказалась в Саратове, где она пела и лихо плясала на улицах и площадях, у фабричных проходных. Где бы она ни появлялась, сразу собиралась толпа зрителей, а мальчишки и девчонки бегали за ней ватагой. Ей нравилось перед ними разыгрывать «представления». Двое из таких «поклонников» стали близкими людьми: это будущий ее супруг, адвокат Александр Иванович Малинин и известный советский композитор Константин Яковлевич Листов, с которым ее связывала крепкая дружба.

Воспоминания о Кате Мухтаровой известного профессора, ректора Саратовского университета В.Д. Зернова: «…Хочется мне вспомнить историю одной артистки, Фатьмы Мухтаровой, которая в описываемое время ходила по дворам с шарманкой и под нее пела. Тогда она была девочкой… Жила у своего отчима, который и посылал ее на промысел. Примерно один раз в неделю Катя появлялась и у нас во дворе и, несмотря на свою юность, мощным контральто пела «Пожар московский», «Чайку» и другие песни, за что аккуратно получала пятачок… Так как у Кати был действительно исключительный голос, то ее многие в Саратове знали».

Значительную роль в жизни девочки сыграл редактор газеты «Саратовский вестник» Н.М. Архангельский. Он поместил в газете заметку о Кате Мухтаровой. Нашлись отзывчивые люди — семья железнодорожного служащего Л.Каменского, сына знаменитой оперной певицы М.Д.Каменской — отличного виолончелиста. Каменский взял Катю в свою семью и стал с ней заниматься. Катя в течение первого же месяца сделала, по воспоминаниям Каменского, «поразительные успехи».

Затем Н.М.Архангельский помогает ей, организуя выступления у железнодорожников, которые прошли с «огромными овациями», как писали местные газеты. Осенью 1912 года состоялось ее прослушивание в саратовской консерватории. Ее не приняли. Профессора дали заключение: из ее голоса с диапазоном меньше октавы, притом охрипшим от пения на морозе, ничего не получится.

Человек, сумевший распознать «сокровище в горле» этой удивительной девочки, был знаменитый оперный певец профессор консерватории Михаил Ефимович Медведев, в прошлом артист императорских театров, вошедший в историю оперного искусства как первый исполнитель роли Ленского в опере П.Чайковского «Евгений Онегин».

Он, решив заниматься с ней, много сил тратил на свою ученицу, опекал и защищал ее, считая Фатьму своей «крестницей по искусству».

Из ее воспоминаний: «Его я как-то удивительно понимала. Чудо какое-то случилось… Через два дня восьмая нота прибавилась, за ней девятая, десятая, и пошло, и пошло… Как радостно было учиться и понимать учителя. Уже через две недели Михаил Ефимович заявил, что берется меня учить».

И вот, в саратовскую консерваторию (третья после Петербургской и Московской), торжественно открытую осенью 1912 года, в числе первых ее учеников была зачислена Фатьма Мухтарова по классу профессора М.Е.Медведева. Каким надо обладать терпением и педагогическим мастерством, чтобы учить совершенно неграмотную, плохо говорившую по-русски девочку, сложному искусству оперного вокала. Но надо жить и зарабатывать деньги для себя и своей семьи.

И под чувством страха быть исключенной из консерватории она гастролирует с песнями. Руководство консерватории при содействии Архангельского, принимая во внимание ее тяжелое положение, не только не поставило вопрос об ее отчислении за нарушение дисциплины, но решило назначить ей стипендию. В 1913 г. она впервые приезжает в Баку. Но первый ее концерт в Тагиевском театре не принес ожидаемого успеха. Ведь это были времена, когда женщины-мусульманки еще не выходили на сцену.

Но ей улыбнулась судьба: ее певческий талант замечает Гусейн Кули Сарабский, азербайджанский оперный певец. Именно он взялся найти для Фатьмы спонсора. Он знакомит ее с богатым нефтепромышленником и меценатом, ее однофамильцем, с Муртузой Мухтаровым. В результате два года Фатьма учится в консерватории, получая из Баку деньги, которые ее очень выручали.

Впервые на профессиональной сцене Мухтарова выступила в Городском театре Саратова в драме «Ставка князя Матвея». В 1914 году Мухтарова, выйдя замуж за саратовского адвоката Александра Малинина, решила поехать в Москву «попытать счастья», в частный оперный театр С.И.Зимина. К тому же поводом к этому решению послужило то, что брат ее мужа, живший в Москве, был репетитором у детей Ф.И.Шаляпина. Через него и обратились к великому певцу с просьбой послушать молодую певицу.

М.Е.Медведев, ее учитель, написал рекомендательное письмо. Ф.И. Шаляпин отнесся к Фатьме очень внимательно, послушав ее, сказал: «Голос есть, поставлен прекрасно, надо идти и работать на сцене! Если есть способности артиста — будет большой толк, если нет — так научиться этому нельзя».

Ей предложили работу в этом театре в качестве солистки. Это был первый успех Мухтаровой, работать в театре, в котором выступали крупнейшие русские гастролеры: Федор Иванович Шаляпин, Леонид Витальевич Собинов, Георгий Андреевич Бакланов и другие. Получив одобрение Ф.И.Шаляпина, она поступила в театр. В.Н.Петрова-Званцева, известная артистка московских театров, помогала певице готовить партию Кармен.

Блестящая исполнительница испанских песен и игры на кастаньетах М.Н.Кузнецова-Бенуа, гастролировавшая в парижской «Гранд-Опера», помогала Фатьме овладевать испанским стилем в танцах и игре на сложном инструменте. В этом театре она выступала до 1917 года. Впервые она встретилась в спектакле с Федором Ивановичем, когда он исполнял партию Олоферна в опере А.Н.Серова «Юдифь». Шаляпин не только заметил ее прекрасный голос, но и поздравил с первым выступлением.

Затем были выступления с ним в операх «Борис Годунов», «Жизнь за царя», «Фауст», «Вражья сила». В первый сезон работы в опере Зимина она подготовила и спела сложную партию Вани в опере «Иван Сусанин» М.Глинки (как она вспоминала, оркестр ей «стучал» — оркестранты выражают свое одобрение и восхищение, стуча о пульты смычками). Она была Полина в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама».

В 1918 году на открытие оперного театра, в Саратов с группой солистов зиминской оперы приехала уже не Катя-шарманщица, а оперная певица Фатьма Саттаровна Мухтарова. Первым спектаклем шла опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, где она исполняла партию Весны. 31 декабря 1918 года состоялся дебют партии Кармен в ее исполнении, партия, которая покоряла в последующие долгие годы весь Советский Союз. Теперь уже профессионал, она разъезжает по всей стране с концертами и собирает овации.

В годы гражданской войны вся семья Фатьмы, включая и годовалую дочку Лейлу, находилась в составе концертной бригады на черноморско-азовском фронте. Этот героический шаг имел весьма прозаическое объяснение: артистам бригады выдавали продовольственный паек, что было бесценно в ситуации, когда повсеместно царили голод, разруха и братоубийственная война. Вскоре Фатьма начала получать приглашения в Ростов, Казань, Тбилиси, Баку, Ленинград, Одессу, Свердловск, Пермь.

В 1929 г. ей рукоплещет Большой театр в Москве. Началась жизнь на колесах — узлы, чемоданы, суматоха отъезда, вокзалы… Города и театры сменяли друг друга, и не было города, где бы не признавали таланта Фатьмы Мухтаровой. В Ленинграде, где Фатьма Мухтарова проработала не один сезон, однажды в последнем акте оперы «Кармен» эмоциональный Хосе — Георгий Нелэпп так вошел в роль, что по неосторожности всадил нож в (настоящую испанскую наваху из собственного реквизита актрисы) в спину Кармен — Мухтаровой. Почти на три сантиметра вошла наваха, но в творческом ажиотаже актеры этого не заметили. Но кровь, струящуюся по юбке Кармен, заметили зрители. Была паника, вызывали «скорую» и накладывали швы.

Гастроли в Баку на протяжении всей ее творческой жизни были частыми. Дарование Фатьмы Мухтаровой очень высоко ценили Муслим Магомаев, Узеир Гаджибеков, Гусейн Сарабский. В 1937 г. на сцене Театра оперы и балета им. М.Ф.Ахундова в Баку Фатьма Мухтарова спела Кармен на родном азербайджанском языке и в этой роли стала единственной из всех исполнительниц в Азербайджане.

Спектакль шел в режиссуре талантливого Исмаила Идаят-заде, а над переводом текста трудилась замечательная поэтесса Нигяр Рафибейли. На одной сцене со знаменитым Бюль-Бюлем Фатьма пела Арзу в опере Бадалбейли «Низами». Помнят по сей день многие бакинцы и ее графиню в «Пиковой даме», Азучену в спектакле «Трубадур» и другие партии классического оперного репертуара.

В 1936 г. она становится Заслуженной артисткой СССР, а в 1940 г. — Народной артисткой АзССР. Награждена орденами «Знак Почета» (1946) и Трудового Красного Знамени (1968). В 1938 — 1953 гг. — солистка бакинского Театра оперы и балета им. М.Ахундова. После Саратова Баку — ее вторая родина. Она поселяется не далеко от Девичьей Башни. Но время берет свое. Для любого актера уход со сцены — это трагедия, но для Фатьмы Мухтаровой, актрисы от Бога, — трагедия вдвойне. Поэтому и прощалась с публикой она не в Баку, а в Тбилиси.

Бакинка Лейла ханым Уцмиева, присутствовавшая на последнем ее концерте в Тбилиси, вспоминает: «Когда Кармен появилась на сцене, весь зал поднялся на ноги, встретив ее секундой тишины, а потом раздались аплодисменты, сцену забросали цветами: Мухтарова закрыла лицо локтем и заплакала, и следом за нею заплакал весь зал…». После прощального вечера народ долго не расходился, а машину, в которой Фатьма уезжала из театра, подняли на руки… Это было 12 ноября 1953 года.

Потом, уже в Баку, она сожгла в камине свои многие любимые костюмы. Это были прекрасные костюмы, подлинные произведения искусства, выполненные лучшими художниками, костюмерами и дизайнерами. И теперь все они, свидетели ее былой славы, полыхали в камине, превращаясь в груду пепла. С уходом из театра жизнь ее резко изменилась. Окончились репетиции, гастроли, премьеры. Настала пустота.

Как-то встал вопрос о ее работе в консерватории, но тогдашнее руководство на это так и не решилось — у нее все-таки не было законченного высшего образования, к тому же не член КПСС. Иногда дома репетировала со студентами консерватории. Тогда она вновь оживала, квартира превращалась в сцену. Она молодела на глазах, куда-то исчезали годы, огорчения и болезни, появлялась роковая красавица цыганка Кармен, погубившая доверчивого Хосе.

В памяти тех, кто ее знал, она осталась Актрисой, вышедшей из народа и своим громадным трудом и талантом завоевавшая славу.

Интересны воспоминания лауреата Государственной премии СССР режиссера И.Келлера: «Среди имен оперных знаменитостей 20-30-х годов прошлого века имя Фатьмы Мухтаровой было одно из самых популярных. В любом городе, едва появлялись афиши с ее участием, как вскоре над театральной кассой вывешивался аншлаг: «Все билеты проданы». Среди почитателей ее дарования были художник Бродский, актеры Михаил Жаров и Николай Черкасов, поэты Сергей Есенин и Анна Ахматова, композиторы Глиэр, К.Листов, З.Палиашвили… Это лишь небольшой перечень тех, кто ценил ее талант. Но были еще просто люди, очень разные — тысячи поклонников по всей стране. Они выражали свою любовь искренне и истово. Бывало, не зная адреса, слали свои корреспонденции в оперный театр или консерваторию, а иногда на конверте просто значилось: «Баку, Азербайджан. Народной артистке СССР Фатьме Мухтаровой».

И такие письма, как ни странно, доходили до адресата, хотя горячо любимая народом Фатьма Мухтарова этого звания официально удостоена не была. Да она за почестями, званиями, наградами никогда и не гонялась. Она жила сценой, творчеством, любила жизнь и людей.

Сергей Лемешев писал Фатьме: «Меня всегда очень увлекало ваше сценическое и вокальное мастерство. Весь зрительный зал с каким-то особенным, затаенным дыханием всегда следил за вами, жил вместе с вами жизнью ваших героинь…».

Знаменитый тенор и прекрасный актер Иван Козловский, который пел с Мухтаровой во многих спектаклях, признавался, что по силе актерского темперамента Мухтарову трудно с кем-то сравнить.

Режиссер Н.Н.Боголюбов, много лет проработавший с Мухтаровой в разных театрах, писал о ней: «Казалось, сама природа избрала человеческую индивидуальность, чтобы дарить через нее человечеству свои откровения…».

Народный артист Грузии профессор Дмитрий Мчелидзе писал: «Кто хоть раз видел ее на сцене, тот никогда не забудет черные завораживающие душу глаза Фатьмы Мухтаровой, глаза, выражающие все самые сокровенные чувства человека… Голос Фатьмы всегда звучит в сердцах ее слушателей, даже тех, кому хоть раз довелось ее услышать». Под большим впечатлением от Мухтаровой был поэт Сергей Есенин, который, находясь в Баку, видел премьеру этого спектакля.

Мухтарова настолько поразила его, что он сумел проникнуть за кулисы, а, когда окончилось действие, и Далила-Мухтарова сошла со сцены, Есенин поднял ее на руки и понес в гримерную со словами: «Таких женщин надо носить на руках». «Здесь прежде всего все начистоту, без фальши, без ходуль, все проникнуто натуральным артистизмом, согрето не бутафорским огнем… Впрочем, игрой это и не назовешь, это сама жизнь», — так писали в ленинградских газетах.

Она говорила: «Я родилась свободной и свободной умру!». Оперная дива Фатьма ханым Мухтарова ушла из жизни 19 октября 1972 года.

(По мотивам книги внучки певицы, журналиста и литератора Светланы Владимировны Курочкиной: «Повесть об актрисе», 2004 год).

По данной теме есть следующие сообщения

Источник:

www.gumilev-center.az

Фатьма Мухтарова в городе Челябинск

В этом каталоге вы имеете возможность найти Фатьма Мухтарова по доступной цене, сравнить цены, а также найти иные книги в категории Художественная литература. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Доставка производится в любой город РФ, например: Челябинск, Пермь, Новокузнецк.